Пособия в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование такого института права социального обеспечения, как социальные пособия.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику социальных пособий;
2) на примере конкретных пособий рассмотреть: методы определения размеров пособий и порядок работы отделов Управления социальной защиты по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………….. ... 3

1. Виды и классификация пособий ……………………………… ..............................5
2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий.......................................9
2.1 Методы определения размеров пособий....................................................................9
3. Пособие по безработице как вид социального обеспечения…………………...11

Заключение ………………………………………………………….. ……………......27

Список использованной литературы ……………………………… …………………29

Файлы: 1 файл

Курсоваясына.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

Волгоградский государственный колледж управления и новых технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  учебной дисциплине:  «Правовые основы государственного и муниципального управления»

 

на тему: «Пособия в  системе социального обеспечения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Выполнила

Студентка 3 курса  гр. 11-ГМУ

Кириллова Юлия


 

Проверил 

Преподаватель

______________  Васильева С.А.

     


               

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………….. ... 3

 

1. Виды и классификация пособий ……………………………… ..............................5

2. Порядок назначения  и выплаты отдельных видов  пособий.......................................9

2.1 Методы определения размеров пособий....................................................................9

3. Пособие по безработице  как вид социального обеспечения…………………...11

 

Заключение ………………………………………………………….. ……………......27

 

Список использованной литературы ……………………………… …………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Система государственных  пособий в Российской Федерации  в последние годы претерпела значительные изменения, обусловленные социально-экономическими преобразованиями в стране, приведшими к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, социальной структуре общества и др.

Несмотря на сложные  экономические условия государством принимались и принимаются меры, направленные на смягчение отрицательных  последствий инфляции, безработицы, а также на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения с целью усиления социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, лиц, потерявших работу, и других категорий граждан. Однако действия со стороны государства, к сожалению, не могут полностью преодолеть кризис в социальной сфере, поскольку вплоть до недавнего времени эффективность подавляющего большинства социальных программ оставалась крайне низкой, а выделяемые из бюджета средства «распылялись» и не всегда доходили до своих адресатов.

В настоящий момент назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.

Цель работы: исследование такого института права социального обеспечения, как социальные пособия.

 

 

 

Задачи исследования:

1) дать общую характеристику  социальных пособий;

2) на примере конкретных  пособий рассмотреть: методы определения размеров пособий и порядок работы отделов Управления социальной защиты по назначению и выплате социальных пособий, льгот и компенсаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  1. Понятие, виды и классификация пособий

Пособия — денежные выплаты, производимые гражданам ежемесячно, единовременно, либо периодически с целью возмещения утраченного им заработка, либо с целью оказания материальной поддержки. 
           В настоящее время в Российской Федерации действует достаточно разветвленная система государственных пособий и компенсационных выплат.

Существуют следующие  виды пособий:

1) пособие по временной  нетрудоспособности;

2) пособия гражданам,  имеющим детей: пособие по беременности  и родам; единовременное пособие  женщинам, вставшим на учет в  медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка;

3) пособие по безработице;

4) единовременные пособия гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;

5) единовременное пособие  медицинским работникам, заразившимся  вирусом иммунодефицита человека  при исполнении служебных обязанностей;

6) единовременное пособие  гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

7) социальное пособие  на погребение;

8) пособия в связи  с трудовым увечьем и профессиональным  заболеванием;

9) социальным пособия  гражданам, уволенным с военной  службы;

Пособия следует отличать от компенсационных выплат, которые адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина.

Российское законодательство предусматривает несколько видов  компенсационных выплат (иногда при  этом называя их пособиями или субсидиями):

1) матерям (или другим  родственникам, фактически осуществляющим  уход за ребенком), состоящим в  трудовых отношениях на условиях  найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу  за ребенком;

2) студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;

3) неработающим трудоспособным  лицам, осуществляющим уход за  нетрудоспособными гражданами;

4) неработающим женам  лиц рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

5) пособие супругам  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, в период  их проживания вместе с супругами  в местностях, где они вынуждены  не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;

6) на детей, находящихся  под опекой и попечительством  в приемной семье;

7) на питание обучающимся  в государственных, муниципальных  общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;

8) единовременное пособие  вынужденным переселенцам;

9) единовременное пособие  беженцам;

10) отдельным категориям  инвалидов (на санаторно-курортное  лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);

11) на оплату жилья  и коммунальных услуг.

В отличие от пенсий, выступающих  в качестве постоянного и основного  источника средств к существованию, пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащей дополнением к основному источнику средств к существованию (заработку или пенсии).

Многочисленные пособия  в системе социального обеспечения  могут быть классифицированы по различным  основаниям:

1) по целевому назначению;

– пособия, компенсирующие заработок полностью или частично;

– пособия, предоставляемые  как дополнительная материальная помощь;

2) по продолжительности  выплаты пособия:

– единовременные;

– периодические (ежемесячные);

3) по родам социального обеспечения, к которым относятся те или иные пособия:

– пособия по обязательному  социальному страхованию;

– пособия по государственной  социальной помощи;

4) по источнику выплаты  пособия:

– из социальных внебюджетных фондов;

– из федерального бюджета и т.д.

Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.

1. Пособие по временной нетрудоспособности:

Предоставление данного пособия  регулируется Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

2. Пособия гражданам, имеющим  детей:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях  в ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие при рождении ребенка;

г) ежемесячное пособие за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

д) ежемесячное пособие на ребенка. Условия и порядок предоставления указанных пособий регламентируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп.).

Пособия следует отличать от компенсационных  выплат. Эти выплаты адресованы относительно узкому кругу лиц, нуждающихся в  социальной поддержке и помощи по обстоятельствам, не зависящим от гражданина. В некоторых случаях законодатель прямо называет их таковыми, а в некоторых применяет иные термины (например, «пособие»), но предусматривает их компенсационный характер.1

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2. Порядок назначения и выплаты отдельных видов пособий

                      2.1 Методы определения размеров пособий

 

Действующее законодательство не содержит единого порядка определения  размеров пособий и предусматривает  для этого несколько способов.

1) Определение размеров пособий исходя из твердей (базовой) суммы. Таким образом определяются как правило, размеры тех пособий, которые по своему целевому назначению должны компенсировать дополнительные расходы и выплачиваются наряду с другими источниками дохода (заработок, пенсия и т.д.), единовременное пособие по случаю рождения ребенка, пособие на погребение и др.

В качестве базовой суммы  для определения размеров социальных выплат продолжительное время использовался  минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Например, размер пособий гражданам, имеющим детей, устанавливался следующим образом: единовременное пособие по случаю рождения ребенка – 15 МРОТ, пособие на время отпуска по уходу за ребенком до полутора лет-2 МРОТ ежемесячно, пособие на ребенка до шестнадцати лет – 70% от МРОТ ежемесячно и т.д. Но поскольку МРОТ был очень низок, Федеральным законом «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» было предусмотрено, что размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат в Российской Федерации, определенные в соответствии с законодательством РФ в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении).

При этом минимальные  размеры стипендий, пособий и  других обязательных социальных выплат устанавливаются ежегодно федеральным законом. Так, на 2001 г. базовая сумма для определения социальных выплат была установлена в размере 100 рублей в месяц, а с 1 января 2002 с размеры отдельных видов пособий были увеличены в 2,5–3 раза. Однако и при таком способе определения размеров пособий их размеры никак не привязаны к прожиточному минимуму.

2) Определение размера  пособий исходя из прожиточного  минимума. Для отдельных видов  пособий закон прямо предусматривает  определение их размера исходя из прожиточного минимума. Это пособия, которые предоставляются с целью обеспечить хоть какой-то источник средств к существованию при отсутствии заработка или иного дохода. Так, размер пособия по безработице может составлять 20,30 или 40% величины прожиточного минимума, начисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

3) Определение размера  пособия исходи из заработка  получателя пособим. Таким образом  определяются размеры тех пособий,  которые по своему целевому  назначению призваны заменить (полностью или частично) временно утраченный заработок получателя этого пособия. К числу таких пособий относятся: пособие по временной нетрудоспособности, которое устанавливается в размере от 60 до 100% от среднего заработка получателя пособия; пособие по беременности и родам, которое назначается в размере среднего заработка (денежного довольствия, стипендии) женщины на время ее отпуска по беременности и родам; пособие по безработице для граждан, которые за последние 12 месяцев перед признанием их безработными отработали не менее 26 календарных недель работы на условиях полного рабочего времени, назначаемое в размере от 75 до 45% от заработка получателя пособия.2

 

          3. Пособие по безработице как вид социального обеспечения

Безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.3

Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.

Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид гражданин Сидоров не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.

Информация о работе Пособия в системе социального обеспечения