Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 09:18, реферат
Актуальность темы.
Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее особой актуальностью и значительностью.
В данной работе являются правовые основы связанные с удовлетворением жилищных потребностей в общем и право собственности граждан на жилое помещение в частности, порядок приобретения в собственность жилья.
Недвижимость в России - бесценный капитал, дарованный природой, созданный трудом, предшествующих поколений людей, живших и живущих на Российской земле. Гражданское Общество заинтересовано в сокращении и приумножении народного достояния. Право собственности на недвижимое имущество регулируется различными отраслями права. В своей работе я опиралась на нормы гражданского, жилищного, а также конституционного права.
-исключительно федеральное имущество;
-федеральное имущество, переданное в собственность субъектов РФ.
К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.13
Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.), земли особо охраняемых природных территорий. Это означает, что по сути они также изъяты из имущественного (гражданского) оборота.
В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях, например при обращении взыскания по требованиям кредиторов, может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве. Это федеральное имущество нельзя, следовательно, считать изъятым из оборота.
Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанное имущество составляет экономическую базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц. Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, т.к. унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п.5 ст.113 ГК РФ). По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п.2 ст.296 ГК РФ), либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п.7 ст.63 ГК РФ), что, впрочем, возможно и применительно к обычному унитарному предприятию (п.1 ст.295 ГК РФ).14
Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), составляет казну публично-правового образования. Казну соответствующего публично-правового образования в первую очередь составляют бюджетные средства (п.1 ст.102 Бюджетного кодекса РФ) СЗ РФ. - 2008. - № 1 (ч.1). - Ст. 112. . Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п.1 ст.126 ГК РФ).
Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).
Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность, связанный с отчуждением большого количества объектов, находившихся в публичной собственности в силу особенностей организации прежней, о государственной экономики. Она является временной, переходной мерой по формированию материальной базы для развития рыночного хозяйства и соответствующего ему нормального, а не урезанного имущественного оборота .
В соответствии со ст.217 ГК РФ порядок приватизации должен устанавливаться специальными законами, а общие правила Кодекса о приобретении и прекращении права собственности применяются здесь лишь в той мере, в какой соответствующие отношения не урегулированы указанными законами. К специальным законам о приватизации относится: ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) СЗ РФ. - 2008. - № 30. - Ст. 2704., Закон РФ от 04.07.1991 № 1541 - 1 (ред. от 11.06.2008)"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации жилья) СЗ РФ. - 2008. - № 36. - Ст. 3668. и др.
Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизируемого имущества являются гражданско-правовыми договорами (договорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права. Вместе с тем содержание таких договоров, а также порядок их заключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватизации конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего правомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Порядок осуществления этого правомочия установлен специальными нормативными актами о приватизации.
Специфика правоотношений приватизации проявляется в особенностях:
-субъектного состава,
-объектов,
-способов приватизации.
В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник. Согласно ст.6 Закона о приватизации функциями по приватизации по общему правилу обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который наделен Правительством РФ полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Таким органом сегодня является Министерство экономического развития РФ . Аналогичным образом организуется приватизация государственного и муниципального имущества.
В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п.1 ст.5 Закона о приватизации могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%.15
В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:
1) имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. ст.11, 27 и 28 Закона о приватизации);
2) отдельные здания, строения,
сооружения, а также объекты,
3) акции открытых акционерных обществ (ст. ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации);
4) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст.29 Закона о приватизации);
5) земельные участки (ст. ст.28, 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ) СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 1247.;
6) жилые помещения (ст.2, 11 Закона о приватизации жилья).
Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находящегося в публичной собственности недвижимого имущества.
Приватизация осуществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст.13 Закона о приватизации относятся:
1) преобразование унитарного
предприятия в открытое
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых
акционерных обществ на
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами
территории Российской
6) продажа акций открытых
акционерных обществ через
7) продажа государственного
или муниципального имущества
посредством публичного
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых
акционерных обществ по
Приватизация жилых помещений осуществляется путем их безвозмездного либо возмездного приобретения в собственность проживающими в них гражданами (ст.1 Закона о приватизации жилья), а приватизация земли - путем возмездного или безвозмездного приобретения гражданами либо юридическими лицами в собственность земельных участков установленного размера (п.2 ст.28, ст.33 Земельного кодекса РФ). В особом порядке приватизируется недвижимое государственное имущество, находящееся за рубежом.
Таким образом, приватизацию можно определить как отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав).17
1.4 Право общей собственности
Общей собственностью называется присвоенность обособленных объектов материального мира двумя и более лицами . Общая собственность предполагает два обязательных условия:
- наличие одной вещи как объекта права;
- нескольких субъектов того же права.
Общая собственность может возникнуть в отношении имущества двух и более лиц, если оно не может быть разделено без существенного ущерба его потребительским свойствам (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Для нее характерно переплетение отношений, с одной стороны, сособственников ко всем третьим лицам, с другой — отношений между самими сособственниками. Первые по своей юридической природе носят абсолютный характер, второй — относительный.
Право общей собственности имеет место тогда, когда одно и то же имущество принадлежит на праве собственности двум или нескольким лицам, то есть у одного и того же имущества не один собственник, а несколько. Такими собственниками могут быть несколько граждан, несколько юридических лиц или несколько субъектов Российской Федерации, а может быть и смешанное имущество, когда сособственниками становятся несколько граждан или несколько юридических лиц, а может быть еще и несколько субъектов РФ или муниципальных образований. То есть здесь может быть комбинация субъектов гражданского права. Все они сообща могут владеть, пользоваться, распоряжаться каким-то общим имуществом. И тогда мы говорим об общей собственности.
Объектом права общей собственности могут быть как индивидуально-определенные вещи, так и совокупность вещей, образующих единство (например, крестьянское хозяйство как имущественный комплекс, имущество, входящее в наследственную массу, и т.д.) . Так, в качестве объекта права общей собственности также может выступать либо какая-нибудь одна вещь, скажем, жилой дом или нежилое строение, или совокупность вещей, скажем, предприятие, как имущественный комплекс. И в качестве объекта права общей собственности могут выступать все те материальные объекты, которые могут выступать в качестве объектов индивидуальной собственности: либо частной собственности, либо государственной собственности.
Содержание права общей собственности включает в себя право нескольких лиц сообща владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом, так как содержание любого субъективного права составляют три правомочия: по владению, пользованию и распоряжению.
Таково содержание права общей собственности. Но поскольку здесь несколько собственностей, то право общей собственности означает право нескольких лиц сообща владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом. Когда имущество принадлежит одному лицу, физическому лицу – гражданину или юридическому лицу, то вполне понятно, как это лицо осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению: по своему усмотрению. А тогда, когда собственников несколько, то вопрос о том, как осуществлять эти правомочия, приобретает определенные сложности.
Порядок осуществления правомочий по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом зависит от того, какой вид общей собственности имеет место.18
Гражданское законодательство выделяет два вида собственности: общую долевую и общую совместную собственность [1; п. 2 ст. 244]. При этом значение общего правила имеет общая долевая собственность. Это означает, что если возникла общая собственность, то она, как правило, носит долевой характер. Только в случаях, прямо предусмотренных законом, возникает общая совместная собственность.