Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:27, курсовая работа
Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению– вынесению акта применения права. Особое внимание при изучении вопроса применения норм права следует обратить на требования, предъявляемые к правоприменению, так как неисполнение этих требований может привести к потере правоприменительными органами своего авторитета и доверия со стороны населения.
1
Введение.
2
Глава 1. Понятие применения права и его признаки.
3
Глава 2. Стадии применения права.
7
2. 1. Установление фактических обстоятельств дела.
7
2. 2. Установление юридической основы дела.
8
2. 3. Вынесение решения по делу.
10
Глава 3. Акты применения права, их виды. Отличие от нормативно-правовых актов. 12
Глава 4. Требования, предъявляемые к правоприменению.
16
Заключение.
19
Список использованной литературы.
"Низшая критика"касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, т. е. погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или, в крайнем случае, выверенной и завизированной копией официального текста. На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация –юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие. На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.
На последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвеститолкование нормы права. Этой деятельностью занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям. Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку “сам процесс толкования правовых норм–сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания” [7Лазарев В. В. Липень С. В. Учебник “Теория государства и права” М. 1998 г, стр. 317]
, то есть это деятельность
субъективна, и именно здесь
может возникнуть опасность
3. Вынесение решения по делу.
Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т. д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:
1. Его юридическое значение
может состоять в юридической
констатации, т. е. признание
существования определенных
Решение юридического дела
- наиболее ответственный акт, и не
только в том смысле, что субъекты
принимающие решение
В практической деятельности
все три указанных стадии переплетены,
нередко выражаются в одних и
тех же действиях. Кроме того, в
практической работе выделяются стадии
разбирательства уголовных и
гражданских дел, когда в эту
работу включаются наряду с судом
и другие юридические органы. Так,
в уголовном процессе выделяются
стадии предварительного следствия, судебного
разбирательства, исполнения приговора.
В гражданском процессе - стадии
судебной подготовки, судебного рассмотрения
спора, исполнения решения. Однако во всех
этих случаях в центре сложной
юридической деятельности остается
то, что относится к применению
права - установление фактических обстоятельств,
выбор и анализ юридических норм
и решение юридического дела.
Глава III.
Акты применения права, их виды. Их отличия от нормативно-правовых актов.
Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы и решения, полученные на других двух стадиях правоприменения.
“Правоприменительный акт – это документ, в котором содержится индивидуально–конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела”. [8Лазарев В. В. Липень С. В. Учебник “Теория государства и права” М. 1998 г, стр. 313. ] Это определение предполагает, что правоприменительный акт – это документ, но он может быть выражен и словом (например, голосование судьи если в судебном заседании принимает участие более одного судьи), и даже жестом (например, взмах жезлом работника ГИБДД). Поэтому более подходящим представляется определение В. В. Лазарева: “Правоприменительный акт–государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления”. [9Общая теория государства и права. Учебник под редакцией В. В. , Лазарева М. 1996 г. стр. 213]
“Акт правоприменения является разновидностью понятия "акт управления" и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления результат правоприменительной деятельности”. [10 В. А. Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" стр. 100-107. ] Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.
Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами.
Во-первых, акт применения
исходит от компетентных органов, поэтому
и сам носит государственно-
Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими. В-третьих, акт применения права является обязательным к исполнению. Он обладает юридической силой–свойством порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила правоприменительного акта базируется на государственно-властных полномочиях принимающего его органа и на юридической силе применяемой нормы права. В-четвертых, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.
Большинство актов применения права являются актами - документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права - уголовного, гражданского, административного. Наименование акта правоприменения может совпадать с наименованием нормативно-правового акта (например, “указ”), поэтому необходимо четко представлять принципиальные отличия одних от других. Самое главное отличие состоит в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых–нормы права, то есть предписания общего характера. “Нормы права адресованы всем, кто оказался в определенных условиях, они регулируют определенные виды общественных отношений и рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуально-конкретные предписания адресованы конкретным субъектам права, они регулируют конкретные общественные отношения (конкретные ситуации) и имеют обычно разовое значение”. [11Лазарев В. В. Липень С. В. Учебник “Теория государства и права” М. 1998 г. , стр. 315-316]
Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям: по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т. д. по субъектам их издающимразличаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.
в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм праваправоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные. Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.
Регулятивные актынаправлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей. Правоохранительные актыобеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения. по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты- это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда).
Вспомогательные- это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий).
в зависимости от действия во времениправоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);
по предмету правового регулированияразличают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;
в соответствии с тем, какие
юридические последствия
по тому, на какой круг
лиц распространяют свое действие акты
применения различают: общего действия
и индивидуальные; по внешней форме
выражения правоприменительные
акты могут быть устными, письменными
и конклюдентными; по степени отражения
нормативного веления в содержании
актов: а) первичные
б) производственные
в) смешанные
по сферам использования:
а) хозяйственные
б) социально-культурные
в) административно-политические.
Любая деятельность плодотворна
и эффективна, когда осуществляется
с полным пониманием дела. Выявление
эффективности
Глава 4
Требования к правоприменительной деятельности.
Правоприменение всегда связано
с уяснением смысла правовых требований.
Основными требованиями к правоприменительной
деятельности являются: ОБОСНОВАННОСТЬ
- это означает, что:
Должны быть выявлены все относящиеся
к делу факты;
Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными; 3. Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.
Обоснованность - это подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами. Важность этого требования подтверждается хотя бы тем, что правило по которому неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, прописано в части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.
Второй аспект целесообразности
в праве - это соответствие деятельности
лиц в рамках закона конкретным условиям
места и времени, наиболее целесообразное
осуществление нормы в
Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения.