Проблема неравного доступа к правосудию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 14:59, реферат

Описание работы

Конституция РФ устанавливает право граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Гарантией таких прав может быть лишь доступность юридической помощи для большинства населения. Предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам обеспечивается, в основном, адвокатурой.
Наша сегодняшняя задача - поставить интересы личности и человека превыше всего, гарантировать их охрану от посягательств бюрократической машины, должностных лиц, министерств и ведомств. И в этом решающую роль должна играть юридическая система, все правоохранительные органы, и в первую очередь суд, прокуратура, милиция, адвокатура.

Файлы: 1 файл

Проблема неравного доступа.docx

— 36.18 Кб (Скачать файл)

К сожалению, такие  оценки работы некоторых адвокатов  по назначению можно услышать лишь в частных беседах с доверителями и представителями адвокатского сообщества, так как одним из слабых мест системы ex officio является почти полное отсутствие контроля за качеством оказываемой помощи, если не считать таковой процедуру рассмотрения жалоб доверителей в дисциплинарном порядке, которая представляет собой лишь последующий контроль. Ни официальных данных адвокатских сообществ, ни независимых исследований качества юридической помощи, оказываемой адвокатами по назначению, по состоянию на декабрь 2003 г. не существует.

Еще одной институциональной  проблемой системы ex officio следует признать тот факт, что в силу сложившихся условий по одному делу в разное время нередко осуществляют защиту несколько адвокатов по назначению, особенно когда следственные действия и судебное разбирательство значительно разнесены во времени. Это еще более усугубляет проблему плохой подготовки и недостаточного знакомства с материалами дела.

Наконец, есть еще  три проблемы специфичные для  России. Во-первых, в беседах, как  с адвокатами, так и с лицами, привлекавшимися к уголовной  ответственности, нередко можно  услышать о негласном сотрудничестве между следователями и адвокатами. Недобросовестный следователь рекомендует подозреваемому или обвиняемому воспользоваться услугами конкретного адвоката в обмен на те или иные послабления. Это не может не вызывать озабоченности в свете еще одной проблемы, также известной из частных бесед с бывшими доверителями: некоторые из работающих по назначению адвокатов взимают с подзащитных гонорар в неофициальном порядке (по понятным причинам сообщения о таких фактах редко оказываются в поле зрения дисциплинарных органов адвокатских сообществ). Наконец, во многих малонаселенных регионах и в сельской местности существует проблема нехватки адвокатов. Попытка решить эту проблему предпринята Законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", ч. 1 ст. 24 которого предусматривает, что "в случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию". Эффективность этого решения покажет время.

Мы остановились лишь на нескольких наиболее актуальных проблемах предоставления бесплатной юридической помощи по уголовным  делам в Российской Федерации. Но даже сейчас можно утверждать, что, несмотря на законодательное закрепление беспрецедентно широкого доступа граждан к бесплатной юридической помощи, существующая система ее предоставления далека от эффективности.

Гражданские дела

В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. Представителем гражданина по гражданскому делу может быть любое дееспособное лицо, которому выдана соответствующая доверенность доверителем. Бесплатная юридическая помощь по гражданским делам гарантирована лишь гражданам РФ, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, и только по определенным категориям дел, перечисленным в ч. 1 ст. 26 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации":

·  истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

·  ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

·  гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

·  гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической  помощи бесплатно, а также порядок  предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 26). По состоянию на декабрь 2003 г. такие нормативные акты были приняты лишь в некоторых из субъектов РФ, хотя соответствующие проекты во многих случаях внесены на рассмотрение законодательных органов. Поэтому, например, Совет адвокатской палаты г. Москвы принял решение до их принятия "исходить из презумпции малообеспеченности гражданина, заявляющего об отсутствии средств для оплаты юридической помощи". Еще одной категорией лиц, юридическая помощь которым оказывается бесплатно во всех случаях, являются несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует обратить внимание на то, что, в законе отсутствует  не только механизм, но даже и указание на то, что государство должно компенсировать расходы на оплату труда адвокатов  по гражданским делам из бюджета (в отличие от оплаты работы адвоката по назначению по уголовным делам). Вопрос об ограничении круга граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, лишь теми лицами, доход которых ниже прожиточного минимума, представляется дискуссионным (с одной стороны, к этой группе относится около 25% граждан в среднем по стране, а в некоторых регионах эта цифра достигает 50%, с другой стороны, способность во всех случаях оплатить юридические услуги части населения, не попадающей в эту группу, вызывает сомнения). До принятия соответствующих нормативных актов субъектами Федерации сложно сказать, насколько реалистичны будут требования к документам, необходимым для получения бесплатной помощи, и процедура ее предоставления. Что же касается относительно узкого круга вопросов, по которым беднейшие граждане смогут получить консультацию, то он, как представляется, ставит под сомнение реализацию конституционных гарантий доступа к квалифицированной юридической помощи. Ведь в этот круг вопросов не вошли жилищные, брачно-семейные, трудовые споры, обжалование действий должностных лиц, и многие другие проблемы, возникающие у этой категории граждан в их повседневной жизни. И здесь снова встает вопрос об оптимальной организации системы предоставления юридической помощи.

Очевидно, что  адвокаты просто физически не способны взять на себя решение этой огромной социальной проблемы, как не может  решить ее в полном объеме и государство. Безусловно, обеспечение доступа  граждан к качественной юридической  помощи непростая задача для любого государства, особенно для России с  ее огромной территорией, многочисленным населением, региональными различиями и сравнительно низким уровнем жизни.

Основываясь на вышеизложенном и подходя с реалиями сегодняшнего дня к данной проблеме, возможно, всё упростить до утверждений: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке" и "Спасение утопающего - дело рук самого утопающего". Это значит, что ни гражданам, ни адвокатам в ближайшей перспективе не стоит ждать от государства никаких шагов для разрешения этих вопросов. Нам кажется, что государство такое положение устраивает: удобнее управлять бесправным, необразованным населением, которое не имеет возможности защитить свои права. Каплей в море выглядит самоотверженная работа нескольких правозащитных организаций, которых становится всё меньше в связи с отсутствием доступа к финансовым ресурсам и закрытием программ международных благотворительных фондов. Поэтому, каждому, кто нуждается в помощи профессионального юриста надо постараться ответить для себя на несколько вопросов. Воспользоваться ли услугами адвоката по назначению? Нанять ли профессионала, который пользуется уважением, и которого рекомендуют вам люди? Искать где-нибудь правозащитную организацию, при том неизвестно - решат они вам помочь или откажут?

Получается, что  по уголовным делам вы вынуждены будут опираться на помощь любого адвоката, который возможно недостаточно квалифицированный, не заинтересован в эффективной защите клиента, работает на следствие (дознание) и смотрит в рот судье.

Что касается гражданских дел, то практика показывает, что найти бесплатного адвоката для представления ваших интересов - это задача из области фантастики. Возникает закономерный вопрос, как быть в условиях, когда наличие возможности оплатить (реально) услугу - приравнивается к возможности защититься (реально)?

Пути решения  данной проблемы, с нашей точки  зрения, необходимо искать в опыте  частичного применения наиболее успешных и приемлемых зарубежных моделей. Анализ показывает, что обычно системы бесплатного  предоставления правовой помощи финансируются  из государственного бюджета. Бывает, что федеральные и местные  органы власти делят между собой  эти обязательства. При недостаточности  государственных средств изыскиваются альтернативные источники финансирования, связанные со спецификой государств и различных правовых систем.

Мы понимаем, что финансовых ресурсов на эти цели в федеральном бюджете России нет, а про местные бюджеты (может, за исключением Москвы) не стоит  даже вспоминать. Поэтому, правильнее будет не надеяться на государство, а позаботимся о себе самим. Будем  рассуждать здраво, прагматично и  подумаем, где взять деньги для  того, чтобы нанять адвоката, который  поможет решить проблему, будет помнить  об адвокатской этике и т.д.

Самый очевидный  вариант, который напрашивается - это  взять кредит в банке. В России настоящий бум потребительского кредитования. В кредит теперь можно  купить практически любую бытовую  технику, автомобили, мебель, а также  съездить отдохнуть за границу, провести свадьбу, вылечить зубы или сделать  косметическую операцию. Банки наперебой  предлагают населению свои услуги. Только в прошлом году граждане взяли  в долг гигантскую сумму - 280 миллиардов рублей, в то время как на депозиты положили 210 миллиардов. На начало 2006 года только в Сбербанке кредитовались  около 7 миллионов человек, если предположить, что в остальных кредитных учреждениях обслуживается примерно такое же количество, то суммарно это примерно 15 миллионов граждан.

Если вы можете позволить себе взять в кредит холодильник или телевизор, то почему бы вам не поступить аналогичным  образом в ситуации, когда необходимо защищать свои права и интересы. Как показывает опыт, большое количество граждан сталкивается с проблемами в области жилищного, трудового, семейного права, права собственности, социального обеспечения, иммиграции и других. Количество подобных дел, которые отложены людьми до того времени, когда появятся деньги, на самом  деле очень внушительно. Если появится интерес, то можете провести собственное  мини-исследование и опросите родственников, знакомых и т.д. - результаты вас удивят. Люди не решают проблемы и тянут  до последнего (при исковой давности в 3 года) только потому, что нет денег  на государственную пошлину, подготовку искового заявления и т.д. Нужно  учесть и психологический момент: отдавать кругленькую сумму за нечто  абстрактное, кому-то незнакомому очень  не хочется. А если это деньги, которые  ты и в руках не держал - они  и воспринимаются как деньги банка (чужие), поэтому их и отдать не жалко (такой самообман).

Но если разобраться, то речь идёт о не очень больших  деньгах. Подобные дела (в среднем) будут  находиться в ценовом разбросе от 10 до 30 тысяч рублей в среднем. Каждый адвокат устанавливает свою цену в зависимости от своего авторитета, места нахождения и т.д. (где-нибудь в Удмуртии или Кировской области  с вас могут взять 3 тысячи рублей, а в Москве - 3 тысячи долларов). Кредиты  в таком размере, как правило, относятся к категории "мини-кредитов" и не нуждаются в поручителях  и обеспечении.

Однако при  всей очевидности этого решения  есть и сложности, которые не позволяют  клиентам и адвокатам эффективно работать по этой схеме. Прежде всего, в банках отсутствуют специальные  программы по кредитованию юридических  услуг, несмотря на всю очевидность  их необходимости. В то время, как турпоездки, косметика, лечение зубов и прочее - пожалуйста! Многие юридические лица, вероятно, тоже воспользовались бы этой услугой т.к. это удобно и может позволить более эффективно защищать свои интересы в арбитражных и других судах. Такой подход, когда человек вынужден брать потребительский кредит без уточнения цели, приводит к затягиванию сроков его получения, а также увеличивает вероятность отказа. А если эту цель уточнить - то отказ вам будет обеспечен с вероятностью 75-80%. Это не приемлемо, деньги необходимы срочно и сейчас. Как же быть?

Выходом может  быть организация эффективного взаимодействия (кредитной линии) между кредитной  организацией (банком) и адвокатом (адвокатским  образованием) на основе механизма  связанного кредитования, широко используемого  в настоящее время для кредитования физических лиц, при приобретении ими  товаров и услуг. В этом случае получается схема, которая удобна для  практической работы для всех сторон договорных отношений.

Всю предварительную  работу по сбору информации о клиенте  сможет провести адвокат (адвокатское  образование), однако, это не означает, что служба безопасности не будет  проверять эти сведения. Это значит только то, что дополнительная ответственность  за возврат кредита будет частично возложена на адвоката, который будет  заинтересован в длительном сотрудничестве с кредитной организацией.

Самое главное  при получении услуги - это скорость, т.е. как быстро представитель или  защитник займётся вашими проблемами. От этого почти всегда зависит, не потеряете ли вы деньги (в лучшем случае), а можете и свободы лишиться (в худшем случае). Основным результатом  должна быть доступность квалифицированной  юридической помощи для большинства  населения. При этом:

  • Граждане получат возможность реализовать своё право равенства перед законом, вне зависимости от материального положения. Использование механизма кредитования позволит выбирать наиболее квалифицированного специалиста на рынке юридических услуг.
  • Банк получит постоянный приток новых клиентов, комиссионное вознаграждение по операциям кредитования, эффективное коммерческое использование своего капитала.
  • Адвокат, также, получит приток новых клиентов, увеличение коммерческой эффективности от деятельности, получение дополнительных гарантий оплаты своих услуг.

Информация о работе Проблема неравного доступа к правосудию