Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 12:26, курсовая работа
Цель данной работы – создание целостной концепции правового института прокуратуры, определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов, исследование основных факторов, обусловливающих организацию и деятельность органов прокуратуры. В работе были поставлены следующие задачи:
- определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов
- определить нормативно-правовое регулирование и принципы деятельности органов прокуратуры, структуру прокуратуры, правовой статус работников прокуратуры ;
- -сформировать выводы.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. Правовой статус прокуратуры в РФ…………………7
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование Полномочий прокуратуры и принципы деятельности органов прокуратуры……13
2.1. Правовые основы деятельности прокуратуры……………...…...13
2.2. Принципы организации деятельности прокуратуры…………...18
2.2.1. Принцип независимости………………………………………..19
2.2.2. Принцип гласности……………………………………………...19
2.2.3 Принцип централизации системы прокуратуры……………….20
Глава 3. Структура органов прокуратуры………………….………....25
Глава 4. Правовой статус работников прокуратуры……………….....30
Заключение……………………………………………………………...36
Библиографический список…………………………………………....41
Минобрнауки России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного управления»
на тему: Прокуратура как правовой институт
Выполнил студент :
проверку:_________________
Оценка:______________________
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Место и роль прокуратуры
в системе государственных органов.
Правовой статус прокуратуры в РФ……………………………….…7
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование
Полномочий прокуратуры
и принципы деятельности органов прокуратуры………………… ..13
2.1. Правовые основы деятельности прокуратуры……………...…...13
2.2. Принципы организации
2.2.1. Принцип независимости………………………
2.2.2. Принцип гласности…………………………………
2.2.3 Принцип централизации системы прокуратуры……………….20
Глава 3. Структура органов прокуратуры………………….………....25
Глава 4. Правовой статус работников прокуратуры……………….....30
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………....41
Введение
Разделение властей в государственном механизме России не означает понимание прокуратуры как самостоятельной ветви власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной, однако нельзя думать, что принцип разделения властей не оставляет места для самостоятельной надзорной роли прокурорской системы, и сделать вывод о необходимости растворения прокуратуры либо в рамках судебной системы, либо в структуре исполнительной власти. в частности передача в систему Министерства юстиции России.
Фундаментальные ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная, олицетворяющие собой единую государственную власть и ее разделения, функционально самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется реальными потребностями государственно-правовой жизни, необходимостью демократического контроля и сдерживания любой из основных ветвей власти. С другой стороны, важно, чтобы эти институты вписывались в рамки демократического устройства государства и содействовали балансу фундаментальных ветвей власти.
В российских условиях прокуратура и выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов». Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они не исходили. Вместе с тем, прокуратура всей своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных властей, их совокупному согласованному функционированию как единой государственной власти. Все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым.
Возрастание роли прокуратуры в становлении и развитии демократического федеративного правового государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый и пока еще единственный надежно работающий элемент формирующейся системы обеспечения разделения и взаимодействия властей. На это должны быть специально ориентированы все функции прокуратуры.
Специфика роли прокуратуры заключается в ограниченности, «усеченности» полномочий, в организационной либо процессуальной подконтрольности основным ветвям власти. Так, прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов. Некоторые процессуальные решения прокурора, включая дачу санкции на арест, подконтрольны суду и могут быть им отменены или изменены. Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти, должностных лиц принимаются не прокурорами, а вышестоящими властными структурами или судами. Основное правомочие прокурора выявить нарушение закона, поставить вопрос об ответственности, защитить невиновного.
Подчинение прокуратуры исполнительной либо судебной власти в настоящий момент может разрушить сложившуюся систему «сдержек» и «противовесов», усилить опасность нарушения законов. Исполнительные органы и судебная власть так или иначе применяют закон. Нарушения Конституции, Федеральных законов судами, органами исполнительной власти чреваты тяжкими последствиями. Если не иметь независимого от них прокурорского надзора, то практически выпадает одно из ведущих звеньев механизма реагирования на нарушения законов судами, а если подчинить прокуратуру исполнительной власти, получится, что последняя осуществляет надзор за исполнением законов представительными органами и в определенной мере - судебной властью. Очевидно, что такой надзор все-таки должен иметь иные правовые основания.
Прокуратура является важной опорой органов государственной и прежде всего президентской власти в ее усилиях по преодолению нестабильных правовых отношений в обществе, повышению авторитета законов и подзаконных актов.
В предмет деятельности прокуратуры входят постоянный надзор за исполнением наряду с законами и указов Президента, имеющих силу закона и особо важное значение в проведении реформ и обеспечении правопорядка. В этих условиях повышается роль и значение прокуратуры как централизованной системы, имеющих своих представителей, подчиненных Генеральному прокурору, во всех субъектах Федерации, а также в городах и районах.
Важным средством укрепления организационных и функциональных связей прокуратуры и государственных органов является введение в практику государственного строительства специального доклада Генерального прокурора о состоянии законности в стране,.
В Республике Коми существует такая практика, где районные, городские прокуроры и прокурор республики информирует администрации о состоянии законности по итогам каждого года, где кроме отражения картины законности в области и мерах по ее соблюдению, предлагается ряд мер по укреплению законности и усилению борьбы с преступностью.
Согласно Конституции, непосредственный контроль законодателя за исполнением принимаемых законов сведен к минимуму. Это только контроль за исполнением Федерального бюджета, для чего Государственная Дума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Федеральное собрание не наделено правом непосредственного контроля за исполнением им законов; его в настоящее время осуществляет преимущественно исполнительная власть. Очевидно, что такой контроль должны обеспечивать и назначаемые парламентом органы, в том числе и назначаемый Советом Федерации Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.
Таким образом, по своей государственно-правовой и политической природе прокурорский надзор является основной формой высшего государственного надзора (контроля) за исполнением законов на всей территории страны, этим и обусловлена актуальной курсовой работы..
В дореволюционной России это был императорский надзор, в двадцатые годы XX века- надзор ВЦИК, в СССР и России до октября 1993 года по существу - парламентский надзор за исполнением законов.
Вся совокупность конституционных положений о государственном механизме дает большие основания для вывода о том, что прокурорская деятельность является существенным и необходимым элементом системы «сдержек» и «противовесов», механизма, способствующего взаимодействию разделенных ветвей единой государственной власти, эффективным средством обеспечения функций Президента как главы государства,
Цель данной работы – создание целостной концепции правового института прокуратуры, определить место и роль прокуратуры в системе государственных органов, исследование основных факторов, обусловливающих организацию и деятельность органов прокуратуры.
В работе были поставлены следующие задачи:
- определить место и роль
прокуратуры в системе
- определить нормативно-
- -сформировать выводы.
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка.
В работе применялись методы научного познания: анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой и метод системного анализа.
Глава 1. Место и роль прокуратуры в системе государственных органов. Правовой статус прокуратуры в РФ
Вопрос о месте и роли прокуратуры России в системе органов государственной власти не раз становился предметом дискуссий, зачастую переходивших в ожесточенные споры с участием законодателей, политиков, практических работников органов прокуратуры, юстиции и др. В последние несколько лет острота дискуссии, казалось, снизилась. Самостоятельность и особое место в системе государственных органов, обусловленная возложенными на прокуратуру функциями, находили понимание в обществе. Но с принятием Федерального Закона от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации», разделившего органы прокуратуры фактически на две самостоятельные структуры — собственно прокуратуру и Следственный комитет — вновь обострились споры о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей. Все громче звучат высказывания о необходимости ликвидации прокуратуры как самостоятельной государственной структуры путем объединения с Министерством юстиции России. В качестве аргумента зачастую приводят положения ст. 10 Конституции РФ об осуществлении государственной власти в Российской Федерации на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, не видя в ней места для самостоятельной прокуратуры. Усечение полномочий прокуроров сторонники идеи объединения считают достаточным поводом для радикальных изменений в статусе прокуратуры. Не смущает и то обстоятельство, что система органов прокуратуры прописана в Конституции РФ (ст. 129) и, следовательно, правовой статус прокуратуры может быть изменен посредством изменения самой Конституции РФ.
Правозащитное направление надзора стало для прокуратуры приоритетным. Сейчас прокуратура - едва ли не единственный государственный орган, осуществляющий бесплатное правовое обеспечение населения. Не случайно число лиц, обращающихся в прокуратуру за защитой своих прав, неуклонно возрастает.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» организация и порядок деятельности российской прокуратуры, а также полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Конституция России не обозначает полномочия и задачи прокуратуры, поскольку во время ее принятия в 1993 г. не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за российской прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения. В 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где прокурорский надзор был сохранен как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры.
В Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 129) российская прокуратура определяется как единая централизованная система, в которой нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации. Более подробно цели и задачи, а также основные направления деятельности и полномочия этой единой централизованной системы прокуратур Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Существование и успешная деятельность прокуратуры Российской Федерации как специфического самостоятельного государственного органа возможны, если все ее органы составляют, как это определено в ст. 129, единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору. Такое построение органов прокуратуры позволяет им действовать в едином направлении и осуществлять надзор за исполнением законов независимо от каких бы то ни было других государственных органов и должностных лиц.
Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Вопрос о месте и роли прокуратуры России в системе государственной власти не раз становился предметом острых дискуссий, зачатую переходивших в ожесточенные споры с участие законодателей, политиков, практических работников органов прокуратуры. Причем обращает на себя внимание то обстоятельство, что «этот вопрос являлся дискуссионным в различные периоды истории России». Так, еще несколько лет назад внимание к месту и роли прокуратуры России в системе государственных органов ослабло и казалось дискуссии снизались. Ю.Я. Чайка отмечал, что «органы прокуратуры Российской Федерации – важнейший институт государственного устройства, уже не раз доказавший свою состоятельность, необходимость и востребованность». Однако все изменилось с принятием Федерального закона от 05 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», разделившего органы прокуратуры фактически на две самостоятельные структуры – собственно прокуратуру и Следственный комитет, в связи с чем, обострились споры о месте и роли прокуратуры в системе разделения властей.