Рассмотрение в порядке надзорного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение института пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзорного производства.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены такие задачи, как определение, понятие и сущность стадии надзорного производства в российском гражданском процессе, особенности возбуждения надзорного производства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие и сущность надзорного производства……………………………….4
2. Право надзорного обжалования и порядок его реализации…………………7
3. Рассмотрение в порядке надзорного производства………………................13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Контр.гр-проц..doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

      Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие и сущность надзорного производства……………………………….4

2. Право надзорного обжалования и порядок его реализации…………………7

3. Рассмотрение в порядке надзорного производства………………................13

Заключение……………………………………………………………………….16

Список  использованной литературы…………………………………………...19 

 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Обжалование судебных постановлений является одним  из центральных институтов гражданского процессуального права. Гражданский  процессуальный кодекс РФ закрепляется три способа обжалования судебных постановлений: апелляционный, кассационный, надзорный.

                  Пересмотр в порядке надзора, как стадии процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных постановлений.

       Одно  из достижений в развитии современного общества – признание значения и  значимости судебной защиты нарушенных или оспоренных прав. С.С. Алексеев полагает, что одним из естественных выражений феномена права в условиях цивилизации становится «право на право», реализуемое главным образом в чувстве права, в требованиях правосудного решения, в других конституционных правах в области юстиции, правосудия. Решение конфликтной ситуации должно производиться независимым, компетентным, обладающим достаточными правомочиями судом, притом в строго процессуальном порядке с соблюдением всех законных гарантий для участников процесса. 
            Для реализации современного, цивилизованного способа защиты прав должен существовать современный и эффективный механизм. Судебная система должна быть основным правовым механизмом защиты прав граждан. Важным атрибутом правового государства является независимый, свободный от политической и идеологической предубежденности суд, выступающий гарантом законности и справедливости. Право на справедливое судебное разбирательство включает в себя право на доступ к суду, на бесплатную правовую помощь, право требовать полного и неуклонного исполнения решений суда. Право обжаловать решения и определения суда является гарантией защиты от незаконных и необоснованных действий самой судебной системы, а также от судебных ошибок. 
           Целью настоящей работы является изучение института пересмотра судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзорного производства. 
          Для достижения указанной цели перед работой были поставлены такие задачи, как определение, понятие и сущность стадии надзорного производства в российском гражданском процессе, особенности возбуждения надзорного производства. 
 

  1. Понятие и сущность надзорного производства
 

      В механизме судебной защиты, в качестве неотъемлемого компонента присутствует устранение судебных ошибок, большинство которых может быть исправлено до вступления постановления суда в законную силу.             Однако действующее процессуальное законодательство предусматривает возможность пересмотра дела и после вступления постановления суда в силу в порядке надзора.

      Таким образом, пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу. 
             Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суды апелляционной и кассационной инстанций проверяют законность и обоснованность только решений и определений, не вступивших в законную силу, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако срок кассационного и апелляционного обжалования судебных постановлений невелик и на некоторые решения, определения апелляционные и кассационные жалобы могут быть не поданы по различным причинам.   Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным.          Наконец, рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. 
         Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики. 
          Большинство решений и определений с вступлением в силу  рассматриваемых изменений в ГПК РФ не смогут быть обжалованы в надзорном порядке. Такое обжалование предусмотрено для следующих категорий судебных актов:

      Решения, принятые по первой инстанции судами субъектов РФ и равными им;

      Решения и определения  Верховного суда РФ, принятые им по первой инстанции:

      Обязательным  условием приемлемости надзорных жалоб  по данной категории дел является предварительное рассмотрение в  апелляционном порядке Верховным  Судом РФ. Решения, которые не обжаловались в апелляционном порядке в ВС РФ,  не будут рассматриваться в порядке надзора.

      Апелляционные и кассационные определения коллегий Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ).

      Обжалуются, конечно, только вступившие в законную силу судебные постановления.

       Надзорная инстанция  - Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

      Председатель  Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи  Верховного Суда Российской Федерации  об отказе в передаче надзорных жалобы в суд надзорной инстанции.

       Это означает, что надзорная жалоба может  быть подана дважды: первоначально  в президиум ВС РФ, а затем –  на имя Председателя ВС РФ. Частью 1 ст. 391.11  устанавливается дополнительное условие возможности передачи дела в надзорную инстанцию Председателем ВС РФ и его заместителем.  Это может быть сделано только в целях устранения фундаментальных нарушений правовых норм, повлекших лишение участников процесса права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

                Общий срок на обжалование в порядке надзора – три месяца. На подачу жалобы на имя Председателя ВС РФ – 6 месяцев (ч.2 ст.391.11 ГПК РФ).

       Основанием  для отмены судебных актов в порядке надзора  может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391.9 ГПК РФ) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:

      «1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

      2) права и законные интересы  неопределенного круга лиц или  иные публичные интересы;

      3) единообразие в толковании и  применении судами норм права».

       В остальном нормы, регулирующие надзорное  производство значительно не отличаются от норм, регулирующих производство в  кассационной инстанции. Таким образом, законодатель как бы разделил действующее  надзорное производство на две составляющие: обычное (кассация) и производство по делам повышенной значимости (надзор). 

  1. Право надзорного обжалования  и порядок его  реализации.
 

 

       Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции. 
          Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы, представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации. 
Возбуждение же производства в суде апелляционной или кассационной инстанций осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования решения суда. 
         Предметом пересмотра в порядке надзора служат такие судебные постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения, и определения судов апелляционной и кассационной инстанций, а также определения и постановления судов надзорной инстанции. 
        Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции. 
           Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанций в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме. Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции. 
        Федеральным законом N 353-ФЗ в ГПК РФ введена новая гл. 41.1 о производстве в суде надзорной инстанции. Произведенная реформа процедур пересмотра судебных актов сильно сблизила кассационный порядок обжалования и обжалование судебных актов в порядке надзора. 

      А) Суды надзорной инстанции

      В порядке надзора  в соответствии с новой редакцией ГПК РФ могут быть обжалованы только те дела, которые уже были рассмотрены в ВС РФ по первой инстанции или в порядке апелляционного или кассационного обжалования. Таким образом, значительное число судебных актов более нельзя будет пересмотреть в порядке надзора. Однако это не означает, что данные судебные акты вовсе не могут быть пересмотрены: после вступления в законную силу большая их часть может быть пересмотрена в кассационном порядке.

      Следовательно, возможность  оспаривать судебные акты у лиц, участвующих  в споре, и иных лиц, законные интересы которых нарушены принятым судебным актом, сохраняется. 

      Б) Рассмотрение надзорных  жалоб и представлений

      Надзорные жалобы и  представления подаются непосредственно  в ВС РФ лицами, участвующими в деле, или иными лицами, законные интересы которых были нарушены принятым судебным постановлением. Такие акты могут быть оспорены в течение трех месяцев с момента их вступления в законную силу.

      Так же, как и в  кассационном порядке, судья ВС РФ рассматривает  жалобы или представления в порядке  надзора. Он вправе исследовать обстоятельства дела по материалам, приложенным к жалобе или представлению, или же вправе истребовать обжалуемое дело. В последнем случае он вправе приостановить исполнение вступившего в законную силу судебного постановления. В новой главе ГПК РФ о надзорном обжаловании предусмотрен такой же порядок рассмотрения спорного дела, с указанием тех же сроков обжалования и рассмотрения, теми же полномочиями судей надзорной инстанции, что и в соответствующих случаях в новой главе ГПК РФ о кассационном обжаловании.

      В соответствии со ст. 391.9 ГПК РФ судебные акты, рассматриваемые в порядке надзора, подлежат отмене или изменению, если Президиумом ВС РФ были установлены нарушения:

      1) прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

      2) прав и законных  интересов неопределенного круга  лиц или иных публичных интересов;

      3) единообразия в  толковании и применении судами  норм права.

      В отличие от норм АПК РФ о надзоре (гл. 36 АПК РФ) в ГПК РФ в новой редакции сохранится положение об особых правах Председателя ВС РФ и его заместителя на внесение в Президиум ВС РФ представления о пересмотре дел в порядке надзора. Однако действующие положения ст. 389 ГПК РФ были дополнительно ограничены запретом на участие Председателя ВС РФ или его заместителя в рассмотрении своего представления, запретом на внесение представления по истечении шести месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а также указанием на то, что Председатель ВС РФ или его заместитель могут внести указанное представление только по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора. Представление Председателя ВС РФ или его заместителя может быть подано в Президиум ВС РФ только в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, либо существенно ограничили эти права. Федеральным законом N 353-ФЗ к таким нарушениям отнесены, в частности, ограничения права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Информация о работе Рассмотрение в порядке надзорного производства