Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:00, курсовая работа
Cмысл и ценноcть для личноcти и общества в целом право имеет только в том cлучае, вот если оно реализуется. Если нет возможности претворить право в жизнь, вот то оно не несет в себе позитивного смысла. Нормы права позволяют определить cодержание права субъекта и тем самым cпособствуют его реализации. Это является основным предназначением норм права.
Реализация права - это осуществление возможностей, вот которые юридически закрепленны и гарантированны государством, вот а также проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Cлово «реализация» дословно означает овеществление. В настоящее время под реализацией понимают овеществление чего-либо, вот или претворение в жизнь какого-либо плана, вотпроекта и т.д. Соответственно, вот термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право реализуется, вотовеществляется в действиях, вот в активном поведении людей, вот в пользовании материальными и духовными ценностями, вот благами. Оно выступает как нечто нематериальное.
Введение 2
1 Понятие реализации права. Применение как особая форма реализации права 4
2 Понятие, признаки и стадии применения права 9
3 Правоприменение в деятельности правоохранительных органов. Правоприменительные акты 17
3.1 Правоприменительные акты: виды, отличие от нормативных актов 17
3.2 Применение права в деятельности органов внутренних дел 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное [2, с.56].
Позитивное правоприменение осуществляется не по поводу правонарушения, а как непременное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, скажем, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. Таким образом, позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Соответственно, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но только в случае ее нарушения.
Процесс применения права распадается на ряд стадий. Стадия - это отрезок какого-нибудь процесса, который имеет свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретает относительную самостоятельность и завершенность.
Перечислим основные стадии:
1)
установление фактических
2)
формирование юридической
3) решение дела [2, с.55].
Как дополнительная стадия может выступать государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни данные стадии протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и иную. В гражданско - процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы - это процесс доказывания наличия либо отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) при помощи фактов-доказательств. Таким образом все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия - формирование юридической основы дела - включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, которая подлежит применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Выбор юридической нормы, подлежащей применению, заключается в правовой квалификации определенного жизненного факта.То есть решается вопрос о том, на основании какой нормы должен рассматриваться данный случай. Происходит это на основе оценки фактических обстоятельств дела и их сравнения с содержанием определенной юридической нормы. В итоге такого сравнения решается вопрос о том, подпадает ли данный случай под действие данной нормы. При этомнеобходимо уточнить отраслевую принадлежность нормы, ее системные связи с другими нормами,так как нередко правовую основу для решения дела могут создать лишь несколько норм в комплексе [3, c. 229].
В процессе поиска правовой нормы правоприменитель может столкнуться с пробелом в праве, т.е. отсутствием необходимой нормы. В таком случае в границах, допускаемых правом, правоприменитель может использовать прием аналогии, т.е. способ преодоления указанных пробелов.
Не всегда есть возможность предусмотреть все допустимые обстоятельства, которые в последующем потребуют принятия юридического решения. Поэтому в ходе применения норм права могут быть обнаружены так называемые пробелы в праве.
Пробел в праве - это отсутствие нормы права, которая должна быть в системе права с точки зрения принципов и оценок самого права. Это такая ситуация, когда имеется факт, по своему характеру находящийся в сфере правового регулирования и требующий правового разрешения, однако норма права, которая его предусматривает, отсутствует.
Пробелы бывают:
а) первоначальные;
б) последующие.
Первоначальные пробелы - это пробелы, которые возникают по ряду причин (недостатки юридической техники, недоработки нормативного акта, непоследовательность либо медлительность законодателя и т.д.) с момента принятия закона либо иных нормативных актов.
Последующие пробелы появляются по причине развития общественных отношений, отставания права от этого развития, в результате чего возникают новые отношения, которые законодательство не могло предусмотреть.
Пробелы восполняются путем правотворчества.
Однако, суд не может отказать в совершении правосудия по причине отсутствия соответствующих норм. В данном случае суд принимает решения по аналогии закона или аналогии права.
Аналогия закона применяется:
а) при наличии определенной ситуации,которая требует вмешательства государственных органов для ее разрешения;
б) если отсутствует правовая норма, которая прямо предусматривает такую ситуацию;
в) если имеется правовая норма, которая предусматривает сходные, схожие факты.
Аналогия права применяется в тех случаях, когда отсутствует норма права регулирующая хотя бы сходные ситуации. В данном случае вопрос решается исходя из общих тезисов права, принципов регулирования общественных отношений в той либо другой отрасли права.
Следуетотметить, что аналогия права и аналогия закона - явления исключительные.
По аналогии решаются только те дела, которые рассматриваются в порядке гражданского и арбитражно-процессуального законодательства [4, с. 62].
В уголовных делах и делах об административных нарушениях аналогия не используется.
Уяснение содержания нормы права (путем толкования) заключается в поиске нормы права, выяснении ее точного смысла и содержания. Только на основе правильно понятой нормы может быть верно разрешено дело. Поскольку толкование правовых норм как стадия процесса правоприменения крайне специфично, его целесообразно детально рассмотреть в отдельном вопросе.
В ходе выбора, поиска правовых норм, которые подлежат применению, и уяснения их смысла зачастую обнаруживается, что в отношении определенного случая действуют несколько (две либо более) норм, противоречащих друг другу, т.е. обнаруживается их коллизия. В таких случаях правоприменяющий орган должен руководствоваться нормой, которая издана вышестоящим органом. Если же противоречащие друг другу нормы изданы одним и тем же органом, то необходимо применять норму, которая издана позже.
Если нормы национального права противоречат нормам международного права, то приоритет имеют последние (ст.8 Конституции Республики Беларусь) [5].
Любое государство имеет значительное количество нормативных правовых актов. Поэтому в правоприменительной деятельности допустимы и встречаются коллизии (противоречия) между двумя либо несколькими нормативно - правовыми актами.
Коллизия - это такая ситуация, когда один и тот же вопрос в двух нормативных актах решается по-разному.
Поэтому у правоприменителя, который реализует эти нормы, появляется вопрос, какой же нормативный акт применить.
Основной метод устранения таких противоречий - это правотворчество, т.е. в нормативный акт вносятся изменения либо он отменяется.
Впрочем, данный путь не всегда бывает приемлем, так как правотворчеству не всегда хватает оперативности.
В такой ситуации коллизию могут разрешить и сами субъекты реализации норм права. Для этого необходимо знать следующие правила:
а) если противоречивые нормы содержаться в нормативно - правовых актах различной юридической силы, то приоритет имеет тот, который обладает высшей.
б) если противоречивые нормы содержатся в нормативных актах, владеющих равной юридической силой, то приоритет имеет тот, который издан позже.
в) если противоречивые нормы содержатся в нормативно - правовых актах равной юридической силы, которые приняты в одно время (день), то для специальных субъектов приоритет имеет специальный нормативный правовой акт по сравнению с общим, т.к. он шире раскрывает существо проблемы [4, с. 44].
Третья стадия - решение юридического дела - представляет собой не одномоментный акт, а также определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
На данной стадии применения норм права обеспечивается реализация принятого акта. Потому что бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителей решение по делу не исполняется. Иначе говоря, сам факт издания акта применения не всегда гарантирует его проведение в жизнь. В связи с этим принципиально значимым является осуществление нужных мер для того, чтобы предписания правоприменительного акта были своевременно выполнены, реализованы в фактической деятельности субъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем их применения можно считать законченным.
Таким образом, правоприменение является не просто особой формой реализации права, а одной из основных форм. Для того чтобы издаваемые нормы права работали, недостаточно простого издания и исполнения данных норм. Зачастую необходимо применение властных методов, направленных на реализацию права. Именно на государство и его органы возложенна данная задача.
Результатом правоприменительной деятельности является акт применения права. Это официальное решение компетентного органа либо должностного лица по определенному юридическому делу, которое содержит государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений [6, с.220].
Акты применения права и норматино-правовые акты имеют общие черты:
• это письменные акты - документы;
• исходят от государства;
• обладают юридической силой.
Однако акты применения по ряду признаков отличаются от нормативно-правовых актов:
а) нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, а акты применения права - индивидуального, обращены к определенным лицам, распространяются на определенный случай;
б) нормативно-правовые акты устанавливают, изменяют либо отменяют нормы права, а акты применения права - лишь реализуют общие предписания нормативно-правовых актов и используются на основе нормативно-правовых актов;
в) акты применения права не являются формами права, рассчитаны на однократное использование;
г) акты применения права есть разновидность юридических фактов, они служат основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений [7, с.307].
Структура актов применения права включает вводную, описательно-мотивировочную и резолютивную часть.
В вводной части указываются название акта и принимающего его органа, дата, разрешаемое дело и основные его участники. В описательно-мотивировочной излагаются констатации касательно обстоятельств дела и подтверждающих их средств доказывания. В резолютивной части приводится само принятое решение с обозначением порядка его обжалования и опротестования.
По своим видовым особенностям акты применения права классифицируются на исполнительные и правообеспечительные. И те и другие могут быть основными и вспомогательными (подготавливают, корректируют процессы становления основного решения).
По субъектам, которые осуществляют применение права, акты применения права деляться на:
• акты государственных органов и общественных организаций;
• акты главы государства;
• акты органов государственной власти и управления;
• акты органов местного самоуправления;
• акты коллегиальные и единоличные.
По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают:
• конституционно-правовые акты применения права;
• административно-правовые акты применения права;
• уголовно-правовые акты применения права.
По форме внешнего выражения акты применения права дифференцируются на:
• акты-документы (указы, приговоры, решения, приказы и т.д.);
• акты-действия (словесные и конклюдентные).
По юридическому значению акты применения права делятся на:
• основные, содержащие завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда);
• вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов (постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).
По функциям акты применения права могут быть поделены на:
• регулятивные (скажем, приказ о повышении по службе);
• охранительные (скажем, постановление о возбуждении уголовного дела) [7, с.307].
В заключение следует отметить, что правоприменительный акт выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правоотношений. А поэтому не являются актами применения права те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, грамота, диплом об окончании вуза и др.) [3, c. 235].
Органы внутренних дел являются одним из субъектов правоприменительной деятельности. Они руководствуются принципом публичности и в установленной законом процессуальной форм приводят в действие специальный механизм, который складывается из реализации норм процессуального права, дееспособности его субъектов при наличии определенных юридических фактов, порождающих предусмотренные законом уголовно-процессуальные отношения.
Правоприменение осуществляется органами внутренних дел в направлениях и формах, которые предусмотрены законом, в организации деятельности других участников судопроизводства в соответствии с представленными им законом правомочиями и отведенными функциями, в использовании в необходимых случаях мер процессуального принуждения.
Признаки правоприменительной деятельности органов внутренних дел:
1.
носит государственно-властный
2.
содержание