Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 21:00, курсовая работа
Cмысл и ценноcть для личноcти и общества в целом право имеет только в том cлучае, вот если оно реализуется. Если нет возможности претворить право в жизнь, вот то оно не несет в себе позитивного смысла. Нормы права позволяют определить cодержание права субъекта и тем самым cпособствуют его реализации. Это является основным предназначением норм права.
Реализация права - это осуществление возможностей, вот которые юридически закрепленны и гарантированны государством, вот а также проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
Cлово «реализация» дословно означает овеществление. В настоящее время под реализацией понимают овеществление чего-либо, вот или претворение в жизнь какого-либо плана, вотпроекта и т.д. Соответственно, вот термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право реализуется, вотовеществляется в действиях, вот в активном поведении людей, вот в пользовании материальными и духовными ценностями, вот благами. Оно выступает как нечто нематериальное.
Введение 2
1 Понятие реализации права. Применение как особая форма реализации права 4
2 Понятие, признаки и стадии применения права 9
3 Правоприменение в деятельности правоохранительных органов. Правоприменительные акты 17
3.1 Правоприменительные акты: виды, отличие от нормативных актов 17
3.2 Применение права в деятельности органов внутренних дел 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
3.
индивидуальные правовые
4.
применение норм права
Таким образом, существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов внутренних дел, причем степень детализации порядка правоприменительной деятельности данных органов весьма высокая. Порядок их деятельности регламентируется нормами уголовно-процессуальной отрасли права.
Органы внутренних дел обеспечивают реализацию права, предупреждая и пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенные права, привлекая правонарушителей к ответственности.
В соответствии с законом «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» основными задачами органов внутренних дел, направленными на обеспечение законности, являются:
защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;
розыск обвиняемых, местонахождение которых неизвестно, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, установление лиц, совершивших преступления, лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
организация исполнения и отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, административных взысканий в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
участие в реализации государственной политики в области гражданства, миграции и регистра населения;
оказание в пределах компетенции органов внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством РБ, помощи гражданам, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям в реализации их прав и возложенных на них обязанностей.
На органы внутренних дел могут быть возложены и иные задачи по обеспечению правопорядка [8].
Например, при осуществлении охраны общественного порядка, органы внутренних дел реализуют правовые нормы, главным образом, в форме их применения. Организационные вопросы, связанные с работой (подбор кадров, аттестация личного состава, назначение на должность и т.д.) также в значительной степени связаны с изданием актов применения. Сотрудники органов внутренних дел применяют нормы различных отраслей права.
Сотрудники органов внутренних дел в прцессе осуществляения охраны общественного порядка издают различные по содержанию акты применения:
- предоставляющие гражданам (и другим лицам) определенные права (скажем, разрешение на приобретение охотничьего оружия);
- устанавливающие обязанности (скажем, обязанность конкретного гражданина явиться и дать показания в качестве свидетеля);
- об административном принуждении, административной ответственности, мерах пресечения в случаях нарушения общественного порядка и т.д.;
- поощрительные(приказы о поощрении).
Выделим основные стадии процесса правоприменения органами внутренних дел:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
Например, совершен разбой (ст. 207 Уголовного кодекса РБ). Прежде чем применить норму и определить меру наказания лицу ее совершившему, необходимо установить все обстоятельства дела, в том числе и характеристики личности преступника, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность и т.д.
2. Выбор (отыскание) правовой нормы, которая подлежит применению к данным, фактическим обстоятельствам.
Например, нужно отыскать соответствующую статью уголовного кодекса. При этом необходимо проверить юридическую силу данной нормы, т.е. не отменена ли она, какие в нее внесены изменения или дополнения, действие ее в пространстве и по кругу лиц и т.д.
3. Уяснение точного содержания избранной нормы права, т.е. ее толкование.
4. Издание акта применения нормы права.
Например, вынесение постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела, составление протокола об административном правонарушеении.
В своей деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится довольно часто составлять такой акт применения права, как протокол. Хотелось бы дать краткую характеристику протокола об административных правонарушениях и его роли.
О совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП), должностным лицом органа, ведущего административный процесс, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 10.2 ПИКоАП).
Протокол об административном правонарушении должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на часть статьи, статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП).
Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола или неявки в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 3 ст. 10.2 ПИКоАП).
Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, либо представитель юридического лица вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола, которые вносятся в протокол (ч. 4 ст. 10.2 ПИКоАП). Копия протокола вручается им под расписку (ч. 5 ст. 10.2 ПИКоАП).
Правильно составленный протокол имеет важное значение в административном процессе. Если в ходе составления протокола были нарушены какие-либо требования по составлению, то в дальнейшем это может отразиться на решении административного дела.
Приведем пример по составлению протокола административного задержания физического лица.
Документирование административного задержания осуществляется протоколом административного задержания, который действующее административно-процессуальное законодательство относит к одному из источников доказательств (ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП). Смысл документирования административного задержания - в создании и последующей реализации правовых гарантий прав и свобод гражданина, задержанного в связи с ведением административного процесса, а также в доказывании причастности последнего к совершению административного правонарушения.
В действующем ПИКоАП имеется следующее положение: административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом. Время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении (ч. 4 ст. 8.4 ПИКоАП).
В случае составления протокола административного задержания он должен соответствовать требованиям, изложенным в ст. 8.5 ПИКоАП. В протоколе административного задержания физического лица указываются дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, составившего протокол, сведения о личности задержанного, основания, место и время его фактического задержания.
Протокол административного задержания является протоколом процессуального действия (ст. 6.10 ПИКоАП) и объявляется задержанному. При объявлении протокола задержанному разъясняется установленное пунктом 5 части 1 статьи 4.1 ПИКоАП право пригласить защитника.
Пункт 5 ч. 1 ст. 4.1 ПИКоАП в административном процессе предоставляет физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания - с момента объявления ему об административном задержании. В обязанности должностных лиц, ведущих административный процесс, не входит обязанность предоставить по первому требованию задержанного защитника, в том числе бесплатного через юридическую консультацию. Однако должностное лицо органа, ведущего административный процесс, должно предоставить возможность задержанному пригласить защитника и тем самым реализовать свое право на защиту. Всегда следует помнить положения ч. 3 ст. 2.8 ПИКоАП, согласно которой нарушение права физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, на защиту является основанием для отмены вынесенного в отношении его постановления о наложении административного взыскания.
Протокол административного задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись с указанием мотивов отказа. Статья 10.5 ПИКоАП, повторяя указанную норму, предусматривает, что при отказе подписать процессуальный документ (в данном случае протокол административного задержания) об этом делается отметка в этом процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего. Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в составляемый процессуальный документ. Подписи понятых при этом необязательны.
Подписание протокола - это важная гарантия сохранения прав лица, которое привлекается к административной ответственности. Поэтому даже когда задержанный абсолютно не согласен с текстом протокола – он имеет право высказать свое несогласие в самом протоколе и объяснить мотивы отказа от подписания протокола.
Принимая во внимание то обстоятельство, что административное задержание, кроме того, что является мерой обеспечения административного процесса, является и мерой ограничительного характера, следует помнить положения ч. 4 ст. 23 Закона об органах внутренних дел, согласно которой сотрудник органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания для такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
5. Исполнение акта применения.
На данной стадии, в конечном счете, и происходит реализация нормы права.
Правоприменение и все его стадии служат одной цели - укреплению законности и правопорядка. Тем не менее, само правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить за рамки законности. Из вышеперечисленного, можно сказать, что органы внутренних дел являются одним из основных субъектов правоприменительной деятельности. Вся деятельность сотрудников органов внутренних дел регламентируется нормативно-правовыми актами и законодательством. Сотрудники органов внутренних дел обязаны содействовать укреплению законности в процессе правоприменения. Иначе к сотруднику могут быть применены меры воздействия, в форме административного либо дисциплинарного взыскания, что в свою очередь, так же является применением права.
Хотелось бы в рамках данной работы, привести пример неоднозначного толкования и применения норм права в административном процессе.
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях вступил в силу в марте 2007 г., однако его неоднозначное правоприменение все еще имеет место.
Рассмотрим следующую ситуацию: компания-нерезидент признана виновной в административном правонарушении в Республике Беларусь. Не соглашаясь с постановлением общего суда о наложении административного взыскания, компания решает его обжаловать. Срок обжалования не вступившего в законную силу постановления - 10 суток с момента получения копии постановления. Поскольку компании нужно время разобраться в порядке обжалования, найти компетентного юриста, подготовить жалобу, она, естественно, пропускает указанный срок.
Не отрицая возможности обращения согласно ст. 12.5 ПИКоАП за восстановлением срока обжалования, тем не менее, обратим внимание на другую возможность обжалования постановления - посредством принесения протеста прокурора в силу ч. 1 ст. 12.11 ПИКоАП. Здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, какому прокурору направлять жалобу? Во-вторых, каков порядок рассмотрения жалобы и принятия прокурором решения о принесении протеста? В-третьих, в какой срок процедура обжалования путем принесения протеста должна быть закончена?
К сожалению, четких ответов законодательство не дает. Однако можно предположить, что они должны быть следующими:
1. Частью 1 ст. 12.11 ПИКоАП установлено, что жалоба подается прокурору. Правда, не определено, какому именно. Исходя из Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» под прокурором понимается Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры, жалобу можно направить любому прокурору - как района, так и Генеральному. Предполагается, что ее следует направлять прокурору района, так как это отвечает установленному в упомянутом Законе принципу подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим.
2. Из-за отсутствия указания в ПИКоАП на то, какой прокурор может принести протест, органы прокуратуры толкуют, что право принесения протеста принадлежит Генеральному прокурору. Соответственно нижестоящие прокуроры (области, города, района) этим правом не обладают. Таким образом, сначала жалоба направляется прокурору района, затем при наличии оснований для принесения протеста передается в прокуратуру области (города) и только потом - в Генеральную прокуратуру.
3.
Общий срок процедуры
Подводя итог вышесказанному, отметим, что процедура обжалования в административном процессе посредством принесения протеста прокурора является неоднозначной, сложной и длительной. Поэтому участникам процесса, в первую очередь нерезидентам, необходимо на самых ранних стадиях обращаться за квалифицированной правовой поддержкой, а обжаловать постановление об административном правонарушении следует до вступления его в законную силу.