Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:12, реферат
Режим регламентирует жизнь в местах лишения свободы непрерывно и на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации исправительных учреждений.
Вопрос о режиме исполнения (отбывания) наказания – один из важных вопросов уголовно-исполнительного права. Он находится в центре внимания не только специалистов отрасли права, но и других ученых: юристов, психологов, педагогов, обществоведов.
Таблица 2.2. Характеристика осужденных, которые осуждены к лишению свободы
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
впервые |
368 926 |
356 334 |
330 482 |
302 798 |
335 200 |
367 260 |
385 502 |
390 994 |
377 813 |
второй раз |
204 847 |
204 079 |
196 350 |
171 832 |
176 671 |
185 557 |
186 290 |
190 964 |
190 149 |
3 и более раз |
175 715 |
160 643 |
154 508 |
125 729 |
132 858 |
144 045 |
144 635 |
152 334 |
156 123 |
Таблица 2.3. Характеристика осужденных, которые осуждены за преступления
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||
убийство ст. 105 УК РФ |
99867 |
103767 |
107307 |
108832 |
116222 |
121191 |
122393 |
122929 |
121341 | |
в т.ч. |
женщин |
7733 |
7580 |
7802 |
7968 |
8808 |
9482 |
9668 |
10132 |
10025 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – ст. 111 |
75139 |
78350 |
83119 |
85640 |
96170 |
101731 |
103037 |
103810 |
102993 | |
в т.ч. |
женщин |
3694 |
3691 |
4084 |
4321 |
5476 |
6065 |
6422 |
6664 |
6806 |
изнасилование, насильственные действия сексуального характера – ст. 131 |
24580 |
22573 |
21541 |
20316 |
21722 |
22857 |
24818 |
26918 |
26374 | |
в т.ч. |
женщин |
103 |
111 |
100 |
73 |
90 |
134 |
152 |
151 |
176 |
кража – ст. 158 |
262007 |
226250 |
188672 |
152773 |
159749 |
168397 |
165243 |
162659 |
148153 | |
в т.ч. |
женщин |
13430 |
8426 |
7367 |
6868 |
8699 |
10899 |
11005 |
11714 |
10889 |
грабеж – ст. 161 |
66432 |
64072 |
62054 |
55658 |
61458 |
68433 |
71217 |
70918 |
67272 | |
в т.ч. |
женщин |
2960 |
2183 |
2202 |
2150 |
2558 |
2969 |
2999 |
3176 |
2929 |
разбой – ст. 162 |
82905 |
87041 |
87994 |
80070 |
80400 |
82343 |
80388 |
77756 |
75078 | |
в т.ч. |
женщин |
3074 |
2940 |
2842 |
2271 |
2347 |
2399 |
2345 |
2350 |
2245 |
хулиганство ст. 213 |
19260 |
17947 |
16552 |
10042 |
7380 |
6063 |
4870 |
4193 |
2471 | |
в т.ч. |
женщин |
422 |
326 |
363 |
243 |
118 |
97 |
56 |
38 |
33 |
вымогательство – ст. 163 |
8296 |
7185 |
6661 |
5571 |
5845 |
6282 |
6514 |
6903 |
5807 | |
в т.ч. |
женщин |
231 |
137 |
106 |
86 |
139 |
144 |
135 |
130 |
115 |
преступления, связанные с наркотиками – ст. 228–234 |
68634 |
69874 |
65550 |
42757 |
49794 |
65429 |
81194 |
98430 |
114508 | |
в т.ч. |
женщин |
13482 |
13197 |
12647 |
8953 |
9647 |
12269 |
14531 |
16493 |
19016 |
В частности анализируя итоги деятельности учреждений УИС Ставропольского края за 2010 год необходимо отметить, что в целом оперативная обстановка хотя и оставалась сложной, но была управляема и находилась под постоянным контролем. Негативное влияние на ее состояние продолжали оказывать перелимит и ухудшение криминогенного состава осужденных, неполная трудовая занятость спецконтингента и т.д.
По состоянию на конец 2010 года в исправительных учреждениях края содержалось 14267 осужденных или на 3,2% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (АППГ). Несмотря на это, перелимит составил 14,8%. Так, в исправительных колониях общего режима для содержания мужчин содержалось 4158 осужденных – при лимите наполнении 3758; на строгом виде режима – 7897 осужденных, при лимите наполнения 6452, в лечебно-исправительном учреждении и центральной больнице – 1453 осужденных, при лимите наполнения 1318, в участках колонии-поселения – 691 осужденный (прирост 34%), при лимите наполнения 462 места. И только в воспитательной колонии перелимита не было, и содержалось 57 воспитанников.
На профилактическом учете в учреждениях края состоят 1498 осужденных, что на 32% больше, чем в АППГ (1025 осужденных) или 10,3% от общего количества осужденных.
Из них:
склонных к побегу – 237 человек, что на 1,3% меньше, чем в АППГ (240 чел.) или 15,9% от общего количества осужденных;
лидеров и активных участников групп отрицательной направленности – 1 чел. (АППГ – 3);
склонных к употреблению наркотических средств 124 чел., что на 42% больше, чем в АППГ (72 чел.);
– склонных к гомосексуализму и лесбиянству 53 чел., что на 51% меньше, чем вАППГ (109 чел.);
– систематически употребляющих спиртные напитки 31 чел., что на 74% больше, чем в АППГ (8 чел.).
В целом показатели изъятия запрещенных предметов при доставке соответствуют требованиям ФСИН России. Основная масса денег, алкогольных напитков заводского изготовления, наркотических веществ, сотовых телефонов изъята при попытках доставки.
Так, в целях профилактики и предупреждения проникновения на территории исправительных учреждений края запрещенных предметов, отделами безопасности подразделений края и УФСИН СК в тесном взаимодействии с другими отделами проводился комплекс мероприятий как организационно-теоретического, так и практического характера. В результате за прошедший год оперативно-режимным составом перекрыто 56 каналов проникновения в исправительные учреждения наркотических средств.
В течение 2010 года в исправительных учреждениях края в результате целенаправленно проводимой обыскной работы было обнаружено и изъято:
– 118,8 тыс. рублей, из них при доставке 117,8 тыс. рублей или 99%, (АППГ – 472,7 тыс. рублей или на 75% больше, при доставке – 99,6%);
– 71,7 литра алкогольных напитков заводского изготовления (АППГ – 77,61 литра или на 7,7% больше), все при доставке;
699 литров мутной жидкости с характерным запахом брожения (АППГ – 313 литров или на 55,3% меньше);
375,75 грамма наркотических веществ, все при доставке (АППГ – 509,794 грамма или на 26,3% больше), все при доставке;
– 262 сотовых телефона, из которых при доставке 238 шт. или 91,7% (АППГ – 141 или на 46,2% меньше, при доставке 125 или 88,6%);
– 261 единица колюще-режущих предметов (АППГ – 223 или на 14% меньше).
В 2010 году в исправительных колониях края было зарегистрировано 36043 нарушения установленного порядка отбывания наказания.
Из общего количества нарушений:
отделами безопасности было выявлено 31487 нарушений или 87% от общего количества нарушений;
воспитательными отделами – 3173 нарушения или 8,8% от общего количества нарушений;
оперативными отделами – 711 нарушений или 2% от общего количества нарушений;
производственными службами – 300 нарушений или 0,8% от общего количества нарушений;
– другими службами – 372 нарушения или 1% от общего количества нарушений.
Анализируя выше перечисленные данные можно прийти к выводу, что несмотря на некоторое уменьшение количества содержащихся осужденных увеличилось, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, общее количество профилактируемых лиц. В исправительных учреждениях увеличивается количество лиц, отбывающих наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Растет число осужденных с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с большими сроками наказания.
3. Средства обеспечения
режима в исправительных
Средства обеспечения режима не входят в его содержание, их назначением является обеспечение соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания наказания всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы.
средства обеспечения режима общего характера. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.
специальные средства обеспечения режима. Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).
3.1 Применение технических
средств охраны и надзора в
целях поддержания
Уголовно-исполнительное законодательство наделило администрацию исправительных учреждений правом использования аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных (ст. 83 УИК РФ).
Таким образом, применение технических средств надзора при осуществлении надзора за осужденными в учреждениях УИС не нарушает прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, и осуществляется на основании конституционных норм.
Несмотря на то, что администрация исправительных учреждений информирует осужденных о применении в их отношении данных технических средств, она не обязана указывать, в каких местах эти средства размещены.
В идеальном варианте технические средства надзора и контроля могут использоваться как гласно, так и скрытно (негласно) во всех местах на территории исправительного учреждения, где находятся или могут находиться осужденные. Знание этого факта осужденными в определенном смысле заставляет их корректировать свое поведение, вплоть до отказа от совершения правонарушения. Информированность осужденного о постоянном контроле за его действиями с помощью современных технических средств может рассматриваться в качестве предупредительного фактора, влияющего на возможность совершения осужденным правонарушения.
К юридическим документам, определяющим возможность использования технических средств в исправительных учреждениях, относятся:
– Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основные права и свободы человека, а также определена возможность ограничения этих прав;
– Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в части определения возможности изъятий и ограничений в отношении осужденных, установленных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ, а также наделения правом применения в определенных случаях технических средств;
– Закон РФ от 21 июля 1993 г. №5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» в части наделения правом учреждений, исполняющих наказания, осуществлять фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку;
– Уголовный кодекс РФ 1996 г. в части определения ответственности за превышение должностных полномочий сотрудниками УИС;
– Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», в котором указано, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде;
– Федеральный закон от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи», регламентирующий процесс передачи видеоинформации по каналам связи и электромагнитной совместимости технических средств видеонаблюдения с другими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения.
Более детально вопросы применения технических средств видеонаблюдения находят отражение в ведомственных нормативных актах, основными из которых являются:
– Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях;
– Руководство по технической эксплуатации инженерно-технических средств охраны и надзора, применяемых для оборудования объектов уголовно-исполнительной системы;
– Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы и т.д.
В связи с активизацией государственных мер по борьбе с преступностью в местах лишения свободы концентрируется наиболее опасная категория осужденных и наблюдается рост криминальной составляющей в среде спецконтингента. В этих условиях задача обеспечения надежной охраны и изоляции осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с соблюдением требований законности и правопорядка остается одной из первоочередных задач, стоящих перед Федеральной службой исполнения наказаний. Вследствие этого совершенствование системы охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ее форм и методов актуализируется.
Применение современных ИТСОН позволяет в значительной степени снизить вероятность совершения побегов, обеспечить надежную охрану и изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, постоянный надзор за ними.
При внедрении систем визуального наблюдения обеспечивается возможность всеохватывающего контроля за ситуацией на территории учреждения. Оператор поста видеоконтроля и оперативный дежурный имеют возможность быстро, достоверно получать информацию о состоянии охраны как на периметре учреждения, так и на внутренней его территории. Они могут просматривать все внутренние посты, контролировать качество исполнения младшими инспекторами учреждений своих обязанностей и соблюдение режимных требований, достоверно квалифицировать факты срабатываний охраны на периметре учреждения и тревожной сигнализации на внутренних постах.
Рис. 2. Камеры видеонаблюдения в режимных корпусах
Следует отметить, что применение инженерно-технических средств охраны и надзора, создание на их основе интегрированных комплексов безопасности способствуют повышению надежности охраны объектов ИУ, совершенствованию контроля за поведением осужденных. Эти средства способны пресекать побеги. Кроме того, оборудование периметра запретных зон современными инженерно-техническими средствами, их надежная работа по созданию преград нарушителю, своевременной выдаче сигналов обнаружения оказывают важное предупредительное воздействие на осужденных, поскольку у последних формируется представление о том, что их противоправные действия находятся под контролем администрации, а попытки совершить преступление или подготовку к нему (например, побег путем преодоления запретной зоны) будут обнаружены с помощью техники.
Информация о работе Режим в исправительных учреждениях и требования, предъявляемые к нему