Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа
Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.
Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения всем студентам- правоведам.
Изучение
истории создания прокуратуры в
период строительства правового
государства вызвано
Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)– что означает –
забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.
Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.
При создании этого органа идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых, в осуществлении обвинения в суде.
В европейских странах впервые прокуратура возникает во Франции в XIY веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.
К XIY веку
в европейских странах, в особенности
в Испании, уже твердо сформировался
процесс инквизиционный, пришедший
на место процессу публичном, гласному,
состязательному. Это явилось побудительным
мотивом для трансформации
Прокуратура Франции послужила прообразом прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.
Термин «адвокат» появился в юридической терминологии России в 1864 г., но до 1939 г. он не употреблялся в нормативных актах. Кроме того, термин «коллегия адвокатов» в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, каковое вкладывается в него во Франции, США или Германии.
Прежде всего, следует отметить как очевидный факт, что развитие адвокатуры (как деятельности и как организации) - это социально обусловленная необходимость. Функциональная (деятельная) сторона этого явления, исторически всегда предшествовавшая организационной (структурной), во многом определяет, механизм и характер объединения лиц, профессионально занимающихся этой работой. Организация должна соответствовать задачам и видам деятельности. Долгое время адвокатская работа не позволяла ее исполнителям создать нужное им объединение. На этом пути были серьезные поиски, крайности, значительные трудности и крупные ошибки.
Принципиальным в развитии адвокатуры было и остается то, что адвокатская жизнь и ее развитие всегда в первую очередь является делом самих лиц, работающих в ней. Государственное вмешательство носило вынужденный характер. Он заключался, прежде всего, в корректировке функций или структуре адвокатуры. Такая позиция органов власти имела для адвокатуры двойственное значение. С одной стороны, издавая законы, государство в определенной мере заботилось о развитии адвокатуры, а с другой, провозглашая их, но, не обеспечивая исполнение, не помогая адвокатам, - ставила перед ними новые препятствия, трудности, проблемы, причем очень часто - надуманные, искусственные, субъективные.
В результате
оказывалось, что, наделив адвокатуру
серьезными обязанностями, государство
не давало адвокатам прав и возможностей,
необходимых для исполнения поставленных
задач. Отсюда становятся понятными
многие негативные явления в адвокатуре,
ее сегодняшнее невысокое
Так было
очень недавно. Почти такое же
положение остается и сегодня. Государство,
в силу ряда причин, очень часто
забывает, что адвокатура - это не
чьи-то субъективные желания, а вынужденная
социальная необходимость. Общество, да
и само государство, его органы, в
том числе и
1. СОЗДАНИЕ ПРОКУРАТУРЫ И АДВОКАТУРЫ
1.1 Образование прокуратуры как государственного органа
Понятие прокуратуры происходит от латинского procurare — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа изначально идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном его предназначении. Так, в Древней Греции и странах Востока функция прокуратуры состояла, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, во-вторых, в осуществлении обвинения в суде (ораторы).
В европейских
странах прокуратура возникает
во Франции в XIV в. Само слово «прокуратура»
появилось во время правления
короля Филиппа II. Это был карательный
орган, соответствовавший
Органы прокуратуры Франции выполняли волю короля, влияние которого в ее деятельности было решающим. Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми короля».
Закон 1586
года об организации и деятельности
прокуратуры во Франции определил
место прокуратуры в системе
других государственных органов. В
сферу полномочий прокурорского
надзора включаются: деятельность прокурора
административно-политического
В 1789-1810 гг. прокуратура во Франции претерпела существенные изменения, однако основное ее предназначение осталось прежним - выполнение карательных функций, обеспечение незыблемости верховной власти в государстве.
Столь подробный экскурс в историю образования прокуратуры во Франции не случаен: именно она послужила прообразом прокуратуры России и в настоящее время является эталоном прокуратуры западных стран.
Во всех государствах, относящих себя к правовым (США, ФРГ, Швеция и др.), функционируют органы прокуратуры как один из важнейших правозащитных механизмов. Для прокуратур в правовых государствах характерно организационное и функциональное многообразие. Единых унифицированных стандартов построения и деятельности прокуратуры не существует. Но для прокуратур всех государств правозащитная функция выступает в качестве основной.
1.2 Прокуратура Российской
Основателем
органов прокуратуры и
Период конца XVI — начала XVII вв. был отмечен значительным ростом преступности, казнокрадства и взяточничества, что вызвало практическую потребность создания государственной службы по борьбе с этими негативными явлениями.
Государственные
реформы, проводимые Петром I, поставили
вопрос о необходимости создания
органа для надзора за соблюдением
законности. Указом Петра I от 2 марта 1711
г. в России учреждается фискальная
служба, назначение которой состояло
в том, чтобы «над всеми делами
тайно подсматривать и
За образец
Петр I взял государственные органы
Германии. В 1713 г. в России вводится
должность генерал-фискала. Полномочия
фискалов, процессуальные средства их
деятельности были определены Указом
от 17 марта 1714 г. «О деятельности фискалов».
В Указе получили четкое разграничение
компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов
и других чинов. Модель такой должности
была заимствована в Швеции. К фискалам
предъявлялись высокие
Вскоре Петр I был вынужден признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим», и убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. учреждается прокуратура Российской империи. За образец принимается прокуратура Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 г. Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал- прокурора: «Сей чин яко око наше и стряпчий в целях государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначение прокуратуры. Прокуроры должны выполнять роль «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невиновности». Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в.
Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных перед царем. Основная функция прокурора на начальном этапе становления прокурорской системы заключалась в надзоре за деятельностью тех учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (органа, ведающего делами духовенства) надзирал за деятельностью Синода.
Генерал-прокурор
имел право предлагать Сенату принимать
решения по вопросам, не урегулированным
правом, т.е. наделялся определенными
полномочиями в сфере правотворчества.
Ему подчинялись обер-
После смерти Петра I значение и престиж прокурора заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил должности генерал-прокурора и прокуроров надзорных судов. В большинстве коллегий также были упразднены должности прокуроров.
Возрождение прокуратуры происходит при императрице Анне Иоанновне. Указом 1730 г. восстанавливается деятельность органов прокуратуры (генерал-прокурора, прокуроров коллегий, надзорных судов). Причина этого решения была разъяснена в самом Указе: «В государственных делах слабое чинится управление, и челобитчики по делам своим справедливого и скорого решения так, как указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды и разорения претерпевают».
Сыграло
роль и стремление Анны Иоанновны
при вступлении на престол показать
себя преемницей Петра I. Прокурорская
власть заметно усилилась. В 1733 г. был
принят законодательный акт «Должности
губернского прокурора». Губернские
прокуроры получили право приносить
протесты на незаконные действия местных
властей и судов с
Однако период активизации прокурорского надзора был недолог. Всесильная тайная канцелярия не нуждалась в прокурорском надзоре.
Прокуратура
была восстановлена Указом императрицы
Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741
г. и наделена теми правами, которые
имела в период правления Петра
I. Прокуратуре были предоставлены
полномочия по осуществлению надзора
за проведением в жизнь
Важным этапом в развитии прокурорской системы стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление в законе «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено создание прокурорских должностей при судах, сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.
Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он связан с реформами судоустройства и уголовного судопроизводства. Но его начало хронологически опережало принятие судебных уставов.
29 сентября
1862 г. император Александр II утвердил
Основные положения