Советская прокуратура и адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.

Файлы: 1 файл

курсовая советская прокурат и адвокат.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Любой юрист  обязан хорошо знать, как построены  и действуют органы, активно участвующие  в реализации правовых предписаний. Такие знания нужны не только для  будущей профессиональной практики после получения юридического образования. Они потребуются при изучении многих юридических дисциплин, с  которыми приходится сталкиваться в  процессе обучения всем студентам- правоведам.

Изучение  истории создания прокуратуры в  период строительства правового  государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе  иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных  на прокуратуру функций. Знание истории  прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для  повышения эффективности деятельности прокуратуры.

Понятие “прокуратура” происходит от латинского (procure)– что означает – 

забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится  ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

При создании этого органа  идея состояла отнюдь не в карательном его предназначении, а в обеспечении справедливости и законности. Предназначение прокуратуры в Греции и в странах Востока состояло, во-первых, в надзоре за исполнением предписаний государственной власти, а во-вторых,  в осуществлении обвинения в суде.

В европейских  странах впервые прокуратура  возникает во Франции в XIY  веке, причем с первых ее шагов это был сугубо обвинительный, карательный орган.

К XIY веку в европейских странах, в особенности  в Испании, уже твердо сформировался  процесс инквизиционный, пришедший  на место процессу публичном, гласному, состязательному. Это явилось побудительным  мотивом для трансформации основ  организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура Франции послужила прообразом   прокуратуры России и до настоящего времени эталоном прокуратуры Западных стран.

Термин «адвокат»  появился в  юридической терминологии России в 1864 г., но до 1939 г. он не употреблялся в нормативных актах. Кроме того, термин «коллегия адвокатов» в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, каковое вкладывается в него во Франции, США или Германии.

Прежде  всего, следует отметить как очевидный  факт, что развитие адвокатуры (как  деятельности и как организации) - это социально обусловленная  необходимость. Функциональная (деятельная) сторона этого явления, исторически  всегда предшествовавшая организационной (структурной), во многом определяет, механизм и характер объединения лиц, профессионально  занимающихся этой работой. Организация  должна соответствовать задачам  и видам деятельности. Долгое время  адвокатская работа не позволяла  ее исполнителям создать нужное им объединение. На этом пути были серьезные  поиски, крайности, значительные трудности  и крупные ошибки.

Принципиальным  в развитии адвокатуры было и остается то, что адвокатская жизнь и  ее развитие всегда в первую очередь  является делом самих лиц, работающих в ней. Государственное вмешательство  носило вынужденный характер. Он заключался, прежде всего, в корректировке функций  или структуре адвокатуры. Такая  позиция органов власти имела  для адвокатуры двойственное значение. С одной стороны, издавая законы, государство в определенной мере заботилось о развитии адвокатуры, а с другой, провозглашая их, но, не обеспечивая исполнение, не помогая  адвокатам, - ставила перед ними новые  препятствия, трудности, проблемы, причем очень часто - надуманные, искусственные, субъективные.

В результате оказывалось, что, наделив адвокатуру серьезными обязанностями, государство  не давало адвокатам прав и возможностей, необходимых для исполнения поставленных задач. Отсюда становятся понятными  многие негативные явления в адвокатуре, ее сегодняшнее невысокое положение  в обществе, необязательное отношение  к ее просьбам и запросам, вынужденная  терпимость адвокатской деятельности со стороны работников правоохранительной системы, да пожалуй, и самого государства.

Так было очень недавно. Почти такое же положение остается и сегодня. Государство, в силу ряда причин, очень часто  забывает, что адвокатура - это не чьи-то субъективные желания, а вынужденная  социальная необходимость. Общество, да и само государство, его органы, в  том числе и правоохранительные, не могут существовать без адвокатуры. Она - общественный противовес в механизме  государственно-правовой власти с ее законами, непосильными налогами, уголовным  преследованием, обвинением, многолетней  судебной и следственной волокитой  и т.п.

 

1. СОЗДАНИЕ  ПРОКУРАТУРЫ И АДВОКАТУРЫ

1.1 Образование прокуратуры как  государственного органа

Понятие прокуратуры происходит от латинского procurare — забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа изначально идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном  его предназначении. Так, в Древней  Греции и странах Востока функция  прокуратуры состояла, во-первых, в  надзоре за исполнением предписаний  государственной власти, во-вторых, в осуществлении обвинения в  суде (ораторы).

В европейских  странах прокуратура возникает  во Франции в XIV в. Само слово «прокуратура»  появилось во время правления  короля Филиппа II. Это был карательный  орган, соответствовавший историческому  типу государства и существовавшей в нем власти. В Испании и  других государствах Европы господствовал  инквизиционный процесс судопроизводства, пришедший на смену процессу публичному, гласному, состязательному.

Органы  прокуратуры Франции выполняли  волю короля, влияние которого в  ее деятельности было решающим. Не случайно прокуроры вплоть до ликвидации монархии во Франции именовались «людьми  короля».

Закон 1586 года об организации и деятельности прокуратуры во Франции определил  место прокуратуры в системе  других государственных органов. В  сферу полномочий прокурорского  надзора включаются: деятельность прокурора  административно-политического характера, надзор за производством следствия, деятельность судебно-правовая (уголовные  и гражданские дела).

В 1789-1810 гг. прокуратура во Франции претерпела существенные изменения, однако основное ее предназначение осталось прежним - выполнение карательных функций, обеспечение  незыблемости верховной власти в  государстве.

Столь подробный  экскурс в историю образования  прокуратуры во Франции не случаен: именно она послужила прообразом прокуратуры России и в настоящее  время является эталоном прокуратуры  западных стран.

Во всех государствах, относящих себя к правовым (США, ФРГ, Швеция и др.), функционируют  органы прокуратуры как один из важнейших  правозащитных механизмов. Для прокуратур в правовых государствах характерно организационное и функциональное многообразие. Единых унифицированных стандартов построения и деятельности прокуратуры не существует. Но для прокуратур всех государств правозащитная функция выступает в качестве основной.

 

1.2 Прокуратура Российской империи  до и после судебной реформы  1864 г.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского  надзора в России по праву считается  Петр I.

Период  конца XVI — начала XVII вв. был отмечен  значительным ростом преступности, казнокрадства  и взяточничества, что вызвало  практическую потребность создания государственной службы по борьбе с  этими негативными явлениями.

Государственные реформы, проводимые Петром I, поставили  вопрос о необходимости создания органа для надзора за соблюдением  законности. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы «над всеми делами тайно подсматривать и проведывать  про неправый суд, также сбор казны  и прочего».

За образец  Петр I взял государственные органы Германии. В 1713 г. в России вводится должность генерал-фискала. Полномочия фискалов, процессуальные средства их деятельности были определены Указом от 17 марта 1714 г. «О деятельности фискалов». В Указе получили четкое разграничение  компетенция обер-фискалов, провинциал-фискалов и других чинов. Модель такой должности  была заимствована в Швеции. К фискалам предъявлялись высокие профессиональные и морально-этические требования. Фискальная служба являлась сугубо тайной, поэтому была непопулярной в общественном мнении, слабо влияла на создание обстановки законности и правопорядка. К тому же фискалы всех рангов не получали материального обеспечения от казны, существовали за счет «собственных кормовых», а это вело к поборам, взяточничеству и иным злоупотреблениям.

Вскоре  Петр I был вынужден признать, что  чин фискала «тяжел и ненавидим», и убедился в неэффективности  службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. учреждается прокуратура Российской империи. За образец принимается прокуратура Франции. В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно. 27 января 1722 г. Петром I был подписан Указ, учредивший должность Генерал- прокурора: «Сей чин яко око наше и стряпчий в целях государственных». Эти слова великого реформатора как нельзя лучше характеризуют предназначение прокуратуры. Прокуроры должны выполнять роль «взыскателей наказания» и одновременно «защитников невиновности». Указ «О должности Генерал-прокурора» оставался основным законодательным актом о прокуратуре на протяжении всего XVIII в.

Генерал-прокурор лично отвечал за деятельность подчиненных  перед царем. Основная функция прокурора  на начальном этапе становления  прокурорской системы заключалась  в надзоре за деятельностью тех  учреждений, при которых они состояли. Генерал-прокурор надзирал за Сенатом, обер-прокурор Синода (органа, ведающего  делами духовенства) надзирал за деятельностью  Синода.

Генерал-прокурор имел право предлагать Сенату принимать  решения по вопросам, не урегулированным  правом, т.е. наделялся определенными  полномочиями в сфере правотворчества. Ему подчинялись обер-прокуроры, прокуроры коллегий Сената и провинций. Сам же генерал-прокурор подчинялся только императору.

После смерти Петра I значение и престиж прокурора  заметно снизились. Верховный тайный совет, вершивший государственные  дела при императрице Екатерине I и императоре Петре II, упразднил  должности генерал-прокурора и  прокуроров надзорных судов. В большинстве  коллегий также были упразднены должности  прокуроров.

Возрождение прокуратуры происходит при императрице  Анне Иоанновне. Указом 1730 г. восстанавливается  деятельность органов прокуратуры (генерал-прокурора, прокуроров коллегий, надзорных судов). Причина этого  решения была разъяснена в самом  Указе: «В государственных делах  слабое чинится управление, и челобитчики  по делам своим справедливого  и скорого решения так, как  указы повелевают, получать не могут, и бедные от сильных утесняемы, обиды  и разорения претерпевают».

Сыграло роль и стремление Анны Иоанновны  при вступлении на престол показать себя преемницей Петра I. Прокурорская власть заметно усилилась. В 1733 г. был  принят законодательный акт «Должности губернского прокурора». Губернские прокуроры получили право приносить  протесты на незаконные действия местных  властей и судов с одновременным  уведомлением генерал-прокурора.

Однако  период активизации прокурорского  надзора был недолог. Всесильная тайная канцелярия не нуждалась в  прокурорском надзоре.

Прокуратура была восстановлена Указом императрицы  Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми правами, которые  имела в период правления Петра I. Прокуратуре были предоставлены  полномочия по осуществлению надзора  за проведением в жизнь действующих  и вновь принимаемых законов, что привело к повышению эффективности  и действенности прокурорского  надзора.

Важным  этапом в развитии прокурорской системы  стала губернская реформа 1775 г. Задачи и полномочия местных прокуроров получили нормативное закрепление  в законе «Учреждения в губерниях». Этим же законом было предусмотрено  создание прокурорских должностей при  судах, сформулированы задачи и полномочия губернских прокуроров.

Новый этап развития прокурорской системы наступил во второй половине XIX в. Он связан с  реформами судоустройства и уголовного судопроизводства. Но его начало хронологически опережало принятие судебных уставов.

29 сентября 1862 г. император Александр II утвердил  Основные положения преобразования  судебной части в России, направленные  на реорганизацию прокурорских  органов. Основные положения предусматривали  учреждение при каждом суде  прокуроров и, при необходимости,  их товарищей (помощников). Статья 48 данного Закона предусматривала  утверждение прокуроров окружных  судов и их товарищей министром  юстиции (он же генерал-прокурор) по представлению прокурора судебной  палаты, а обер-прокуроры Сената, прокуроры судебных палат и  их товарищи назначались высочайшей  властью по представлению министра  юстиции.

Информация о работе Советская прокуратура и адвокатура