Советская прокуратура и адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.

Файлы: 1 файл

курсовая советская прокурат и адвокат.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

6. При  Губернских Прокурорах состоят  назначаемые и отзываемые Прокурором  Республики по представлению  Прокурора соответствующей губернии  или области Помощники Прокурора,  соответственно распределяющего  между ними лежащие на прокуратуре  в пределах губернии или области  обязанности. Число Помощников  Прокурора определяется штатами,  положенными для каждой губернии.

7. При  Революционных Военных Трибуналах  и Военно-Транспортных Революционных  Трибуналах состоят Военные Прокуроры,  непосредственно подчиненные Помощнику  Прокурора Республики, состоящему  при Верховном Трибунале Всероссийского  Центрального Исполнительного Комитета.

Военные Прокуроры назначаются, увольняются  и перемещаются Прокурором Республики.

8. В Автономных  Республиках Прокурор соответствующей  Республики назначается и отзывается  Центральным Исполнительным Комитетом  той же Республики и располагает  всеми подлежащими правами в  пределах данной Республики, кроме  вопросов общефедерального законодательства, по которым Прокуратура автономных  Республик подчинена и подотчетна  Прокурору РСФСР.

В Автономных Областях прокуратура Автономной Области  организуется и действует на основаниях, тождественных с организацией и  деятельностью Прокуратуры при  Губернских Исполнительных Комитетах.  

9. На  Прокурора Республики возлагается:

а) наблюдение за законной деятельностью всех Народных Комиссариатов и иных центральных  учреждений и организаций и предложение  об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений или  постановлений;

б) опротестование указанных выше распоряжений и постановлений  в Совете Народных Комиссаров и Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на предмет их отмены; принесение протеста Прокурором не приостанавливает, однако, проведения в жизнь опротестованного постановления или решения;

в) руководство  и наблюдение за деятельностью Помощников Прокурора Республики, а также  Прокуроров и их Помощников на местах и дача им разъяснений и указаний по всем возникающим в их деятельности вопросам;

г) непосредственное осуществление функций Прокуроров в тех случаях, когда Прокурором Республики это будет признано необходимым.

10. Прокурор  Республики представляет ежегодно  в Президиум Всероссийского Центрального  Исполнительного Комитета отчеты  о своей деятельности и всех  подведомственных ему Прокуроров.

11. В круг  обязанностей Прокуроров на местах  входит:

а) входить  с представлением в Исполнительные Комитеты об отмене или изменении  изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и  постановлений;

б) опротестовывать  указанные выше распоряжения и постановления  через Прокурора Республики в  Совет Народных Комиссаров или Президиум  Всероссийского Центрального Исполнительного  Комитета.

12. Прокурор  имеет право присутствовать на  всех заседаниях местных Исполнительных  Комитетов с совещательным голосом.

13. В области  борьбы с преступностью на  Прокуратуру возлагается:

а) возбуждение  судебного преследования против должностных и частных лиц, как  по собственной инициативе, так и  по поступающим к нему жалобам  и заявлениям;

б) надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений  органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным  с предварительным следствием вопросам;

в) разрешение вопроса о предании суду и прекращении  дел, поступающих к нему от органов  дознания; предложения Прокуратуры  о предании суду по данной категории  направляются непосредственно в  суд;

г) утверждение  обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось  предварительное следствие, составление  обвинительного акта и постановление  о прекращении дела и случаях  несогласия прокурора с заключением  следователя, с направлением таковых  в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения;

д) участие  в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении  дел во всех тех случаях, когда  прокуратура признает свое личное участие  в этих заседаниях необходимым;

е) поддержание  обвинения на суде;

ж) опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке  высшего судебного контроля вошедших в законную силу приговоров судов  первой инстанции и кассационных решений Советов Народных Судей;

з) проверка правильности содержания под стражей  во всех без исключения местах лишения  свободы и освобождение лиц, неправильно  содержащихся.

14. Прокурор  осуществляет предоставленные ему  права как лично, так и через  своих Помощников.

15. Прокуроры  вправе требовать от всех действующих  в губернии административных  учреждений и должностных лиц  необходимые им сведения и  материалы, каковые требования  являются для означенных учреждений  и лиц обязательными.

Примечание. Органы Государственного Политического  Управления, признавая то или иное дело имеющим особо секретный  характер, вправе требовать, чтобы ознакомление с делом производилось непосредственно  самим прокурором. 

16. Прокурор  представляет каждые 3 месяца отчет  о деятельности своей и своих  Помощников Прокурору Республики  и в Губернский Исполнительный  Комитет.

17. Военная  Прокуратура, состоящая при Военных  и Военно-Транспортных Революционных  Трибуналах, осуществляет права  Прокуроров в отношении учреждений  и должностных лиц военного  ведомства, железно-дорожного и  водного транспорта в тех местах, где нет общей Прокуратуры  или где военные и транспортные учреждения и должностные лица соответствующих ведомств изъяты из ведения Губернского Прокурора.

18. С изданием  настоящего Положения все обязанности,  лежащие до сего времени на  Отделах Юстиции и возлагаемые  настоящим Положением на органы  Прокуратуры, переходят в исключительное  ведение последних. 

 

2.2 Прокуратура Верховного Суда СССР

В Положении  о Верховном Суде СССР и Прокуратуре  Верховного Суда СССР, утвержденном 24 июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК  СССР, были четко определены предмет  и пределы общенадзорной деятельности прокуратуры.

Согласно  ст. 58 Положения в области общего надзора за законностью Прокурору  Верховного Суда Союза СССР принадлежало право:

а) наблюдения за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений Совета Народных Комиссаров Союза ССР и  иных центральных учреждений Союза  ССР, кроме Центрального Исполнительного  Комитета Союза ССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР  и Совета Труда и Обороны, с  внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Пленум Верховного Суда Союза ССР, а в  отдельных, не терпящих отлагательства случаях, — непосредственно в  Президиум Центрального Исполнительного  Комитета Союза ССР;

б) наблюдения за законностью с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений центральных  исполнительных комитетов союзных  республик и их президиумов с  внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Президиум  Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;

в) наблюдения за законностью действий Объединенного  Государственного Политического Управления;

г) наблюдения за законностью действий народных комиссариатов  и иных центральных учреждений Союза  ССР и организаций общесоюзного значения с правом запрашивать их по поводу допущенных ими незаконных действий и опротестовывать эти  действия соответственно в Президиум  Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.

В соответствии со ст. 59 Положения в области судебного  надзора Прокурор Верховного Суда СССР осуществлял:

а) наблюдение за правильным и единообразным применением  общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений Союза ССР и  союзных республик с внесением  представлений в Пленум Верховного Суда Союза ССР о даче руководящих  разъяснений и толкований Верховным  Судам союзных республик;

б) наблюдение за соответствием постановлений  Пленумов Верховных Судов союзных  республик общесоюзному законодательству с внесением в Пленум Верховного Суда Союза ССР представлений  об опротестовании этих постановлений  в Президиум Центрального Исполнительного  Комитета Союза ССР в случаях  противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов  других союзных республик;

в) надзор за правильным применением действующего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных  судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также кассационного  присутствия военной коллегии Верховного Суда Союза ССР с внесением  протестов в Пленум Верховного Суда Союза ССР;

г) надзор за производством дел в военных  трибуналах и военной прокуратуре.

До 1933 г. органы прокуратуры структурно входили  в состав Верховного Суда СССР. В  то же время на Прокурора СССР и  возглавляемые им органы возлагалась  обязанность по осуществлению надзора  за соблюдением законности в уголовном  и гражданском судопроизводстве.

Такое двойственное положение в определенной степени  было препятствием при осуществлении  прокурорами надзора за соблюдением  законов при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел  и законностью и обоснованностью  вынесенных судом решений, приговоров, определений и постановлений.

С годами компетенция прокуроров существенно  расширялась. Прокуроры приобретали навыки по осуществлению прокурорского надзора по сложившимся к тому времени основным направлениям в деятельности органов прокуратуры.

Фактическое процессуальное положение органов  прокуратуры требовало централизации  органов прокуратуры и преобразования их в самостоятельный государственный  орган общегосударственного масштаба.

 

2.3 Конституция 1938 г. об организации и деятельности прокуратуры

VIII Чрезвычайным  съездом Советов Союза ССР  5 декабря 1936 г. была принята  Конституция (Основной Закон)  Союза Советских Социалистических  Республик. Это была третья  по счету Конституция социалистического  государства. Впервые в истории  конституционного законодательства  введено понятие высшего надзора  прокуратуры за точным исполнением  законов. Согласно ст. 113 Конституции  высший надзор за точным исполнением  законов всеми министерствами  и подведомственными им учреждениями, равно как и отдельными должностными  лицами, а также гражданами СССР  возложен на Генерального прокурора  СССР. Генеральный прокурор СССР  назначался Верховным Советом  СССР на семь лет (ст. 114 Конституции). Республиканские, краевые, областные  прокуроры, а также прокуроры  автономных республик и автономных  областей назначались Генеральным  прокурором СССР сроком на  пять лет (ст. 115 Конституции).

Окружные, районные и городские прокуроры  назначались прокурорами союзных  республик. Их назначение утверждалось Прокурором СССР сроком на пять лет.

Большое значение для организации и деятельности прокуратуры в связи с принятием  Конституции 1936 года имело закрепление  в ст. 117 Конституции принципа независимости  прокуратуры: органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких  бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

2.4 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДВОКАТУРЕ 1922 г.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся  организацию, призванную оказывать  юридическую помощь населению. При  губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и  гражданским делам. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались  губернскими отделами юстиции с  последующим утверждением их губернскими  исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось  президиуму коллегии защитников. Президиум  губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных  учреждениях и предприятиях, за исключением  лиц, занимающих государственные должности  по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук.  

Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители  предприятий, учреждений и профсоюзных организаций.

5 июля 1922 г. НКЮ издал "Положение о  коллегиях защитников"4  создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Общее собрание защитников избирало президиум. Он осуществлял руководство деятельностью коллегии, на президиум возлагалась обязанность приема в коллегию и отчисления из нее, наложение дисциплинарных взысканий, решение финансовых и административных вопросов, связанных с функционированием деятельности коллегии.

Деятельность  коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической  помощи населению путем дачи советов  и консультаций, ведением дел в  судах и иных организациях, широкую  пропаганду советского права. Гарантией  выполнения задач, поставленных перед  советской адвокатурой того времени, могло служить лишь "партийное  руководство коллегиями защитников".

ЦК РКП (б), издав 2 ноября 1922 г. циркуляр "О  вступлении коммунистов в коллегии защитников"5, указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии.

Информация о работе Советская прокуратура и адвокатура