Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа
Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.
6. При
Губернских Прокурорах состоят
назначаемые и отзываемые
7. При
Революционных Военных
Военные Прокуроры назначаются, увольняются и перемещаются Прокурором Республики.
8. В Автономных
Республиках Прокурор
В Автономных Областях прокуратура Автономной Области организуется и действует на основаниях, тождественных с организацией и деятельностью Прокуратуры при Губернских Исполнительных Комитетах.
9. На
Прокурора Республики
а) наблюдение за законной деятельностью всех Народных Комиссариатов и иных центральных учреждений и организаций и предложение об отмене или изменении изданных ими незаконных распоряжений или постановлений;
б) опротестование указанных выше распоряжений и постановлений в Совете Народных Комиссаров и Президиуме Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета на предмет их отмены; принесение протеста Прокурором не приостанавливает, однако, проведения в жизнь опротестованного постановления или решения;
в) руководство и наблюдение за деятельностью Помощников Прокурора Республики, а также Прокуроров и их Помощников на местах и дача им разъяснений и указаний по всем возникающим в их деятельности вопросам;
г) непосредственное
осуществление функций
10. Прокурор
Республики представляет
11. В круг
обязанностей Прокуроров на
а) входить с представлением в Исполнительные Комитеты об отмене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений;
б) опротестовывать указанные выше распоряжения и постановления через Прокурора Республики в Совет Народных Комиссаров или Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.
12. Прокурор
имеет право присутствовать на
всех заседаниях местных
13. В области борьбы с преступностью на Прокуратуру возлагается:
а) возбуждение судебного преследования против должностных и частных лиц, как по собственной инициативе, так и по поступающим к нему жалобам и заявлениям;
б) надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам;
в) разрешение вопроса о предании суду и прекращении дел, поступающих к нему от органов дознания; предложения Прокуратуры о предании суду по данной категории направляются непосредственно в суд;
г) утверждение обвинительных заключений следователей по всем делам, по которым производилось предварительное следствие, составление обвинительного акта и постановление о прекращении дела и случаях несогласия прокурора с заключением следователя, с направлением таковых в распорядительное заседание суда для окончательного утверждения;
д) участие в распорядительных заседаниях суда по вопросам о предании суду и прекращении дел во всех тех случаях, когда прокуратура признает свое личное участие в этих заседаниях необходимым;
е) поддержание обвинения на суде;
ж) опротестование в кассационном порядке приговоров и определений, выносимых судом, а также опротестование в порядке высшего судебного контроля вошедших в законную силу приговоров судов первой инстанции и кассационных решений Советов Народных Судей;
з) проверка правильности содержания под стражей во всех без исключения местах лишения свободы и освобождение лиц, неправильно содержащихся.
14. Прокурор
осуществляет предоставленные
15. Прокуроры
вправе требовать от всех
Примечание.
Органы Государственного Политического
Управления, признавая то или иное
дело имеющим особо секретный
характер, вправе требовать, чтобы ознакомление
с делом производилось
16. Прокурор
представляет каждые 3 месяца отчет
о деятельности своей и своих
Помощников Прокурору
17. Военная
Прокуратура, состоящая при
18. С изданием
настоящего Положения все
2.2 Прокуратура Верховного Суда СССР
В Положении
о Верховном Суде СССР и Прокуратуре
Верховного Суда СССР, утвержденном 24
июля 1929 г. постановлением ЦИК и СНК
СССР, были четко определены предмет
и пределы общенадзорной
Согласно ст. 58 Положения в области общего надзора за законностью Прокурору Верховного Суда Союза СССР принадлежало право:
а) наблюдения
за законностью с точки зрения
Конституции Союза ССР и
б) наблюдения
за законностью с точки зрения
Конституции Союза ССР и
в) наблюдения за законностью действий Объединенного Государственного Политического Управления;
г) наблюдения за законностью действий народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР и организаций общесоюзного значения с правом запрашивать их по поводу допущенных ими незаконных действий и опротестовывать эти действия соответственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.
В соответствии со ст. 59 Положения в области судебного надзора Прокурор Верховного Суда СССР осуществлял:
а) наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений Союза ССР и союзных республик с внесением представлений в Пленум Верховного Суда Союза ССР о даче руководящих разъяснений и толкований Верховным Судам союзных республик;
б) наблюдение за соответствием постановлений Пленумов Верховных Судов союзных республик общесоюзному законодательству с внесением в Пленум Верховного Суда Союза ССР представлений об опротестовании этих постановлений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик;
в) надзор за правильным применением действующего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также кассационного присутствия военной коллегии Верховного Суда Союза ССР с внесением протестов в Пленум Верховного Суда Союза ССР;
г) надзор за производством дел в военных трибуналах и военной прокуратуре.
До 1933 г.
органы прокуратуры структурно входили
в состав Верховного Суда СССР. В
то же время на Прокурора СССР и
возглавляемые им органы возлагалась
обязанность по осуществлению надзора
за соблюдением законности в уголовном
и гражданском
Такое двойственное
положение в определенной степени
было препятствием при осуществлении
прокурорами надзора за соблюдением
законов при рассмотрении судами
уголовных и гражданских дел
и законностью и
С годами компетенция прокуроров существенно расширялась. Прокуроры приобретали навыки по осуществлению прокурорского надзора по сложившимся к тому времени основным направлениям в деятельности органов прокуратуры.
Фактическое
процессуальное положение органов
прокуратуры требовало
2.3 Конституция 1938 г. об организации и деятельности прокуратуры
VIII Чрезвычайным
съездом Советов Союза ССР
5 декабря 1936 г. была принята
Конституция (Основной Закон)
Союза Советских
Окружные,
районные и городские прокуроры
назначались прокурорами
Большое
значение для организации и деятельности
прокуратуры в связи с
Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., определяло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, призванную оказывать юридическую помощь населению. При губернских отделах юстиции образовывались коллегии защитников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии защитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими исполнительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и предприятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юридических наук.
Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и профсоюзных организаций.
5 июля 1922 г. НКЮ издал "Положение о коллегиях защитников"4 создавались коллегии защитников по гражданским и уголовным делам при губернских отделах юстиции. Общее собрание защитников избирало президиум. Он осуществлял руководство деятельностью коллегии, на президиум возлагалась обязанность приема в коллегию и отчисления из нее, наложение дисциплинарных взысканий, решение финансовых и административных вопросов, связанных с функционированием деятельности коллегии.
Деятельность коллегий защитников должна была обеспечивать организацию всесторонней юридической помощи населению путем дачи советов и консультаций, ведением дел в судах и иных организациях, широкую пропаганду советского права. Гарантией выполнения задач, поставленных перед советской адвокатурой того времени, могло служить лишь "партийное руководство коллегиями защитников".
ЦК РКП (б), издав 2 ноября 1922 г. циркуляр "О вступлении коммунистов в коллегии защитников"5, указал, что коммунисты в коллегиях должны образовывать фракции, подотчетные губернским комитетам партии.