Советская прокуратура и адвокатура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Изучение истории создания прокуратуры в период строительства правового государства вызвано необходимостью лучше понять историческое предназначение этого органа, его место в системе иных государственных органов, историческую необходимость выполнения возложенных на прокуратуру функций. Знание истории прокуратуры в современных условиях поможет принять меры законодательного и организационного характера для повышения эффективности деятельности прокуратуры.

Файлы: 1 файл

курсовая советская прокурат и адвокат.docx

— 55.19 Кб (Скачать файл)

"Положение  о судоустройстве РСФСР", принятое  IV сессией ВЦИК IX созыва 11 ноября 1922 г., также подчеркивало, что коллегии защитников действуют именно в целях обеспечения трудящихся юридической помощью.

С 1928 г. по инициативе коллегии Наркомюста была начата борьба с частнопрактикующими  адвокатами, которые якобы "способствовали засорению адвокатуры". Акцент делался  исключительно на коллективную консультационную форму деятельности. А 12 сентября 1928 г. коллегия НКЮ приняла специальное  постановление "О реорганизации  коллегии защитников", в котором  предлагало окружным судам организовать адвокатские коллективы.

Этим  постановлением признавалась необходимость  проверить состав адвокатуры путем  изучения каждого адвоката в отдельности  с привлечением к проверке общественных организаций. Обращалось особое внимание на необходимость широкого привлечения  в адвокатуру лиц, окончивших юридические  факультеты вузов.

27 февраля  1932 г. Наркомюстом было утверждено  новое "Положение о коллективах  членов коллегии защитников". Оно учитывало как положительный,  так и отрицательный опыт организации  и деятельности адвокатских коллективов  в первые годы их существования.

Данное  Положение предусматривало организацию  коллективов защитников "в районных и межрайонных масштабах" и  охватывало адвокатов, работавших в  районных центрах и в сельских местностях. Действовали коллективы защитников под непосредственным руководством соответствующих президиумов областных (краевых) коллегий защитников. А общий  политический надзор за деятельностью  коллегии возлагался на областные (краевые) суды.

2.5 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДВОКАТУРЕ СССР" 1939 г.

Конституция СССР 1936 г. установила "право трудящихся на объединение в общественные организации". В соответствии с ним и происходило  объединение адвокатов в коллегии.

Формально самоуправляющиеся коллегии защитников со времени их образования были под  надзором областных судов. А с  начала 30-х гг. перешли под контроль Наркомюста.

Социальные  изменения, произошедшие в годы Советской  власти, дальнейшие политические события  требовали и организованного  изменения адвокатуры.

Так, 16 августа 1939 г. постановлением СНК СССР было утверждено новое "Положение об адвокатуре СССР", предусмотревшее создание юридических консультаций. Оно разрешало  практически все вопросы организации  и деятельности адвокатуры на том  этапе. Этим Положением устанавливалось, что коллегии адвокатов образовывались в краях, областях, автономных республиках, не имеющих областного деления.

Общее государственное  руководство адвокатурой возлагалось  на НКЮ СССР, союзных и автономных республик, определялись конкретные задачи по оказанию юридической помощи населению, учреждениям, организациям и предприятиям:

а) дача юридических консультаций (советов, справок, разъяснений и т.п.);

б) составление  заявлений, жалоб и других документов по просьбе граждан, учреждений, организаций  и предприятий;

в) участие  адвокатов в судебных процессах  в качестве защитников обвиняемых, представителей ответчиков, истцов и  других заинтересованных лиц.

Положением  был закреплен новый принцип, в соответствии с которым в  адвокатуру могли вступать лишь лица, имеющие юридическое образование  или не менее 3-х летний стаж работы в качестве судьи, прокурора, следователя  и юрисконсульта. Ст.14 Положения  закрепляла важнейший демократический  принцип: "все вопросы, связанные  с организацией и деятельностью  коллегии адвокатов, разрешаются общим  собранием членов коллегии адвокатов  и президиумом коллегии адвокатов". "Положением" было установлено, что  коллегии адвокатов пользуются правами  юридического лица.

Общее собрание коллегии адвокатов должно было созываться не реже двух раз в год. Президиум  коллегии адвокатов и ревизионная  комиссия избирались тайным голосованием сроком на два года. Президиум коллегии осуществлял руководство всей практической деятельностью коллегии, избирал  из своего состава председателя, его  заместителя и секретаря президиума.

В районных центрах и городах области, края, республики создавались юридические  консультации. Руководителями их были заведующие, назначаемые президиумом  коллегии. Заведующие юридическими консультациями, в которых работало не менее 15 адвокатов, освобождались от ведения судебных дел. Их труд оплачивался президиумом  коллегии адвокатов.

В юрконсультациях, где работало менее 15 адвокатов, заведующие не освобождались от ведения дел, но за работу в качестве заведующего  они получали дополнительное вознаграждение в размере, устанавливаемом президиумом  коллегии.

Оплата  юридической помощи, оказываемой  адвокатами, производилась на основании  инструкции, издаваемой Наркомюстом  СССР.

За недобросовестное исполнение адвокатами своих обязанностей, нарушение таксы оплаты и другие проступки президиум коллегии мог  наложить на них одно из следующих  взысканий:

1) замечание,

2) выговор,

3) строгий  выговор,

4) отстранение  от работы адвоката на срок  до шести месяцев,

5) исключение  из состава коллегии адвокатов.

На основании  изучения "Положения об адвокатуре СССР" 1939 г. и других материалов, можно  сделать вывод, что основной задачей  адвоката была не помощь конкретному  человеку, а оказание содействия социалистическому  правосудию.

"Положение  об адвокатуре СССР" 1939 г. также  предусматривало организацию областных,  краевых и республиканских коллегий  адвокатов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Прокуратура является вторым важнейшим  после суда правоохранительным органом  государства. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот  факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ),следуют непосредственно  за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место  среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым  правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Цели деятельности прокуратуры  заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и  гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.

Основное  содержание деятельности прокуратуры  составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное  преследование лиц, совершивших  уголовно-наказуемые деяния, координацию  деятельности правоохранительных органов  в борьбе с преступностью, участвует  в правотворческой деятельности.

Адвокатура - исторически необходимый социально-правовой институт, зачатки которого находились еще в древних цивилизациях.

Две крайние  формы организации адвокатуры появились  в Древнем Риме. Тогда, во времена  Республики, она была абсолютно свободной  профессией. В период Римской империи  адвокатура считалась государственной  службой. Обе эти формы были отвергнуты дальнейшим ходом развития общества и государственности.

В средние  века историческим опытом Западной Европы были выработаны две основные формы  организации адвокатуры: англо-французская  и германская.

Такие принципы адвокатуры, как относительная свобода  этой профессии и сословная организация, существовали почти во всех государствах. Поэтому их можно считать необходимыми для построения любой развитой адвокатуры. Процветание и упадок адвокатуры зависели, прежде всего, от проведения государством принципа отделения или совмещения адвокатуры с правовым представительством.

Впервые адвокатура возникла в России в рамках правовых реформ 1864 г. Судебная реформа  в корне изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Она отделила судебные органы от административных и законодательных. Был введен суд  присяжных. Гарантом прав личности на суде выступила адвокатура.

В дореформенное  время роль адвокатов играли частные  лица - стряпчие или ходатаи по делам. Как правило, их обязанности ограничивались составлением судебных бумаг и представительством в гражданском судебном процессе, представительство в уголовном  процессе не допускалось. Отсутствие института  судебного представительства на практике оборачивалось массой правонарушений и злоупотреблений. Юридическую  помощь населению оказывали некомпетентные и недобросовестные люди. Деятельность такого характера не могла гарантировать  всем слоям населения защиту их интересов  в суде и других учреждениях.

Введение  на территории Российской Империи в  действие судебных уставов учредило профессиональную адвокатуру. В ее задачи, помимо защиты по уголовным  делам, входило представительство  сторон в гражданском процессе и  оказание иной юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для  бедных.

Вместо  большей частью невежественных и  недобросовестных ходатаев пришли юристы-профессионалы, объединенные в самоуправляющиеся  организации. Были предусмотрены меры, чтобы тяжущиеся и подсудимые, не имеющие средств для оплаты адвокатского гонорара, не оставались без защиты.

Адвокаты  стали одновременно правозаступниками  и поверенными своего клиента. Допустив адвоката в судопроизводство по уголовным  и гражданским делам, законодатель тем самым подчеркнул значение юридической  помощи для обеспечения прав личности и соблюдения принципа законности.

В советский  период адвокатская деятельность была довольна строго очерчена законами об адвокатуре и различными положениями  и инструкциями. Совершенно естественно (точнее, видимо, противоестественно), что административно-командная система общества не была никак заинтересована в создании сплоченных формирований юристов-профессионалов, ориентированных в своих действиях на защиту интересов граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А. Я. Сухарева.–  М.: Норма, 2004. – 472с.

2. Бессарабов  В.Г. прокурорский надзор: Учебник  – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

3. Голустьян,  О. А. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для ВУЗов / О. А.  Голустьян. – М.: Юнити – Дона, Закон и право, 2004. – 256с.

4. Кеник  А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие  / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея,  2008 г. – 576 с.

5. Басков  В.И. Прокурорский надзор: учебник  / Басков В.И. – М., 1996 г.

6. Глюков  А.К. Прокурорский надзор в  Республике Беларусь / Глюков А.К., Пирштук И.И., Сокол С.С. – Мн., 2001 г.

Карабчевский  Н. П. Около правосудия. -М.: «Автограф», 2001

Питулько  К. М., Коряковцев В. П. Постатейный комментарий  к федеральному закону «Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». -М.: «Питер», 2002

Гаврилов  С. Н. Адвокатура в РФ. Учебное пособие. –М.: «Юриспруденция», 2000

Калачев С. А. Адвокат в уголовном процессе. –М.: «Приор», 2001

1 Судебные уставы 20 ноября 1864 г. с изложением рассуждений, на коих они основаны, изданные государственной канцелярией. - СПб., 1867. - Т. 5.

2 Лубшев Ю.Ф. Указ. Соч. - С. 105.

3 Лубшев Ю.Ф. Указ. Соч. - С. 109.

4 ГАЧО ф. Р – 11, оп. 3, д. 57, л. 3 – 6.

5 Известия. 1922. № 10 (46). С. 19.


Информация о работе Советская прокуратура и адвокатура