Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития гражданско-процессуального законодательства напрямую связан с происходящими в России экономическими и политическими преобразованиями, которые предопределили необходимость коренного реформирования правовой системы. В 2002 году завершилась разработка и вступил в действие новый Гражданский процессуальный кодекс. В связи с этим вопрос о субъектах гражданских процессуальных отношений, от деятельности которых зависит эффективная работа по защите прав и законных интересов граждан в гражданском процессе, приобретает исключительное значение.
При рассмотрении гражданского дела судом в процессе участвуют многие лица, объединяемые общим наименованием – субъекты гражданского процесса.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………..…….3
2. Суд как субъект гражданского процессуального права………………..6
3. Гражданская процессуальная правосубъектность. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле…………………………………9
4. Стороны в гражданском процессе. Процессуальное соучастие. Процессуальное правопреемство. Замена ненадлежащего ответчика……….12
5. Третьи лица в гражданском процессе…………………………………18
6. Прокурор в гражданском процессе…………………………………….21
7. Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в защиту публичных интересов……………………………………………………………23
8. Лица, содействующие правосудию………………………………...…26
9. Заключение………………………………………………..……………30
10. Список литературы…………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

kursovaya-1.docx

— 53.67 Кб (Скачать файл)

По  своей сути третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет  спора, является истцом и поэтому  наделено всеми правами стороны  в процессе.

Третье  лицо, не заявляющее самостоятельных  требований на предмет спора, вступает в процесс на стороне истца  или ответчика для защиты своих  интересов, если вынесенное в пользу одной из сторон судебное решение  может повлиять на права или обязанности  третьего лица по отношению к этой стороне.

Третье  лицо, не предъявляющее самостоятельных  требований на предмет спора, находится  за пределами материального правоотношения сторон. Однако оно имеет свой юридический  интерес.

Третьи  лица, не заявляющие самостоятельных  требований на предмет спора, участвуют  на стороне истца или ответчика, помогая ему добиться решения  в его пользу, но тем самым предохраняя  себя от возможного предъявления регрессного  иска либо обеспечивая себе возможность  предъявить требование к стороне  в будущем.

Как указывает М.А. Викут, «...существование третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, производно от существования сторон. Вне процесса по спору между истцом и ответчиком не может появиться и существовать третье лицо. Но сами материальные отношения между одной из сторон и третьим лицом совершенно самостоятельны»9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прокурор в  гражданском процессе.

Правовую  основу участия прокуратуры в  рассмотрении дел, в том числе  гражданских, составляет разд. IV «Участие прокурора в рассмотрении дел судами» (ст. 35—39) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 18 октября 1995 г. в ред. от 23 декабря 1998 г. Другие направления деятельности (функции) прокуратуры в суде (в частности, надзор) этим Законом не регламентируются.

Положения п. 1 ст. 35 Закона о прокуратуре, касающиеся участия прокурора в рассмотрении дел судами «в случаях, предусмотренных  процессуальным законодательством  Российской Федерации и другими  федеральными законами», следует рассматривать  как бланкетную норму. Как известно, совокупность норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между участниками  процесса и судами общей юрисдикции при осуществлении правосудия по гражданским делам, составляет предмет  гражданского процессуального права

Источниками гражданского процессуального права  являются ГПК и иные законы (ст. 1 ГПК). Федеральным законом от 23 октября 2002 г. «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» с 1 февраля 2003 г. ГПК был  введен в действие.

В ГПК  нет норм о прокурорском надзоре  в гражданском судопроизводстве. Это позволяет сделать вывод  о том, что прокуратура осуществляет функцию не надзора за деятельностью  судов при рассмотрении гражданских  дел, а функцию участия в рассмотрении гражданских дел. Эта функция впервые была закреплена в Законе о прокуратуре 1992 г. (п. 3 ст. 2), и такое принципиально важное положение аргументировалось в гл. 7.

В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона прокуратуре и  ст. 45 ГПК прокурор вправе участвовать  в гражданском процессе в двух формах: 1) путем обращения в суд  с заявлением; 2) путем вступления в процесс и дачи заключения по определенной категории гражданских  дел.

О двух формах участия прокурора в гражданском  процессе говорит и В.В. Пиляева, однако при этом она сохраняет  терминологию ч. 1 ст. 41 уже утратившего  юридическую силу ГПК РСФСР (примеры: «путем предъявления иска», «путем вступления в дело в любой стадии гражданского процесса»).

Перечень  лиц, наделенных статусом прокурора, определен  в ст. 54 Закона о прокуратуре (в  ред. от 23 декабря 1998 г.) Лицо, исполняющее  обязанности прокурора в установленном  порядке, также вправе участвовать при рассмотрении гражданских дел.

Иные  прокурорские работники (помимо прокурора) — следователи, а также другие работники прокуратуры, имеющие  классные чины (воинские звания), —  не вправе участвовать в гражданском  процессе.

ГПК не ограничивает участие прокурора  в рассмотрении гражданских дел. В нем лишь допускается обращение  прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов только тех  граждан, которые «по состоянию  здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам»  не могут сами обратиться в суд (ч. 1 ст. 45). Эти «уважительные причины» в теории гражданского процесса называются основаниями, которые подразделяются на обязательное и факультативное участие прокурора в гражданском процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в гражданском  процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, обращающихся в защиту публичных интересов.

В гражданском  процессе выделяется значительная группа субъектов, защищающих чужие интересы. В качестве таковых ГПК выделяет органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации  и граждан. ГПК ограничивает право  на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов  других лиц только случаями, предусмотренными законом, и при наличии их просьбы, а также для защиты прав и свобод неограниченного круга лиц.

Заявление в защиту законных интересов недееспособного  или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного  лица или его законного представителя. Именно на этих основаниях участвуют  в процессе органы опеки и попечительства, органы социальной защиты населения, комитеты по защите прав потребителей.

Субъект, защищающий чужие интересы (ст. 46 ГПК), при возбуждении гражданского дела связан волей материально заинтересованного  лица. Эти органы следует признавать в процессе заявителями иска, лиц  же, чьи интересы защищаются, — истцами.

Закон предоставляет этим субъектам значительный объем прав.

Органам государственной власти, местного самоуправления, организациям и гражданам, обращающимся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов  других лиц, предоставлены практические все процессуальные права и обязанности  стороны, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности  по оплате судебных расходов. Закон  разрешает этим субъектам без  согласования с лицами, чьи права  и свободы защищаются, изменять основания  и предмет иска, объем исковых  требований, отказываться от иска, обжаловать судебное решение.

У стороны  при несогласии с действиями субъектов, защищающих ее интересы, остается один процессуальный рычаг — отказ  от иска, однако это действие пресекает  повторную подачу иска.

По мнению ученых-процессуалистов, если материально заинтересованное лицо свободно в принятии решения - прибегать к процессу для защиты своего права или нет, оно должно быть также свободно и в осуществлении  процессуальных прав после возбуждения  гражданского дела.

Аналогично  нормам, регламентирующим участие прокурора  в гражданском процессе, отказ  от иска субъектов, защищающих в процессе права, свободы и охраняемые законом  интересы других лиц, не влечет прекращения  дела, если эти лица сами продолжают поддерживать исковые требования. И  наоборот, отказ истца от иска обязателен для субъектов, защищающих его интересы.

Еще одна форма участия в процессе государственных  органов и органов местного самоуправления — дача заключения по делу.

Привлечение в процесс органов государственной  власти, местного самоуправления, организаций  и граждан, обращающихся в суд  с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, может быть обязательным или факультативным. Так, при рассмотрении споров, связанных  с воспитанием детей (ст. 78 СК), усыновлением (ст. 125 СК, ст. 271 ГПК), признанием гражданина недееспособным или ограниченно  дееспособным (ст. 284 ГПК), эмансипацией (ст. 288 ГПК), а также иных споров, затрагивающих  интересы несовершеннолетних, в обязательном порядке требуется заключение органа опеки и попечительства. Заключение органов государственной власти и местного самоуправления может  потребоваться и в иных случаях.10

Инициатором привлечения в процесс этих субъектов  могут выступить они сами, лица, участвующие в деле, или суд. Вступление их в процесс возможно на любой стадии судебного разбирательства до принятия решения судом первой инстанции.

Целью вступления в процесс государственных  органов России, субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления является дача заключения по делу в  целях осуществления возложенных  на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов России, субъектов  Федерации, муниципальных образований.

В письменном заключении органы государственной  власти и местного самоуправления формулируют  свое мнение по делу. Окончательное  заключение формулируется в судебных прениях.

Заключение  органа государственной власти, местного самоуправления для суда не является обязательным. Если же суд не согласился с заключением, он обязан привести обоснование  такого несогласия.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лица, содействующие  правосудию.

Лица, содействующие  осуществлению правосудия, не имеют  и не должны иметь юридической  заинтересованности в исходе дела, основанной на нормах материального  права и фактах дела, иначе они  подлежат отводу. Однако процессуальный и фактический интерес может  наличествовать. В частности, последние  виды заинтересованности присутствуют, если в судебном заседании в качестве представителя истца или ответчика  выступает ближайший родственник, заключивший договор поручения. Безусловно, принятое судом решение  никак не повлияет на субъективные права и обязанности самого представителя. Но процессуальный интерес у него выражается в наступлении благоприятного результата для представляемого, ведь предметом договора поручения является оказание посреднических услуг, при  этом материальной правоотношение между  поверенным (представителем) и доверителем (представляемым) не составляет объект судебного разбирательства. Одновременно нельзя не учитывать и фактический  интерес, обусловленный родственными связями.

Закон наделяет лиц, содействующих осуществлению  правосудия, в большей мере обязанностями, чем правами, поскольку они выполняют  вспомогательную функцию. К таковым  относят свидетелей; переводчиков; экспертов; специалистов; представителей; понятых.

 Свидетель  – лицо, которому могут быть  известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу (ч. 1 ст. 69 ГПК), а показания свидетелей – это  сведения, сообщенные лицами, которым  могут быть известны какие-то  обстоятельства, имеющие значение  для рассмотрения и разрешения  дела.

 Определение  не отличается четкостью, так  как лица, участвующие в деле, также могут обладать информацией  относительно рассматриваемого  дела. Поэтому для определения  свидетеля важно указать, что  это лицо, которое не участвует  в деле, но которому могут быть  известны относящиеся к делу  обстоятельства. Закон не устанавливает  возрастных границ для свидетелей, поэтому ими могут быть лица  любого возраста, важно, чтобы  лицо обладало информацией, относящейся к рассматриваемому делу, и в силу возраста и состояния здоровья могло как запоминать информацию, так и воспроизводить ее12.

Переводчик  – это физическое лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для осуществления в  рамках гражданского процесса перевода, в отношении которого судом вынесено определение о назначении его  переводчиком.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации  в отличие от УПК РФ (ст. 59) или  КоАП РФ (ст. 25.10) не определяет переводчика  как самостоятельного участника  процессуальных правоотношений, юридический  статус которого в процедурах гражданского судопроизводства регламентировался  бы отдельной статьей отраслевого  законодательства. Вместе с тем ГПК  РФ в целом ряде норм – ч. 5 ст. 10, ст. 18, ч. 2 ст. 20, ст. 97, частях 1 и 2 ст. 113, п. 8 ч. 1 ст. 150, ст. 162, ч. 1 ст. 164, ст. 168, пунктах 5 и 6 ч. 2 ст. 229 – подразумевает переводчика  как самостоятельного субъекта судебного  разбирательства по гражданским  делам13

Эксперт. Сведущие лица или лица, обладающие специальными знаниями в области  науки, искусства, техники или ремесла, привлекаемые судом для исследования фактических обстоятельств, называются судебными экспертами, а соответствующая  экспертиза – судебной14.

В соответствии с действующим законодательством  государственным судебным экспертом  является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей15.

Итак, государственным  судебным экспертом, производящим судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей, может быть только аттестованный  сотрудник государственного судебно-экспертного  учреждения, а именно: судебно-экспертных учреждений Минюста России; экспертно-криминалистических подразделений МВД России; судебно-медицинских  и судебно-психиатрических учреждений Минздрава; судебно-медицинских лабораторий  Минобороны России; экспертно-криминалистических служб; экспертных подразделений ФСБ  России и других государственных  судебно-экспертных учреждений, создаваемых  в порядке, определенном Федерального закона «О государственной судебно- экспертной деятельности в РФ», федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ.

Представитель. Судебная защита, исходя из ст. ст. 1, 11 и 12 ГК РФ, является основной формой защиты гражданских прав. Однако осуществление  права на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов может  вызывать определенные сложности, связанные  с рядом объективных и субъективных причин (малолетство, психическое расстройство, болезненное состояние, отсутствие времени, юридическая неграмотность  и др.).

Информация о работе Субъекты гражданских процессуальных правоотношений и их правовой статус