Трудовой стаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 05:37, контрольная работа

Описание работы

Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает разные стороны социального обеспечения, меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения касаются, в том числе порядка определения права на пенсию с учетом продолжительности, количества лет общего трудового стажа. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)//Российская газета.2001. 20 декабря; 2009. 30 декабря. Ст.2. вводит понятие страхового стажа.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..............……2

Понятие ТРУДОВОГО СТАЖА. Виды трудовой деятельности и периоды, засчитываемые в трудовой стаж…............................................................3
Общий трудовой стаж…………………………………………….…………..…………3
Непрерывный трудовой стаж………………………………………………..…….….....5
Специальный трудовой стаж………………………………………………..………......6
Страховой стаж……………………………………………………..…...……………….8

Юридическое понятие пенсии за выслугу лет………..……..………….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….……………15

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..…….…………16

Файлы: 1 файл

КР СОЦОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)

Законодательство предусматривает  также и другие случаи учета специального трудового стажа. Страховой и  специальный трудовой стаж неразрывно связаны с назначением пенсии; момент назначения пенсии и ее размер всецело зависят от продолжительности  этих видов стажа. В специальный  трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно  полезной деятельности в специальный  трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок  исчисления выслуги лет тем или  иным категориям граждан. Среди таких  нормативных актов необходимо выделить:

  • Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня 2002 г.);
  • Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г.);
  • Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.);
  • Постановление СМ РСФСР от 5 июля 1991 г. №384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава"(в ред. от 12 август 1992 г.);
  • Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. №29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (с изм. и доп. от 1 октября 1999 г.) и др.

Особым видом специального трудового стажа является и выслуга  лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной  продолжительности служит юридическим  фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой  назначается пенсия.

Круг субъектов, имеющих  право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые  на работах с особыми условиями  труда; работники гражданской авиации; педагогические работники; лица, занятые  лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

    1. Страховой стаж

Страховой стаж - учитываемая  при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность  периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Страховой стаж в настоящее время является условием назначения трудовой пенсии по старости (не менее 5 лет страхового стажа). Лицам, имеющим менее 5 лет страхового стажа, трудовая пенсия по старости не назначается (Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") Внимание: Периоды деятельности, за которые не перечислялись страховые взносы или перечислялись с нарушением сроков, не включаются в страховой стаж. В настоящее время это является проблемой. Не все работодатели добропорядочны. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страх. стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ:

  • на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР;
  • за пределами территории РФ, – в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР.

В соответствии со статьями 10 и 11 ФЗ N 173 в страховой стаж засчитываются следующие периоды и виды деятельности:

  1. периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; и иные периоды:
  3. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  4. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  5. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  6. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  7. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке
  8. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  9. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности.
  10. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, но не более 5 лет в общей сложности.

Данные периоды засчитываются  в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в ст.10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права  на трудовую пенсию, производится в  календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при  исчислении страхового стажа учитывается  один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением  указанной пенсии

Иные периоды включаются в страховой стаж, если им предшествовали или за ними следовали периоды  деятельности, указанные в пунктах 1-2.

 

 

  1. Юридическое понятие пенсии за выслугу лет

Пенсией за выслугу лет  принято называть пенсию, которая  устанавливается при наличии  соответствующего длительного специального страхового стажа независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

Конституционно-правовой смысл  понятий "пенсия за выслугу лет" и "выслуга лет" раскрыт в  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении  сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в  качестве самостоятельного правового  основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым  именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости  продолжения службы, но не влечет обязанности  прекратить ее. Как указывается в  Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной  с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Пенсия за выслугу лет  в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного  обеспечения является государственной  гарантией материального обеспечения  лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания  соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том  числе в случаях, когда гражданин  уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Таким образом, выслуга на военной службе является одним из важнейших институтов права социального  обеспечения военнослужащих, сотрудников  правоохранительных органов, лиц, уволенных  с военной и правоохранительной службы. Выслуга лет на военной  службе, под которой понимается продолжительность  нахождения гражданина на военной и (или) правоохранительной службе, учитываемая  при определении объема и видов, предоставляемых ему социальных гарантий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение, выступает основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан.

Назначение пенсии за выслугу  лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме  того, создавать условия для адаптации  военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.

Статьей 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей" установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.

В первом случае (п. "а" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О  пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей") необходимо наличие одновременно двух условий:

  • факт увольнения с военной или правоохранительной службы;
  • наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более.

При применении данных условий  назначения пенсии может возникнуть вопрос: а любое ли основание увольнения со службы дает право на назначение пенсии за выслугу лет?

Федеральным законом "О  воинской обязанности и военной  службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусмотрены 20 различных оснований увольнения военнослужащих с военной службы. Из указанных оснований спорными с точки зрения права на пенсионное обеспечение являются два: увольнение в связи с лишением военнослужащего воинского звания и в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (подп."д" и "е" п. 1 ст. 51 указанного Федерального закона).

Ответ на данный вопрос дает Конституционный Суд Российской Федерации.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 379-О разъяснено, что лицо, проходившее  военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том  случае, если приговор суда о лишении  звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения  производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с  трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены  предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для  общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем  гражданам, которые приобрели право  на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, можно сделать  вывод, что гражданам, проходившим  военную или правоохранительную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору  суда (при условии, если приговор вступил  в законную силу до назначения данному  лицу пенсии).

Во втором случае (п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О  пенсионном обеспечении лиц, проходивших  военную службу, службу в органах  внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей") законодатель установил  более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин  должен отвечать одновременно трем условиям:

Информация о работе Трудовой стаж