Трудовой стаж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 05:37, контрольная работа

Описание работы

Проводимая в Российской Федерации реформа затрагивает разные стороны социального обеспечения, меняет основные приоритеты действующего ранее законодательства. Изменения касаются, в том числе порядка определения права на пенсию с учетом продолжительности, количества лет общего трудового стажа. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009)//Российская газета.2001. 20 декабря; 2009. 30 декабря. Ст.2. вводит понятие страхового стажа.

Содержание работы

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..............……2

Понятие ТРУДОВОГО СТАЖА. Виды трудовой деятельности и периоды, засчитываемые в трудовой стаж…............................................................3
Общий трудовой стаж…………………………………………….…………..…………3
Непрерывный трудовой стаж………………………………………………..…….….....5
Специальный трудовой стаж………………………………………………..………......6
Страховой стаж……………………………………………………..…...……………….8

Юридическое понятие пенсии за выслугу лет………..……..………….…10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..….……………15

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………..…….…………16

Файлы: 1 файл

КР СОЦОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 49.49 Кб (Скачать файл)
  • увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • достижение на день увольнения возраста 45 лет;
  • наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу  лет.

В практике пенсионного обеспечения  бывших военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов часто  возникают вопросы о праве  на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы, например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста. Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Однако законных оснований  для назначения таким гражданам  пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку в п. "б" ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную  службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей" однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего  на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным  образом решается вопрос о праве  на пенсию лиц, которые приобретают  необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.

Вопрос о соотношении  двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 22 мая 1996 г. N 72-О, от 4 июня 1998 г. N 80-О, от 26 октября 1999 г. N 139-О и от 14 декабря 1999 г. N 206-О.

Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей" является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения  военнослужащих и работников органов  внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается  на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет  и более на военной службе (п. "а" ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет  согласно п. "б" ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового  стажа, из которых не менее 12 лет  и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).

Таким образом, если в первом случае пенсия за выслугу лет назначается  лишь за специфическую деятельность, каковой является служба, предопределяющая специальный правовой статус военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, то во втором случае она назначается  на льготных условиях, поскольку в  выслугу лет военной службы допускается  включение периодов любой иной работы. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, введение законодателем  дополнительных требований для назначения пенсии за выслугу лет на более  льготных условиях (с учетом общего трудового стажа) не может рассматриваться  как ограничение, влекущее нарушение  равенства прав граждан перед  законом и умаление права на получение  пенсии за выслугу лет.

Установленная законодателем  норма, согласно которой право на получение пенсии за выслугу лет  с учетом трудового стажа имеют  только лица, уволенные с военной  и правоохранительной службы по одному из трех оснований (достижение предельного  возраста пребывания на службе, состояние  здоровья, организационно-штатные мероприятия), также не может расцениваться  как ограничение пенсионных прав граждан.

Таким образом, введение соответствующей  дифференциации в зависимости от оснований увольнения с военной  службы не может рассматриваться  как дискриминация военнослужащих, увольняемых по другим основаниям, по отношению к военнослужащим, уволенным  по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, организационно-штатным  мероприятиям, состоянию здоровья. Тем самым законодатель предоставил  преимущественное право военнослужащим, которые увольняются по обстоятельствам, не зависящим от их воли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На правовое регулирование  института трудового стажа направлен  целый комплекс разноуровневых нормативных  актов (международно-правовые акты, законодательные акты, подзаконные нормативные акты, акты министерств и ведомств). Но это больше недостаток, чем достоинство, так как чем больше актов - тем больше противоречий и «нестыковок», большое количество нормативных актов вызывают проблемы при применении на практике. Сказывается это не только на работе и деятельности судов, работников юстиции, но, прежде всего на простых гражданах. Таким образом, в законодательстве Российской Федерации было бы хорошо провести кодификацию нормативно – правовых актов для устранения данных недостатков.

Проведен анализ нормативно-правовых и литературных источников по данной теме. Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее  понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального  обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно  связанный с рядом других правовых институтов. Законодатель не придерживается строгой классификации видов  стажа, предлагаемой пенсионными законами 2001 года.

Законодатель, помимо признания  страхового стажа, в качестве правообразующего фактора новой пенсионной системы, предусматривает сохранение на определенный период (до 2013 года) и трудовой стаж, причем в его двух юридически значимых разновидностях: общего трудового стажа  и специального трудового стажа.

Юридическое значение трудового  стажа в пенсионном обеспечении  можно охарактеризовать следующим  образом: трудовой стаж, продолжая выступать  основанием возникновения права  на досрочное назначение трудовой пенсии (ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») сохраняет свое прежнее правообразующее значения до 2013 года и, кроме того, он признается в качестве одного из условий определения  расчетного размера трудовой пенсии (п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в  РФ») Иосифиди Д.Г. Указ. соч. С.195.

В совокупности виды трудового  стажа и составляют соответствующий  правовой институт особенной части  права социального обеспечения.

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

основная:

  1. Гусов К.Н. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Изд. Простпект. 2008. 640 с.
  2. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов вузов / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. – М., 2005.
  3. Белянинова Ю.В. Гарантии, компенсации и льготы работникам / Ю.В. Белянинова. – М., 2006.
  4. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М. 2004.
  5. Право социального обеспечения: учебник. / Под. ред. К.Н. Гусова. – М., 2002.
  6. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов; Под. ред. А.В. Стремоухова – М., 2004.
  7. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие для студентов учреждений СПО / Г.В. Сулейманова. – Ростов-на-Дону, 2004.*

Дополнительная  литература

  1. Белянинова Ю.В. Гарантии, компенсации и льготы работникам / Ю.В. Белянинова. – М., 2006.
  2. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Справочная правовая система «Гарант».
  3. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие // Справочная правовая система «Гарант».
  4. Иваненко В.А. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты / В.А. Иваненко, В.С. Иваненко. – СПб., 2003.
  5. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие + практикум / Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. – М., 2006.
  6. Монетизация льгот и меры социальной поддержки: сборник нормативных документов. – М., 2005.
  7. Новое в пенсионном законодательстве Российской Федерации: сборник официальных документов. – М., 2005.
  8. Соколова Г.А. Все о льготах: монетизация и меры социальной поддержки / Г.А. Соколова. – М., 2006.
  9. Толмачев А.П. Право социального обеспечения: конспект лекций / А.П. Толмачев. – М., 2004.

Информация о работе Трудовой стаж