Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование статуса и основных функций прокурора при рассмотрении судами дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Достижение же этой цели осуществляется по средствам решения следующих основных задач: анализ материалов имеющихся по данному вопросу, выявление проблем и возможные пути их решения.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
проанализировать процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве;
проанализировать особенности участия прокурора в при рассмотрении судами дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Участие прокурора в судах, рассматривающих дела по вновь открывшимся обстоятельствам» является актуальной, так как прокуратура в России, являясь государственным органом, призвана охранять и защищать гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина как самостоятельные ценности, исключать всякие попытки действовать не правовыми средствами, от кого бы они ни исходили. В современных условиях судебно-правовой реформы правозащитная деятельность прокуратуры занимает особое место в едином конституционном механизме реализации прав личности.
На
Всероссийском совещании
В юридической литературе неправильности, допускаемые судами при разбирательстве гражданских дел, принято рассматривать как нарушение соответствующих норм права. Внимание при этом сосредотачивается на способах исправления судебных ошибок. Одним из таких способов является пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений суда, вступивших в законную силу, по заявлению прокурора. Актуальность данной темы исследования неоспорима, поскольку пересмотр постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам по заявлению прокурора, это один из способов восстановления истинности и справедливости по каждому делу в отдельности. Любые же проблемы, возникающие на данной стадии, влияют на законности и обоснованность судебного решения в целом.
Таким образом, деятельность прокуратуры по защите прав граждан в гражданском судопроизводстве остается актуальной и значимой.
Теоретико-концептуальную базу данного исследования составили труды Власова А.А., Ильенковой А., Клейнмана А.Ф., Решетниковой И.В., Чуркина А., Яркова В.В. и др.
Предметом проведенного мною исследования является институт участия прокурора в судах, рассматривающих дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Объектом исследования является круг явлений, относящихся к участию прокуратуры в судах, рассматривающих дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Он включает в себя следующие компоненты: историю отечественного законодательства, относящуюся к проблеме развития института участия прокурора при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; юридическую и иную литературу, имеющую отношение к проблеме участия прокурора при рассмотрении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Цель курсовой работы - исследование статуса и основных функций прокурора при рассмотрении судами дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Достижение же этой цели осуществляется по средствам решения следующих основных задач: анализ материалов имеющихся по данному вопросу, выявление проблем и возможные пути их решения.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
В соответствии с поставленными целью и задачами построена структура исследования: она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Специфика
предмета предопределила и методологическую
основу настоящего исследования, которую
составили общенаучный диалектический
метод и отдельные частно-научные методы:
исторический, сравнительного правоведения,
формально-юридический, грамматического
и логического исследования. В работе
также используется критический анализ
теоретического материала и опубликованной
судебной практики по исследуемой проблеме.
Глава 1. Прокурор как субъект гражданских
процессуальных правоотношений
Проводимая в стране судебно-правовая реформа пока еще не повысила престиж судов и их роль в деле зашиты прав граждан и интересов государства. В такой ситуации должны в полной мере использоваться правозащитные функции всех государственных органов, в том числе и прокуратуры, которая, как показывает практика, остается наиболее доступным органом, способным оперативно и квалифицированно разобраться, бесплатно принять меры для защиты нарушенных прав.
Согласно Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяется ст. 129 Конституции РФ. Несмотря на то, что ст. 129 Конституции РФ включена в раздел «Судебная власть», можно с уверенностью сказать, что прокуратура - это своеобразный государственно-правовой институт, без которого ни одна из трех ветвей власти существовать не сможет. Прокуратура функционально дополняет осуществление полномочий этими ветвями власти и в определенной мере способствует уравниванию баланса сил, сглаживая на основе закона нередко возникающие противоречия.
Основа
взаимоотношений между
Участвуя в гражданском судопроизводстве с целью защиты прав граждан, интересов общества и государства, устранения правонарушений, прокурор способствует осуществлению целей правосудия и выполнению задач, стоящих перед судом, при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Таким
образом, защита конституционных и
иных охраняемых законом прав и интересов
граждан, общества и государства
путем участия прокурора в гражданском
процессе, является одним из приоритетных
направлений в деятельности органов прокуратуры
на современном этапе, которое обеспечивается
путем предъявления заявлений в суд, непосредственного
участия в разбирательстве дел, опротестования
незаконных постановлений.
1.1. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве
в историческом аспекте
Прокуратура, созданная в России Петром I, в течение первых почти полутора веков своей истории (до судебных реформ 60-х годов XIX в.) была преимущественно органом надзора за администрацией на местах, а «собственно судебная обвинительная или исковая деятельность составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике»1.
После судебной реформы 1864 г. концепция прокурорской деятельности была пересмотрена и основная ее функция перенесена в сферу судопроизводства. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве того времени состояло в следующем. Как правило, прокурор вступал в процесс как «примыкающая сторона», представляя суду заключение после состязания сторон. В виде исключения по некоторым делам прокурор выступал и как «главная сторона», состязаясь, с другой стороны, как истец или ответчик. Прокурор действовал в качестве главной стороны, если дело имело публичный характер, затрагивало интересы государства и общества. Вступить в уже начавшийся процесс для дачи заключения прокурор мог по своей инициативе или по инициативе суда.
Редакторы устава гражданского судопроизводства (УГС) исходили из того, что «состязательный процесс не представляет достаточного обеспечения в достижении истины, если бы при суде не было кроме судей, представителей точного разума действующих узаконений и защитника во имя закона тех лиц, юридических и физических, кои по естественному порядку вещей не могут, по положению своему, принимать участие в деле». Прокурор обязан «одинаково защищать не права лиц или ведомств, а самую силу закона и только в том смысле, в коем судья по своему значению в состязательном процессе не имел бы права сделать непосредственно от себя какого-либо указания»2.
В соответствии со ст. 343 УГС прокурор обязан был давать заключения: по делам казенного управления, по делам земских учреждений, городских и сельских обществ, по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных, по вопросам о подсудности и пререканиях о ней, по спорам о подлоге документов и вообще в тех случаях, когда в гражданском деле выясняются обстоятельства, влекущие возбуждение уголовного дела, по просьбе об устранении судей, по делам брачным и законности рождений, по просьбам выдачи свидетельства на право бедности.
Однако на практике заключение прокурора быстро превратилось в большинстве случаев «в пустую формальность, тягостную для прокуроров и ненужную для суда». Видный русский судебный деятель Г. Вербловский писал в 1905 г.: «В таком виде, в каком участие прокурора в гражданском процессе проявляется в действительности, оно совершенно бесполезно». Эта идея в Думе полностью поддержана не была, Законом от 9 мая 1911 г. деятельность прокуратуры в гражданском процессе была значительно ограничена.
После революции составители первого советского ГПК основывались на известном высказывании В. И. Ленина о необходимости «продвинуться дальше в усилении вмешательства государства в «частноправовые отношения», в гражданские дела», что применительно к процессу означало, что государство должно иметь максимум возможностей для вмешательства в гражданско-правовой спор. Под воздействием этих идей и сформировалась концепция участия прокуратуры в гражданском процессе. В соответствии со ст. 2 ГПК 1923 г. «прокурор вправе как начать дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если, по его мнению, этого требует охрана интересов государства или трудящихся масс». Через десять лет, чтобы обеспечить более четкое проведение судами «классовой линии» при рассмотрении дел, как уголовных, так и гражданских, суд был поставлен под надзор прокуратуры3.
Таким образом, начиная с 30-х годов участие прокуратуры в гражданском процессе стало осуществляться во исполнение задачи по надзору за законностью рассмотрения гражданских дел в судах.
В
конце 80-х – начале 90-х годов
концепция прокурорского
Принятый в 1992 г. российский Закон о Прокуратуре отказался от ложной концепции надзора прокуратуры за законностью рассмотрения дел в судах. Участие в судопроизводстве рассматривается как одна из форм осуществления прокуратурой своих задач по надзору за верховенством закона, единством и укреплением законности. В новой редакции Федерального закона о Прокуратуре РФ указывается лишь, что «прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов».
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, по которому работали российские суды без малого 40 лет, отжил свое. Новый закон существенно ограничивает роль прокуратуры в гражданском судопроизводстве.
Согласно ГПК РФ прокурор имеет право обращаться в суд с иском по собственной инициативе только в случае необходимости защиты интересов государства, неопределенного круга лиц либо в случаях, когда само заинтересованное лицо в силу состояния здоровья, возраста или недееспособности не может возбудить процесс.
Прокурор, например, может обратиться в суд с заявлением о признании правового акта субъекта РФ недействительным в случае его противоречия федеральному законодательству (интересы государства), выпуска предприятием недоброкачественной продукции (или предоставления некачественных услуг), повлекшего за собой нарушение прав потребителей (в интересах неопределенного круга лиц).
«Субъекты гражданского процесса по общему правилу защищают свои права по своему собственному усмотрению, - считает Геннадий Жилин, судья Верховного суда РФ, - Здесь должны действовать принципы диспозитивности, состязательности и равноправия сторон, поэтому необходимы серьезные основания для участия прокурора в гражданском процессе»5.
Информация о работе Участие прокурора в гражданском судопроизводстве