Управление государственной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Основными целями курсовой работы являются изучение состава и структуры государственной собственности и оценка качества ее управления.
Для достижения этих целей были поставлены и решены следующие взаимосвязанные задачи:
- изучение соответствующей информации по характеристике теоретических основ управления государственной собственностью;
- анализ управления государственной собственностью в Российской Федерации;
- разработка рекомендаций по повышению эффективности управления государственной собственностью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ……………………………………4
1.1.Понятие и сущность государственной собственности и государственного управления………………………………………………………4
1.2.Государственная собственность в гражданском и земельном законодательстве России………………………………………………….………...7
1.3.Государственная собственность в бюджетном и налоговом праве России………………………………………………………………………………..9
ГЛАВА 2.МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….12
2.1.Методы управления государственной собственностью и критерии их эффективности……………………………………………………………………...12
2.2.Сущность управления государственными унитарными предприятиями……………………………………………………………………...16
2.3.Сущность управления долями в уставых капиталах и пакетами акций………………………………………………………………………………...19
2.4.Сущность управления недвижимым имуществом Федерального значения…………………………………………………………………………….21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РФ……………………………………………………….24
3.1.Оценка управления государственной собственностью в 21 столетии…………………………………………………………………………….24
3.2.Варианты организации эффективного механизма управления государственной собственностью…………………………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

U_G_S - копия.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Противостояние государства и рынка может быть преодолено в силу следующих обстоятельств:

    • определения цикличности государственного регулирования экономических процессов;
    • определения значимости государства для общества с учетом процесса глобализации и состояния современной мировой экономики;
    • оптимального соотношения функций государства, позволяющих вмешиваться в процессы экономического регулирования, отталкиваясь от реальных возможностей;
    • формирования необходимых стимулов и обеспечение частного бизнеса субсидиями в сферах производства общественных благ и научных исследований.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что основной проблемой в современном обществе является отсутствие государственного регулирования как такового в отношении большинства хозяйствующих субъектов и оказание государственной поддержки предприятиям, в которых заинтересована власть.

 

3.2.Варианты организации эффективного механизма управления государственной собственностью

Любое регулирование процессов экономики страны связано с эффективностью управления государственной собственностью. Поэтому со стороны государства должны постоянно разрабатываться различные планы и программы государственного развития страны, формироваться государственные заказы на поставку товаров или выполнения работ в пользу других стран.

Бюджетное финансирование является мощным регулятором в сфере обслуживания предприятиями государственного значения, поэтому управление государственной собственностью осуществляется через совет директоров, создаваемый органом государственной власти.

Другим способом эффективного управления государственным имуществом является создание централизованной трастовой компании, функционал которых определен проведением следующей работы:

- реструктуризация государственных  фирм, после приобретения их в  собственность;

- повышение инвестиционной  привлекательности выкупленных  предприятий;

- осуществление продажи  государственного имущества на  открытых рынках.

Приобретение трастовой компанией в собственность государственного имущества обусловлено необходимостью замены системы внутреннего контроля. Целью переориентации данной системы является сокращения  издержек акционеров общества на содержание менеджеров, деятельность которых является неэффективной.

Контроль со стороны трастовой компании базируется по иерархическому принципу с четко определенной централизованной структурой и децентрализованными полномочиями. Таким образом, под контролем регионального центра находятся предприятия, численность сотрудников которых составляет более 500 человек. В качестве дополнительного контроля в наиболее крупных фирмах могут создаваться наблюдательные советы.

Дальнейшими действиями региональных трастовых компаний является составление начальных балансов, опирающихся на стратегии развития бизнеса на ближайшие три года. Причем запланированные мероприятия должны проходит регулярную оценку экспертов, на основании которой определяется степень ликвидности предприятия и спрос на данную собственность.

Если советом директоров принимается решение о дальнейшем функционировании предприятия, то фирме предоставляется время на проведение возможной реструктуризации компании, которое определяется индивидуально. Предприятия, не подлежащие приватизации в ближайшие несколько лет, должны в обязательном порядке находиться под постоянным наблюдением со стороны региональных трастовых компаний, основанном на изучении квартальных отчетов и бизнес-планов фирм.

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что региональной трастовой компанией должен осуществляться весь спектр действий, направленных на повышение эффективности реструктуризации государственной собственности в регионе, которые должны находиться под контролем вышестоящих органов государственной власти. Поэтому рекомендуется органам государственной власти осуществлять контроль через региональную счетную плату в целях более оперативного регулирования деятельности трастовой компании. Счетная палата, в свою очередь, рассматривает деятельность трастовой компании в рамках финансовой корректности и экономической ответственности, обобщает ее результаты деятельности, проводит анализ наиболее значимых организационных проблем.

Контроль за деятельностью региональной трастовой компании со стороны Областной Думы осуществляется через установленные законодательные рамки.

Для осуществления мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности предприятий рекомендуется создавать отдельную региональную инвестиционную корпорацию. Основными функциями такой корпорации являются обеспечение консолидации экономики региона и высокой конкурентоспособности предприятий на финансовых рынках. Таким образом, реализация этих функций, позволяет концентрировать действующие активы предприятия и финансовый капитал, которые в дальнейшем направляются на развитие инвестиционных проектов.

В настоящее время регионы остро нуждаются в бюджетном финансировании, поскольку на их долю выпадает всего 20% всех финансовых ресурсов, остальные 80% проходят через расчетно-кассовые центры Москвы.  Поэтому на сегодня еще одной острой проблемой является развитие отдельных регионов России, так как все производственные мощности распложены на их территориях. Чтобы преодолеть сложившуюся проблему, региональным инвестиционным корпорациям необходимо повысить инвестиционную привлекательность данных проектов для внешних капиталовложений и обеспечить пропорциональное распределение финансовых ресурсов между Москвой и регионами. Проведение этих мероприятий позволит:

    • более эффективно использовать государственную собственность страны, расположенную в регионах;
    • улучшить систему планирования и взаимодействия с вышестоящими структурами;
    • повысить инвестиционную привлекательность проектов;
    • реализовать совместные проекты регионов и субъектов федерации по развитию транспортной и социальной инфраструктуры;
    • обеспечить регионы необходимыми ресурсами.

Проведение полного комплекса данных мероприятий позволит более быстро достигнуть поставленных целей и объединить интересы государства, предпринимателей и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе написания курсовой работы на тему «Управление государственной собственностью» были получены и обобщены следующие знания:

1.Государственной собственностью  является собственность, которая находится в ведении государства.

2.Государственная собственность делится на три вида: федеральную собственность субъектов Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность Российской Федерации.

3.В состав государственной собственности входят: земли, объекты недвижимости, полезные ископаемые, финансовые ресурсы, ценные бумаги, культурные исторические ценности.

4.Деятельность по управлению  государственной собственностью  регулируется гражданским, земельным, бюджетным и налоговым кодексами  Российской Федерации и отдельными федеральными законами.

5.Управление государственной собственностью базируется на анализе объектов, находящихся на балансе государства и проведении оценки окружающей среды в целях улучшения экономических показателей. 

6.Объектами управления  государственной собственности являются унитарные предприятия, объекты недвижимого имущества и пакеты акций, принадлежащие государству.

7.Стратегическими целями  управления государственной собственностью  являются: рост национального богатства, повышение уровня благосостояния людей, рост занятости населения, снижение темпов инфляции, оптимизация платежного баланса страны.

8.Тактические мероприятия  государства для достижения стратегических  целей заключаются в следующем:

  • регулирование конъюнктуры рынка;
  • обеспечение занятости населения путем полной загруженности производства;
  • регулирование ставки рефинансирования Центрального банка России и денежного обращения страны;
  • снижение уровня дефицита федерального бюджета.

9.Суть управления государственными унитарными предприятиями заключается в достижении максимального результата от деятельности экономического объекта, то есть извлечении прибыли.

10.Эффективное управление государственными пакетами акций позволяет пополнить доходную часть бюджета. Основными показателями эффективности этого вида управления являются: доходность к погашению, дивидендная ставка, ликвидность и положительная динамика курсовой стоимости ценной бумаги.

11.Грамотное управление государственной собственностью должно строиться на принципах эффективного менеджмента.

Сущность эффективного менеджмента заключается в создании единой системы по управлению государственными объектами, которая включает в себя идентификацию, учет, оценку эффективности использования, разработку мероприятий по повышению эффективности и оценку возможностей поддержки со стороны государства. В целях повышения эффективности управления государственными объектами также может происходить их передача конкретным физическим или юридическим лицам.

12.Результатами процесса управления государственной собственностью являются:

    • повышение уровня жизни граждан;
    • обеспечение социальной защищенности;
    • поддержание здоровья населения;
    • прорыв в научно-техническом прогрессе.

На основании проведенного анализа состава государственной собственности, можно заключить, что большая часть объектов недвижимости государства требует восстановления и значительных капиталовложений.

Роль государства в управлении государственной собственностью в стране после 1991 года снижается в связи с продажей этой собственности частным лицам. Сложившаяся ситуация характеризуется дефицитом финансовых средств в бюджете государства, которые необходимы для нормальной и эффективной деятельности объектов государственного имущества.

Эффективное управление государственной собственностью позволяет решить проблемы дефицита бюджета и платежеспособности страны.

Достичь эффективного управления государственной собственностью можно при помощи создания централизованной трастовой компании и региональной инвестиционной корпорации.

Основной задачей является развитие бизнеса в регионах страны, а региональной инвестиционной корпорации – повышение инвестиционной привлекательности проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30.11.1994  №51-ФЗ ред. от 06.12.2011. – Режим доступа : Консультант плюс.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации  [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.10.2001  №136-ФЗ ред. от 28.07.2012. – Режим доступа : Консультант плюс.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998  №146-ФЗ ред. от 29.06.2012. – Режим доступа : Консультант плюс.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. В 2 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000  №117-ФЗ ред. от 28.07.2012. – Режим доступа : Консультант плюс.
  5. О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 17.04.2006 № 53-ФЗ – Режим доступа : Консультант Плюс.
  6. О приватизации государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс] : федер. закон от 21.12.2001  № 178-ФЗ ред.
  7. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : федер. закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ ред. 28.07.2012 – Режим доступа : Консультант Плюс.
  8. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ ред. от 12.12.2011. – Режим доступа : Консультант плюс.
  9. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ ред. от 06.12.2011. – Режим доступа : Консультант плюс.
  10. Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.07.2009 № 181-ФЗ ред. 28.07.2012 – Режим доступа : Консультант Плюс.
  11. Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ ред. 14.06.2012 – Режим доступа : Консультант Плюс.
  12. Ануприенко, В. Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики: учебник / В. Ю. Ануприенко. – М.: Экономика, 2007. – 256 с.
  13. Белов, В. А. Государственное регулирование рынка ценных бумаг : учебник / В. А. Белов. – М.: Высшая школа, 2005. – 352 с.
  14. Винницкий, А. В. Государственная собственность в административном праве: учебник / А. В. Винницкий. – М.: Статут, 2010. – 432 с.
  15. Волостнов, Н. С. Государственное предприятие в рыночной экономике: учебник / Н. С. Волостнов. – М.: Экономика, 2004. – 304 с.
  16. Галанов, В. А., Гришина, О. А., Шибаев, С. Р. Управление государственной собственностью на акции: учебник / В. А. Галанов, О. А. Гришина, О. А. Шибаев ; под ред. Владимира Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 352 с.
  17. Государственные унитарные предприятия: Сборник документов : учебник. – 2000. – 96 с.
  18. Давыдов, Г. Е. Организация производства на предприятиях деревообрабатывающей промышленности : учебник / Г. Е. Давыдов. – М.: Московский государственный институт леса, 2009. – 304 с.
  19. Дойников, И. В. Управление государственной собственностью: учебник / И. В. Дойников. – М.: МОДЭК, 2012. – 184 с.
  20. Ендовицкий В. А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности : учебник / В. А. Ендовицкий. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400 с.
  21. Живица, В. И. Новая модель хозяйствования для государственных предприятий: учебник / В. И. Живица. – М.: Право и экономика, 2010. – 232 с.
  22. Кошкин, В. И., Беляев, С. Г., Дорогов, Н. И. и др. Управление государственной собственностью: учебник / В. И. Кошкин, С. Г. Беляев, Н. И. Дорогов и др. ; под ред. Виталия Кошкина. – М.: Эксмос, 200. - 664с.
  23. Мацкуляк, И. Экономика государственных и муниципальных предприятий : учебник / И. Мацкуляк. – М.: РАГС, 2010. – 488 с.
  24. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Н. Мысляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 360 с.
  25. Нешитой, А. С. Инвестиции : учебник / А. С. Нешитой. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 372 с.
  26. Никифорова, В. Д., Островская, В. Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги : учебник / В. Д. Никифорова, В. Ю. Островская. – Спб.: Питер, 2004. – 336 с
  27. Николаев, М. А. Инвестиционная деятельность : учебник / М. А. Николаев. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. – 336 с.
  28. Синягов, А., Яковлев, В., Чичерова, Е. и др. Экономика муниципальных и государственных предприятий : учебник / А. Синягов, В. Яковлев, Е. Чичерова и др. – М.: РАГС, 2009. – 138 с.
  29. Сорокина, Т. В.  Государственный бюджет : учебник / Т. В. Сорокина. – М.: БГЭУ, 2004. – 290 с.
  30. Фархутдинов, И. З., Трапезников В. А.  Инвестиционное право : учебник / И. З. Фархутдинов, В. А. Трапезников. – М.: Wolters Kluwer, 2005. – 418 с.
  31. Чичерин, Б. Н. Собственность и государство: учебник / Б. Н. Чичерин. – М.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2005. – 824 с.
  32. Щиборщ, К. В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России: учебник / К. В. Щиборщ. – М.: Дело и сервис, 2005. – 592.
  33. Якушев, А. В. Государственные и муниципальные финансы : учебник / А. В. Якушев. – М.: А-Приор, 2012. – 174 с.

Информация о работе Управление государственной собственностью