Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путем решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации …………………………………...6
1.1 История усыновления ……………………………………………………… 6
1.2 Понятие и условия усыновления ………………………………………… 18
1.3 Порядок и правовые последствия усыновления ………………………… 30
Глава 2. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами ….44
2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан ……………. 44
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении ………... 48
Глава 3. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей ……………………………………………………………56
3.1 Отмена усыновления ……………………………………………………... 56
3.2 Усыновление как способ судебной защиты прав ребёнка ……………... 64
Заключение ……………………………………………………………………. 73
Список использованной литературы………………………………………… 76
Не
могут быть усыновителями супруги,
один из которых признан судом
недееспособным или ограниченно
дееспособным. То, что оба они
не могут быть усыновителями, очевидно,
потому усыновителями могут быть
только дееспособные лица. Однако часть
3 пункта 1 статьи 127 СК сформулирована
таким образом, что позволяет
сделать вывод о том, что и
один только дееспособный супруг не может
быть в этом случае усыновителем. Такой
безусловный запрет вызывает сомнения.
По моему мнению, решение этого
вопроса лучше отнести на усмотрение
суда. Если недееспособный или ограниченно
дееспособный супруг усыновителя после
усыновления также окажется в
непосредственном контакте с ребенком,
что может крайне неблагоприятно
отразиться на его воспитании, суд
должен запретить усыновление. Если
же недееспособный супруг, например, постоянно
находится в медицинском
Наиболее
спорным представляется запрет усыновления
детей двумя лицами, не состоящими
между собой в браке. Введение
такого ограничения было связано
с тем, что воспитание в полной
семье в наибольшей степени отвечает
интересам ребенка. Безусловно, в
большинстве случаев это так.
Но, во-первых, фактические супруги
также составляют полную семью в
социологическом смысле и могут
обеспечить ребенку такое же воспитание,
как и лица, состоящие в зарегистрированном
браке. Непризнание юридической
силы за фактическим браком имеет
под собой определенные основания,
но дискриминация лиц при
Поскольку
усыновление затрагивает
Так
как усыновление серьезно влияет
на судьбу ребенка, его согласие войти
в семью усыновителя
С целью сохранения тайны усыновления предусмотрено исключение в отношении получения согласия детей, которые до оформления усыновления проживали в семье усыновителей и считали их своими родителями.
Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей. Порядок дачи родителями согласия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также получение согласия их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц - согласие органа опеки и попечительства. Данное требование продиктовано необходимостью дополнительной защиты интересов несовершеннолетних родителей, которые в противном случае могут совершить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.
Родители вправе дать согласие на усыновление ребенка определенным лицом или без указания конкретного лица.16
Согласие родителей на усыновление дается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Нотариальное удостоверение может быть заменено заверением руководителем детского учреждения, в котором находится ребенок, или органом опеки и попечительства. Возможно, также выражение согласия на усыновление непосредственно в суде при производстве усыновления. При этом оно заносится в протокол судебного заседания.
Родители вправе отозвать свое согласие на усыновление ребенка до момента вынесения судом решения об усыновлении.
При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление - одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.
Если рассматривать семейное право как часть гражданского, согласие на усыновление следует признать односторонней сделкой. Это означает то, что оно может быть оспорено по всем основаниям, предусмотренным для оспаривания сделок.17 Наиболее вероятным основанием для оспаривания согласия на усыновление является вынуждение дачи согласия с помощью насилия или угроз. Согласие может быть оспорено также, если оно было дано в результате стечения тяжелых обстоятельств. Однако отмена уже произведенного усыновления, если согласие родителей было оспорено, должна производиться, только если это отвечает интересам ребенка.
В некоторых случаях усыновление может быть произведено без согласия родителей. Как правило, это происходит, когда родители в значительной степени утрачивают связь с ребенком.
В соответствии со статьей 130 СК, согласие родителей на усыновление не требуется, если родители неизвестны или признаны безвестно отсутствующими, недееспособны или лишены родительских прав. Усыновление без согласия родителей возможно и в тех случаях, когда родители в течение шести месяцев без уважительных причин не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. В этом случае вопрос об усыновлении без согласия родителей рассматривается судом, который оценивает обстоятельства, в связи, с которыми родители не выполняли свои родительские обязанности.
В отношении детей, лишенных родительского попечения, согласие на усыновление дается их опекунами или попечителями, приемными родителями или руководителями детских учреждений, в которых находится ребенок. Получение согласия этих лиц необходимо исключительно в целях защиты интересов ребенка, поэтому в тех случаях, когда их отказ в даче согласия представляется необоснованным, заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о вынесении решения об усыновлении без их согласия.
Если
ребенок усыновляется лицом, состоящим
в браке, необходимо также согласие
на усыновление его супруга, который
не является усыновителем, поскольку
этот супруг также будет принимать
участие в воспитании ребенка
в качестве его отчима или мачехи.
Необходимость в получении
При
этом должно быть установлено отсутствие
родительского попечения в
Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, регистрируется в журнале первичного учета ("муниципальный уровень"), и в течение месяца со дня регистрации орган опеки и попечительства предпринимает попытки к устройству такого ребенка на воспитание в семью (на усыновление, под опеку, в приемную семью).
В случае невозможности устройства такого ребенка в семью, орган опеки и попечительства передает сведения о нем в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Такой банк данных формируется в каждом из регионов России. Как правило, его ведет соответствующий отдел органа управления образованием субъекта Российской Федерации или Центр по усыновлению, опеке и попечительству.
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, переданные в региональный банк данных, передаются в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, который находится в Министерстве образования и науки Российской Федерации.
В течение не менее трех месяцев с момента поступления данных в федеральный банк региональные службы и Отдел социальной защиты детей и охраны прав детей Министерства, осуществляют попытки к устройству детей, сведения о которых находятся в банке данных, на воспитание в семьи.
По заказу Министерства образования и науки РФ от 20.02.1995, №8 разработана компьютерная программа "Надежда", которая связывает федеральный и региональные банки данных о детях и позволяет при помощи модемной связи и электронной почты оперативно получать и использовать сведения о детях. То есть, кандидату в усыновители нет необходимости ехать в Москву для получения сведений о том, где можно усыновить "мальчика двух-трех лет с голубыми глазами и темными волосами "; ему достаточно обратиться в свой региональный банк данных и, если такого ребенка нет в регионе, региональная служба связывается с федеральным банком данных, и в течение пяти минут выявляется регион, в котором такой ребенок есть.
Таким образом, развеян "миф" о том, что усыновить ребенка очень трудно и различные бюрократические структуры чинят в этом препятствия гражданам. В федеральном банке данных отсутствует "очередь" на усыновление. При этом складывается парадоксальная ситуация -- люди, желающие усыновить ребенка, готовы стоять на учете в своем регионе не один год и не хотят выехать для усыновления в другой край, область, в то время как иностранные граждане прилетают в Россию с целью усыновить ребенка с другого конца света - из США, Канады, даже из Новой Зеландии.
На
мой взгляд, прежде всего это связано
со сложившейся трудной социально-
В настоящее время только одна газета согласилась регулярно давать сведения о детях-сиротах, состоящих на учете в федеральном банке данных - "Семейный совет" (приложение к еженедельнику ''Аргументы и факты"). И результат не замедлил сказаться - дети, сведения о которых были опубликованы в газете, нашли себе семьи в разных уголках России. Сейчас перед нами стоит проблема поиска путей более широкого информирования граждан о детях, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи.
В
настоящее время порядок учета
потенциальных усыновителей регулируется
Положением «О порядке передачи детей,
являющихся гражданами Российской Федерации,
на усыновление гражданам
Информация о работе Усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами