Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа
Цель работы заключается в исследовании усыновления как правовой формы устройства детей в семью и многозначной юридической природы правоотношений, возникших в этой связи. Эта цель достигается путем решения следующих задач: 1)рассмотрение понятия и условий усыновления; 2) изучение порядка усыновления; 3) определение правовых последствий вызываемых усыновлением для его участников; 4) рассмотрение оснований, порядка и правовых последствий отмены усыновления.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации …………………………………...6
1.1 История усыновления ……………………………………………………… 6
1.2 Понятие и условия усыновления ………………………………………… 18
1.3 Порядок и правовые последствия усыновления ………………………… 30
Глава 2. Усыновление (удочерение) детей иностранными гражданами ….44
2.1 Усыновление иностранцами детей – российских граждан ……………. 44
2.2 Проблемы законодательства о международном усыновлении ………... 48
Глава 3. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения) детей ……………………………………………………………56
3.1 Отмена усыновления ……………………………………………………... 56
3.2 Усыновление как способ судебной защиты прав ребёнка ……………... 64
Заключение ……………………………………………………………………. 73
Список использованной литературы………………………………………… 76
Положением о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1995 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 918), предусмотрено, что кандидаты в усыновители обязаны лично познакомиться и установить контакт с ребенком до вынесения постановления об усыновлении, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка.
Между тем, как видно из заключения начальника управления образования Советского административного округа г. Омска от 13 октября 1998г., супруги Розенберг с Дмитрием знакомы заочно по фотографиям и кассетам, личное знакомство состоялось лишь накануне судебного разбирательства дела – 9 - 10 ноября 1998 г. в виде непродолжительного общения. Таким образом, требование международного права и российского законодательства об обязательном личном знакомстве и контакте с целью определения психологической совместимости семьи и усыновляемого ребенка также не выполнены, органы опеки и попечительства Советского административного округа г. Омска, давая заключение об обоснованности усыновления Дмитрия заявителями, в характере их взаимоотношений не убедились и, следовательно, не проверили соответствие усыновления интересам ребенка.
Кроме того, ссылка заявителей на представленное ими в суд письмо агентства «From thе Неаrt Аdорtion Serviser, inc» от 20 января 1998 г. о том, что оно будет осуществлять контроль за усыновленным ребенком в течение трех лет со дня усыновления, не может быть принята во внимание, поскольку противоречит положению п. 2 ст. 121 СК РФ, не предусматривающему ограничение такого срока.
Итак, вывод суда о том, что при решении вопроса органами опеки и попечительства об обоснованности усыновления Шиповалова Дмитрия иностранными гражданами - супругами Розенберг и соответствии этого интересам ребенка установленные международным правом и российским законодательством условия и порядок усыновления несовершеннолетних детей не соблюдены, правильный, а решение суда об отказе в удовлетворении требования заявителей - законное и обоснованное.
Доводы кассационного протеста о том, что законодательство не предусматривает какого-либо срока передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка учета на федеральный учет, опровергаются утвержденным 3 августа 1996 г. постановлением Правительства Российской Федерации Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно
Порядку, органы опеки и попечительства
по месту фактического нахождения ребенка
обязаны в течение трех дней зарегистрировать
в журнале первичного учета данные
о ребенке, оставшемся без попечения
родителей, а через месяц, если он
не был передан на воспитание в
семью, направляют на него сведения (анкету)
в соответствующий орган
В материалах дела отсутствуют и органами опеки и попечительства не представлены доказательства принятия ими мер к устройству Шиповалова Дмитрия в семью граждан Российской Федерации, как того требует п. 4 ст. 124 СК РФ.
В
случае если в результате усыновления
могут быть нарушены права ребенка,
установленные
Усыновление
являющегося гражданином
Также Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривала и другое дело:
Супруги Г., граждане ФРГ, обратились в суд с просьбой об установлении удочерения Р., 5 сентября 1998 г. рождения, воспитанницы Дома ребенка № 3 г. Омска, от которой мать отказалась.
Они сослались на то, что у них хорошие условия и возможности для воспитания девочки, своих детей не имеют и по состоянию здоровья иметь не могут.
Решением Омского областного суда от 11 марта 2000г. в удовлетворении просьбы отказано.
В кассационной жалобе супруги Г. просили об отмене решения, ссылаясь на его незаконность, и вынесении нового решения об удовлетворении просьбы об установлении удочерения ребенка.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 28 апреля 2000 г. оснований для ее удовлетворения не нашла, решение областного суда оставила без изменения, указав следующее.
Обсуждая
вопрос о возможности удочерения
Р. иностранными гражданами - супругами
Г., суд обоснованно пришел к выводу
о неправомерности такого удочерения,
поскольку в нарушение
Как видно из дела, судом установлен и сторонами не оспаривался тот факт, что предусмотренный ст. 122 СК РФ (с изменениями и дополнениями) и постановлением Правительства Российской Федерации № 919 от 3 августа 1996 г.«Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей» порядок организации первичного, регионального и федерального учета в государственном банке данных о детях не был соблюден -- на этот учет Р. была поставлена с нарушением установленных законодательством соответственно трехдневного и месячного сроков.
Необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан, проживающих да территории г. Омска, области и других территорий Российской Федерации, это предусмотрено названным законодательством, органы исполнительной власти не принимали, достоверных сведений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 2633 ГПК РСФСР суду не предоставлено.
Согласно
объяснениям представителей органов
исполнительной власти и исследованным
судом журналам учета кандидатов
в усыновители, установленный российским
законодательством порядок
При
таком положении суд
Содержащиеся же сведения в журнале учета кандидатов в усыновители, обратившихся в Дом ребенка № 3, к числу таких доказательств не относятся, поскольку в силу ст. 121, 123 СК РФ устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан на воспитание в компетенцию детских домов не входит. Согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 16 декабря 1999 г., сведения о Р. на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, находятся с 30 декабря 1998 г., т. е. более года, однако никакого содействия в устройстве девочки на воспитание в семью граждан Российской Федерации этим федеральным органом исполнительной власти вопреки требованиям п. 3 ст. 122 СК РФ оказано не было.
Следовательно, при решении вопроса об удочерении малолетней Р. иностранными гражданами не были выполнены защищающие интересы детей нормы международного права, российского законодательства о приоритетном их устройстве на воспитание в семье происхождения - граждан Российской Федерации и не соблюдена предусмотренная в этих целях процедура учета детей, оставшихся без попечения родителей. При таких обстоятельствах решение суда об отказе супругам Г. в установлении удочерения Р. является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется. При устранении указанных нарушений повторное обращение супругов Г. с заявлением об установлении удочерения девочки не исключается.
В связи с тем, что в соответствии со статьей 273 ГПК РФ дела об усыновлении (удочерении) рассматриваются судом в закрытом судебном заседании, в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления, мною не могут быть приложены к дипломной работе неопубликованные дела об усыновлении (удочерении).
Заключение
Постепенно
происходит все большее сближение
семьи, основанной на родстве, и семьи,
основанной на усыновлении. Ранее это
сближение в основном происходило
за счет приближения правового
В
связи с вышесказанным нормы
действующего Семейного кодекса, касающиеся
института усыновления, одинаково
удачны. Заслуживает поддержки
Менее
удачным представляется ряд положений
в семейном законодательстве, призванных
сделать семью, основанную на усыновлении,
максимально похожей на семью, основанную
на родстве. В новом Кодексе
Но
несмотря ни на что, усыновление является
наилучшим видом семейного
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 // 3. 3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №1, ст. 16.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. //
5. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. №46, ст.4532.
Информация о работе Усыновление (удочерение) детей Российской Федерации иностранными гражданами