Анализ основных этапов развития Европейского суда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:47, дипломная работа

Описание работы

Конвенция является частью национального права государств-участников, средства защиты которой должны быть доступны на национальном уровне, эффективными и хорошо известными для их граждан. Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами1.

Содержание работы

Введение
1. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
2. Структура и судейский корпус
2. Неправительственная организация как субъект права на обращение в Европейский суд по правам человека
1. Условия квалификации в качестве жертвы нарушения
2. Условия приемлемости жалобы
3. Составление и подача жалобы
2 3. Динамика роста числа обращений в Европейский суд по правам человека
2.4. Эффективность обращения в Европейский суд по правам человека
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

      1. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
        1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
        2. Структура и судейский корпус
      2. Неправительственная организация как субъект права на обращение в Европейский суд по правам человека
        1. Условия квалификации в качестве жертвы нарушения
        2. Условия приемлемости жалобы
        3. Составление и подача жалобы

                              2 3. Динамика роста числа обращений  в Европейский суд по правам  человека

                              2.4. Эффективность обращения в Европейский суд по правам человека

       Заключение

       Список  литературы

        Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Европейский  суд по правам человека как  субъект европейского права

1.2. Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод  1950 г.

Конвенция является частью национального права государств-участников, средства защиты которой должны быть доступны на национальном уровне, эффективными и хорошо известными для их граждан.

Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами1. Однако только спустя 25 лет после принятия, в 1975 году, участниками Конвенции стали все члены Совета Европы. Это объясняется тем, что первоначально многие европейские государства возражали против предоставления индивиду права на подачу жалобы в Европейскую Комиссию по правам человека и против обязательной юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Конвенция содержит список неотъемлемых прав и свобод каждого  гражданина и обязывает государства  гарантировать эти права каждому  человеку, находящемуся под их юрисдикцией.

Следует особо отметить, что Конвенция не является неким  статичным сводом норм полувековой  давности. Закрепленные в ней права  и свободы постоянно наполняются  новым содержанием, уточняются, конкретизируются как посредством принятия очередных протоколов к ней, так в результате решений Европейского Суда по правам человека, имеющих силу прецедента.

Права  и свободы, установленные  в Конвенции и протоколах, не расположены  в каком-либо логическом порядке, что  затрудняет их обзор. Условно их можно разделить на следующие группы.

  1. Нормы, направленные на охрану жизни и здоровья человека:

ст.2 Конвенции - право  на жизнь,

ст.1 Протокола N 6 - отмена смертной казни,

ст.3 Конвенции - запрещение пыток.

Статья 2 Конвенции предусматривает, что право каждого лица на жизнь должно охраняться законом. Первоначально Конвенция предусматривала в качестве единственного законного основания для намеренного лишения жизни смертный приговор, вынесенный судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание. В связи с принятием Протокола № 6 это основание отпадает, так как в ст.1 этого протокола провозглашается отмена смертной казни  и устанавливается, что никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Между тем по-прежнему сохраняет силу предусмотренный в п.2 ст.1 Конвенции перечень случаев, когда лишение жизни не рассматривается как нарушение права на жизнь в смысле ст.1. Лишение жизни признается правомерным, если оно является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой:

  • для защиты любого лица от противоправного насилия;
  • для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях;
  • в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.

Статья 3 Конвенции, охраняя  здоровье и достоинство человека, запрещает применение в отношении него пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Под унижающим достоинство обращением и наказанием понимается, в числе прочего, ненадлежащие условия содержания под стражей, психическое и физическое воздействие на подозреваемого, обвиняемого или осужденного, неоказание ему медицинской помощи и т.п.

  1. Нормы, направленные на охрану достоинства, независимости и равноправия людей:

ст.4 Конвенции - запрещение рабства и принудительного труда,

ст.8 Конвенции - право на уважение частной и общественной жизни,

ст.12 Конвенции - право на вступление в брак,

ст.14 Конвенции - запрещение дискриминации,

ст.5 Протокола N 7 - равноправие супругов.

Пункт 1 ст.4 Конвенции запрещает содержание человека  в рабстве или подневольном состоянии. Эти формы угнетения человека предполагают всеобъемлющую зависимость человека от другого лица. При этом человек оказывается в роли объекта либо права собственности (рабство), либо иного права, обеспечивающего подневольное состояние.

Пункт 2 той же статьи запрещает привлечение человека к принудительному или обязательному труду. Такой труд не включает в себя:

  • любою работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно ст.5 Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;
  • любую военную службу в странах, где в качестве законного признается отказ от военной службы на основании вероисповедания; службу, назначенную вместо обязательной военной службы (альтернативную гражданскую службу);
  • любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;
  • любую работу или службу, которые входят в обычные гражданские обязанности.

Суд, устанавливая содержание понятий принудительного или обязательного труда, исходит из определения, содержащегося в ст.2 Конвенции Международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде». В этой норме под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, для выполнения которой лицо не предложило своих услуг добровольно, но тем не менее принуждается к ее выполнению под страхом применения какого-либо наказания.

В соответствии со ст.8 Конвенции, каждый имеет право на уважение его частой и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Вмешательство государственных органов в осуществление этого права не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественного порядка или экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности или защита прав и свобод других лиц.

Исходя из анализа решений Суда, для квалификации союза людей в качестве семьи существенно осознание ими себя в качестве семьи, совместное проживание и ведение общего хозяйства. Юридическое оформление семейных связей не имеет решающего значения для целей применения ст.8 Конвенции.

Одно из личных неимущественных прав человека – это право на вступление в брак  и создание семьи. Поэтому ст.12 Конвенции предусматривает право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством. В России порядок и условия вступления в брак регулируется Семейным кодексом РФ.

Важнейшее значение имеет ст.14 Конвенции, направленная на недопущение дискриминации. Запрещается установление каких-либо предпочтений или ограничений при обеспечении возможности осуществления человеком  предусмотренными в Конвенции прав и свобод по признакам пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений,  национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или иным признакам.

Статья 5 Протокола № 7 направлена на обеспечение равноправия супругов в отношениях между собой и в отношениях со своими детьми, в том, что касается вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении. В Семейном кодексе РФ также есть нормы, устанавливающие равенство прав родителей. Однако анализ российской судебной практики показывает, что зачастую суды по-прежнему необоснованно оказывают предпочтение матерям при разрешении споров о передаче детей на воспитание. Сохранение таких традиций в судебной практике может создать основания для обращения в Европейский Суд.

  1. Нормы, направленные на охрану развития и свободы самовыражения человека:

ст.9 Конвенции - свобода мысли, совести  и религии,

ст.10 Конвенции - свобода выражения мнения,

ст.2 Протокола N 1 - право на образование.

На обеспечение свободы мысли, совести и религии направлена ст.9 Конвенции. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения, исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и совместно с другими лицами, публичным или частным порядком, в богослужении, учении и отправлении религиозных и ритуальных обрядов.

Ограничениям может быть подвергнута  лишь свобода исповедовать свою религию  или свои убеждения. Такие ограничения устанавливаются только законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка,  здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Со свободой мысли тесно связана и свобода выражения мнения. Согласно ст.10 Конвенции, каждый имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Однако введение государством лицензирования радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий не рассматривается как ограничение свободы выражения мнения.

В ст.10 Конвенции констатируется, что осуществление этих свобод налагает обязанности и ответственность. Поэтому оно может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия,  в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты  здоровья и нравственности, защиты репутации или прав  других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Своеобразно преломляется свобода  совести и религии в контексте  ст.2  Протокола № 1 к Конвенции, где предусмотрено право на образование. Эта статья не только запрещает отказ человеку в осуществлении права на образование, но предусматривает обязанность государства уважать право родителей обеспечивать образование и обучение  своих детей в соответствии со своими собственными религиозными и философскими убеждениями.

  1. Нормы, направленные на охрану политических свобод:

ст.11 Конвенции - свобода собраний и ассоциаций,

ст.3 Протокола N 1 - право на свободные  выборы.

Статья 11 Конвенции предусматривает  право  каждого на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы  в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защита прав и свобод других лиц. Допускается установление в законе ограничений на осуществление этих прав лицами,  входящими в состав вооруженных сил, полиции и государственного управления.

На обеспечение свободного волеизъявления народа направлена  ст.3 Протокола № 1, где предусмотрена обязанность участников Конвенции проводить свободные выборы с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечат свободное волеизъявление народа в выборе законодательной власти. 

  1. Нормы, направленные на охрану личной свободы и обеспечение судебной защиты прав и свобод:

ст.5 Конвенции - право  на свободу и безопасность,

ст.6 Конвенции - право  на справедливое судебное разбирательство,

ст.7 Конвенции  - наказание  исключительно на основании закона,

ст.13 Конвенции - право  на эффективные средства правовой защиты,

ст.1 Протокола N 4 - запрещение лишения свободы за долги,

ст.2 Протокола N 7 - право на апелляцию по уголовным делам,

ст.3 Протокола N 7 - компенсация  в случае судебной ошибки,

ст.4 Протокола N 7 - право  не привлекаться к суду или повторному наказанию.

Целый комплекс статей Конвенции  и Протоколов к ней направлены на обеспечение свободы и личной неприкосновенности человека. Так, ст.5 Конвенции устанавливает, что никто не может быть лишен свободы, как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

Информация о работе Анализ основных этапов развития Европейского суда