Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:47, дипломная работа
Конвенция является частью национального права государств-участников, средства защиты которой должны быть доступны на национальном уровне, эффективными и хорошо известными для их граждан. Принятая в развитие положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод имела непростую судьбу. Она была принята Советом Европы 4 ноября 1950 года и вступила в силу 3 сентября 1953 года после ее ратификации восемью странами1.
Введение
1. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года
2. Структура и судейский корпус
2. Неправительственная организация как субъект права на обращение в Европейский суд по правам человека
1. Условия квалификации в качестве жертвы нарушения
2. Условия приемлемости жалобы
3. Составление и подача жалобы
2 3. Динамика роста числа обращений в Европейский суд по правам человека
2.4. Эффективность обращения в Европейский суд по правам человека
Заключение
Список литературы
Окончательно Протокол № 11 вступил в силу 1 ноября 1998 г. Российская Федерация, ставшая участницей Европейской конвенции 5 мая 1998 года, также его ратифицировала.
Основным назначением Протокола 11 к Европейской Комиссии по правам человека было введение усовершенствований в систему Конвенции, которые должны были привести к рассмотрению жалоб на нарушения прав человека единым Европейским Судом в «разумный срок»6. Более того, целью реформ, проведенных в ноябре 1998 г., стало повышение эффективности средств защиты и сохранение высокого качества защиты прав человека7. Как выразился Люциус Вильдхабер, экс-председатель Европейский суд по правам человека, «Европейский Суд был реструктурирован для того, чтобы он мог справляться с возрастающим объемом жалоб, уменьшить время, затрачиваемое им на рассмотрение дел, и для того, чтобы сохранить судебный характер этой системы»8.
Протокол 11 представляет
собой радикальную попытку моде
Задача Европейского суда в свою очередь связана с идеями самой Конвенции: обеспечение каждому лицу, находящемуся под юрисдикцией государств – участников Конвенции, прав и свобод, определенных в конвенции и Протоколах к ней.
Причем, как явствует из абзаца 2 преамбулы
Конвенции, речь идет о всеобщем и
эффективном признании и
Юридическим и фактическим местопребыванием Суда является Страсбург, столица французской провинции Эльзас и местонахождение Совета Европы. Как известно, Эльзас расположен на границе с Германией (от здания Суда до границы всего несколько километров) и в 70 км. от границы со Швейцарией. Вместе с тем Суд может выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории страны - члена Совета Европы.
Деятельность Суда освещается в разделе II (ст.19), Разделе III (ст.ст.20-37), разделе IV (ст.ст.38-56), а также в разделе V (ст.ст.58-59) Конвенции. Кроме того, Протокол № 2 к Конвенции наделяет Европейский Суд по правам человека компетенцией выносить консультативные заключения; Протокол № 9 предоставляет возможность гражданам государств, подписавших этот документ, передавать дело на рассмотрение Суда; и наконец, Протокол № 11 учреждает постоянный единый Европейский Суд по правам человека.
Европейский Суд по правам человека на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 года Правила (регламент) процедуры Суда.
Правила дают определение используемых понятий и терминов «Конвенция», «пленарное заседание Суда», «Большая Палата», «Палата», «Суд», «судья», «сторона» и т.п.
Раздел I регламентирует организацию и работу Суда: детализирует статус Судьи, правила выборов Председателя Суда и заместителей Председателя Суда, Председателей Секций, обязанности этих лиц, выборы Секретаря, его обязанности, порядок работы Суда, его местопребывание, пленарные заседания Суда, порядок совещания судей, голосование, порядок работы палат и комитетов и др.
Раздел II устанавливает порядок производства и принципы: гласность судебного разбирательства; языки, на которых ведется судопроизводство; представительство государств-участников Конвенции; представительство заявителей, сообщения, уведомления и вызовы в Суд; представление доказательств; исключение и восстановление жалобы в списке дел, подлежащих рассмотрению; возбуждение дела; требования к содержанию межгосударственной и индивидуальной жалобы; проведение слушаний; постановления и др.
Каждое государство,
В январе 2000 года в состав Суда был избран российский судья Анатолий Иванович Ковлер (до 1999 года Россию представлял В.А.Туманов).
Кандидат на пост судьи должен обладать высокими моральными качествами и либо удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высшие судебные должности в государствах-членах, либо быть правоведом с признанным авторитетом. Причем член Суда не может быть отстранен от должности иначе как в случае, когда остальные судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он более не соответствует предъявляемым требованиям.
Суд избирает из своего состава Председателя и одного или двух заместителей. Причем Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны. Нынешним председателем Суда является Луциус Вильдхабер (Швейцария), заместителями – Э.Пальм (Швеция) и К.Розакис (Греция). Суд образует Комитеты, Палаты, Большую палату, создаваемые на определенный период времени, избирает Председателей Палат Судей, которые могут быть переизбраны. Суду помогает канцелярия, функции и организация которой определяются его правилами процедуры. Суд пользуется услугами юридических секретарей.
Структурно работа Суда строится в Комитетах, Палатах и Большой Палате. Организационные вопросы работы решаются на пленарных заседаниях, которые созываются Председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Кроме того, пленарное заседание может быть проведено по требованию одной трети членов Суда. Кворум пленарного заседания составляет две трети от числа избранных судей. Комитеты состоят из 3, Палаты - из 7, а Большая Палата насчитывает 17 судей.
Комитеты формируются Палатами на 12 месяцев. Палаты своим решением определяют тех судей и их "заместителей", которые будут заседать в каждом конкретном Комитете. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с председателями секций Палат. Обязанности председательствующего в Комитете выполняются тем из его членов, который имеет старшинство в соответствующей секции Палаты. Главный вопрос, который призваны решать Комитеты, это рассмотрение поступившей жалобы на предмет ее соответствия положениям Европейской конвенции и признания ее приемлемой или неприемлемой.
Сами Палаты формируются Судом также на фиксированный срок. Суд определяет 7 судей, которые будут работать в той или иной Палате. Кроме того, назначает "заместителей" на случай отсутствия "постоянных" судей Палаты. Судьям не запрещается участвовать в работе нескольких Палат.
Большая Палата, состоящая из 17 судей и 3 запасных, образуется на три года и призвана принимать решения по жалобам граждан и межгосударственным спорам, а также рассматривать запросы Комитета Министров на предмет консультативных заключений. Президент (председатель) Суда, вице-президенты, президенты Палат и судья от страны, участвующей в деле в качестве одной из сторон, входят в состав Большой Палаты ex officio. Решения и постановления Большой Палаты выносятся большинством голосов от числа судей, участвующих в судебном заседании. В соответствии с Регламентом Суда судьи не вправе воздерживаться от результирующего голосования по существу дела. Интересно, что по общему правилу голосование осуществляется поднятием руки. Однако Председатель может также произвести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.
Суд в соответствии с положениями Конвенции обладает следующей общей юрисдикцией:
Комитет Министров по новой процедуре лишается возможности участвовать в решении споров по существу. В новой системе контроля ему оставлено только наблюдение за исполнением решений Суда.
Введенная Протоколом № 11 новая система контрольного механизма приведет к упрощению процедуры подачи и рассмотрения индивидуальных петиций, ускорению процедуры и повышению эффективности.
Одним из важнейших критериев
При принятии конвенции было отклонено как противоречащее принципу равного участия всех государств-участников предложение ограничить состав суда определенным числом судей (7 или 9). Избранный принцип – «член суда от каждого государства-участника» в наибольшей степени отвечает принципу равенства государств, а также современным реалиям межгосударственных отношений.
Когда определялось, как будет формироваться другая наднациональная европейская юрисдикция – суд Европейского сообщества (Люксембург), этот принцип был отклонен. При назначении судей («по общему согласию» правительств государств- участников) было вовсе не обязательно представительство всех этих государств, хотя число судей равнялось их числу. Однако практика оказалась сильнее этой установки, и принцип «член суда от каждого государства-участника» победил и в этом суде. На первый взгляд может показаться, что численность Страсбургского суда чрезмерна – она на порядок превышает число судей в других международных юрисдикциях. Однако только такая сравнительно большая численность позволяет суду и то не в полной мере справиться с потоком дел.
Всего за период с 1959 по 1998 г. в работе суда участвовали 80 судей. В сравнении с нынешним составом суда эта цифра удивляет. Однако она легко объясняется двумя факторами: на порядок меньшее число государств-участников и соответственно судей в первые три десятилетия существования суда, причем. Судьи избирались на девять лет с правом переизбрания. Судьи прежнего суда оставались в должности в среднем 13-15 лет.
Конвенция предъявляет к судьям следующие требования: они должны обладать высокими моральными качествами, удовлетворять данным, необходимым для назначения на высокие судебные должности или быть правоведами с общепризнанным авторитетом. Если первое требование равно относится ко всем кандидатам, то второе – явно имеет в виду тех,кто приходит в Европейский суд из высоких национальных судебных инстанций или иных юридических органов, а третье – судей, приходящих из университетских и иных научных сфер.
В составе суда накануне реформы 1998 года примерно одну четверть составляли судьи, избранию которых предшествовала в их странах чисто судебная карьера. Примерно столько же составляли судьи, вышедшие из научной и университетской среды. Другая же половина суда была представлена членами, в предшествующей карьере которых научная деятельность и деятельность в сфере юстиции сочетались с работой в международных и иных организациях.
В нынешнем составе суда, действующем
уже на постоянной основе, увеличилось
число судей с предшествующей
преимущественно судейской
На ныне действующем составе суда существенно сказались три установки , которым следовали руководящие органы Совета Европы при реорганизации суда.
Первая – сохранение преемственности судебной практики и использование накопленного опыта судебной деятельности.
Вторая – омоложение состава суда. Большинство судей предыдущего состава, имевших большой опыт длительной работы в суде, должны были покинуть его потому, что перешагнули 70-летний возрастной рубеж. В новом суде больше всего судей в возрасте от 50 до 60 лет, далее следуют судьи, перешагнувшие рубеж в 60 лет, меньше всего судей в возрасте от 40 до 50 лет. Судьи в возрасте до 40 лет отсутствуют, хотя конвенция не устанавливает низшего возрастного предела для занятия должности члена Европейского суда.
Третья установка касалась
«сбалансированности
Информация о работе Анализ основных этапов развития Европейского суда