Договоры международной перевозки грузов и пассажиров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной курсовой работы являются нормативные акты, регулирующие международные перевозки грузов и пассажиров – договоры о международной перевозке грузов и пассажиров. Нормативные акты, которые регулируют отношения, возникающие при перевозке, редко содержат диспозитивные нормы, позволяющие сторонам определить условия перевозки в соответствии с их соглашением. Большая часть норм данных актов имеют императивный характер, особенно на железнодорожном и воздушном транспорте, что обусловлено технологическими особенностями работы транспорта и требованиями безопасности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СПОСОБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ…..……6
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ……………………………..……10
2.1 ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭКСПЕДИТОР» И ПЕРЕВОЗЧИК В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ ДОГОВОРА О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ……..…10
2.2 ПРИМЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОГОВОРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРЕМ…20
2.3 АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ НА СУШЕ……………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая мчп.docx

— 72.61 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СПОСОБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ…..……6

 ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ……………………………..……10

2.1 ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭКСПЕДИТОР» И ПЕРЕВОЗЧИК В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ ДОГОВОРА О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ……..…10

2.2 ПРИМЕРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ДОГОВОРОВ  ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ МОРЕМ…20

2.3 АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ  ВЫПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРОВ О МЕЖДУНАРОДНОЙ  ПЕРЕВОЗКЕ ТОВАРОВ НА СУШЕ……………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В международной экономике  транспорт занимает особое место. С  помощью транспорта обеспечивается доставка потребителям как готовой  продукции и товаров, так и  сырья, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, необходимых для производства. Транспорт обеспечивает не только доставку грузов, но также и перевозку пассажиров и багажа.

В развитии политических, экономических  и культурных отношений между  странами международная торговля играет все большую роль в современных  мирохозяйственных связях. Международное  сотрудничество и развитие стран  немыслимо без международных  перевозок грузов по средствам обмена, купли - продажи товаров.

Однако специфика деятельности транспортных организаций в зависимости  от вида транспорта существенно влияет на условия перевозки грузов и  пассажиров. Именно поэтому особенности  правовой регламентации транспортных договоров на различных видах  транспорта закреплены в специальном  международном транспортном законодательстве.

Объектом данной курсовой работы являются нормативные акты, регулирующие международные перевозки  грузов и пассажиров – договоры о международной перевозке грузов и пассажиров. Нормативные акты, которые регулируют отношения, возникающие  при перевозке, редко содержат диспозитивные  нормы, позволяющие сторонам определить условия перевозки в соответствии с их соглашением. Большая часть  норм данных актов имеют императивный характер, особенно на железнодорожном  и воздушном транспорте, что обусловлено  технологическими особенностями работы транспорта и требованиями безопасности.

При осуществлении транспортной деятельности возникают различного рода обязательства, опосредующие эту  деятельность. Центральное место  несомненно занимает обязательство, возникающее  из договора перевозки грузов. Вследствие того, что договор перевозки грузов, по общему правилу, реальный, необходимо урегулировать взаимоотношения  отправителя и перевозчика по предоставлению транспортного средства для перевозки. Если взаимоотношения перевозчика и грузовладельца связаны с осуществлением систематических перевозок грузов, то между ними могут заключаться долгосрочные договоры об организации перевозок. Но даже при разовой перевозке требуется урегулировать взаимоотношения сторон, возникающие в связи с подачей транспортного средства для перевозки. В этом случае обязательство по предоставлению таковых основывается на заявке грузоотправителя, принятой перевозчиком, т. е. также имеет договорный характер. Обязанность по подаче транспортных средств может быть предусмотрена в консенсуальных договорах перевозки грузов.

Зачастую грузоотправители и грузополучатели для осуществления  услуг, связанных с перевозкой грузов (организации перевозки груза, обеспечение  отправки и получения груза и  др.) заключают договоры транспортной экспедиции, которые являются самостоятельным  видом договора.

Из всех разновидностей транспортных договоров, известных международному гражданскому праву (договоры перевозки  грузов, багажа и пассажиров), к транспортным договорам в сфере предпринимательской  деятельности следует отнести в  первую очередь договоры перевозки  грузов.

Обычно договор перевозки  грузов находится в сфере предпринимательской  деятельности нескольких участников обязательства  по перевозке груза: грузоотправителя и грузополучателя, ибо перевозка, как правило, необходима для исполнения поставочных обязательств, связывающих  указанных субъектов. Иной характер имеют договоры перевозки пассажиров и багажа, где другой стороной договора выступают граждане. Они, в отличие  от перевозчика, договор заключают  в потребительских целях.

В тех случаях, когда перевозка  осуществляется коммерческой организацией, такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или  лицензии, выданной этой организации, вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Законом устанавливается, что перечень таких организаций должен быть опубликован, а договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

В данной курсовой работе мы рассмотрим вопросы ответственности  за нарушение обязательств по перевозке, правовые аспекты, возникающие в  результате претензий и исков  по перевозкам грузов, действующим  в международном законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И СПОСОБЫ МЕЖДАНРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ

 

Под международными перевозками понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключены международными соглашениями.

Основной особенностью регулирования  в этой области является то, что  основные вопросы перевозок решаются международными отношениями  (транспортными  конвенциями), которые содержат  унифицированные нормы, определяющие условия международных перевозок  грузов и пассажиров.

Как правило,  соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. Однако при отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам  национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций.

Так, при отправлении груза  руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в  конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется  закон перевозчика или же закон  страны суда. Подлежащее применению к  международной перевозке право  может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

Особенность договора международной  перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие  материально-правовые  нормы применяются  на основании различных коллизионных принципов.1

Перевозки грузов и пассажиров осуществляются железнодорожным, автомобильным, воздушным и морским транспортом. Зарубежная литература нередко указывает на то, что вряд ли найдется какая-либо область права, в которой имеется такое количество международных соглашений об унификации правовых норм, как в этой области. Как правило, такие соглашения содержат определенные требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. При отсутствии единообразных материально-правовых норм обращаются к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства.

Россия является участником многих транспортных конвенций, и при  получении и отправлении внешнеторговых грузов российские предприятия и  граждане руководствуются положениями  этих конвенций. Их нормы, в отличие  от норм конвенций в области международной  купли-продажи товаров, носят императивный характер.

Во многих государствах были приняты специальные правовые акты о международных перевозках, которые  обычно основываются на положениях транспортных конвенций и дополняют их. В  России действуют КТМ РФ 1999 г. и  Воздушный кодекс РФ 1997 г., а также  Транспортный устав железных дорог 1998 г., Закон о федеральном железнодорожном  транспорте 1995 г., изданы также различные  положения и правила.

Особенность договора международной  перевозки заключается в том, что в ходе его исполнения соответствующие  материально-правовые нормы применяются  на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении  груза руководствуются законом  страны отправления, при выдаче груза  в конечном пункте - законом страны назначения. В других случаях применяется  закон перевозчика или же закон  страны суда.2

В России такие нормы в  отношении договора перевозки вообще установлены в третьей части  ГК РФ (п. 3 ст. 1211), а в отношении  отдельных видов перевозки - в  соответствующих кодексах и законах. Согласно п. 3 ст. 1211 к отношениям по перевозке при отсутствии соглашения сторон подлежит применению право страны перевозчика, а к отношениям по договору транспортной экспедиции - право страны экспедитора, поскольку перевозчик, а также экспедитор рассматриваются Кодексом как стороны, которые осуществляют "исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора" (см. подробнее гл. 9). Подлежащее применению к международной перевозке право может быть указано в транспортном документе, выданном перевозчиком.

В зависимости от того, какой  вид транспорта используется, различаются  международные железнодорожные, международные  автомобильные, международные воздушные  и международные морские перевозки.

Определенной спецификой отличаются перевозки грузов в смешанном (например, железнодорожно-водном) сообщении, перевозки транзитных грузов через  территорию РФ, а также контейнерные перевозки.

Для России сохранилось действие Соглашения о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении 1959 г., Соглашения об общих  условиях выполнения международных  пассажирских перевозок автобусами 1970 г.

24 мая 1980 г. была заключена  Конвенция ООН о международных  смешанных перевозках грузов, а  1 февраля 1990 г. - Конвенция о гражданской  ответственности за ущерб, причиненный  при перевозке опасных грузов  автомобильным, железнодорожным  и внутренним водным транспортом  (КГПОГ), 15 апреля 1991 г. - Конвенция ООН  об ответственности операторов  транспортных терминалов в международной  торговле (Россия в этих конвенциях  не участвует).

Россия - участник Европейского соглашения о важнейших линиях международных  комбинированных перевозок и  соответствующих объектах (САКПП) от 1 февраля 1991 г.

В Законе о международном  частном праве Эстонии 2001 г. предусмотрено, что в отношении договоров  перевозки предполагается, что договор  наиболее тесно связан с государством, в котором на момент заключения договора находится место основной деятельности перевозчика, если в этом государстве  находятся также как место  отправления, так и место назначения, а в отношении договоров перевозки  грузов - место основной деятельности отправителя, место погрузки или  выгрузки. Положения, касающиеся договоров  перевозки грузов, применяются ко всем договорам, основная цель которых  заключается в перевозке грузов.

Эти положения не применяются, если из совокупности обстоятельств  явствует, что договор связан теснее с каким-либо другим государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ДЕЙСТВУЮЩАЯ ПРАКТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОГОВОРОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

2.1 ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЭКСПЕДИТОР» И «ПЕРЕВОЗЧИК» В КОНТЕКСТЕ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ НОРМ ДОГОВОРА О ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

Правовая природа договора экспедиции и договора перевозки  была предметом обсуждения советских  ученых-цивилистов на протяжении долгого  времени. Наиболее бурные дискуссии  о природе договора экспедиции разгорелись  в 70_e годы.

Некоторые авторы не согласны были даже включить договор экспедиции в понятие транспортных договоров. Договору экспедиции традиционно отводилась узкая вспомогательная роль в  перевозке грузов. Иначе и не могло  быть, так как функцией транспорта было не столько регулирование гражданского оборота, сколько рационализация распределения  материальных ценностей в условиях плановой экономики. Хотя номинально транспортное право и относилось к сфере  цивилистики, фактически регулирование  носило скорее административный характер.

Несмотря на различия во мнениях, советская правовая доктрина была единогласна в том, чти договор  экспедиции существенно отличается от договора перевозки по ряду признаков, как-то: консенсуальная природа этого  договора, вспомогательный характер экспедиции по отношению к перевозке, посредническая сущность этого типа договора и т. д.

Примечательно, что нежелание  ряда советских цивилистов отнести  к экспедиторским услугам почтовую пересылку грузов и корреспонденции  объяснялось именно тем, что последний  договор не укладывался в прокрустово  ложе простого экспедиторского договора (то есть посредничества), а обладал  элементами договора перевозки.

Информация о работе Договоры международной перевозки грузов и пассажиров