Государственная власть: понятие, признаки, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

1) Актуальность темы высока, государственная власть необходима в управлении государством, обществом и т.д. и в любой сфере деятельности.
2) Предметом изучения является государственная власть.
3) Цель работы: раскрыть вопросы о государственной власти, для этого поставлены следующие задачи:
понятие государственной власти;
признаки государственной власти;
структура государственной власти.
Использованная литература: Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российского законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Понятие государственной власти 4
Соотношение государственной власти и государства 6
Признаки государственной власти 8
Структура государственной власти 11
Принцип разделения властей 15
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

курсач за 1 курс.docx

— 42.93 Кб (Скачать файл)

В-пятых, государственная  власть - это легитимная власть. Легитимность государственной власти, как принято  считать, выражается, прежде всего, в  признании этой власти населением страны в качестве публичной. Поскольку  государственная власть является властью  общества, общество, население страны должно признавать эту власть в качестве таковой, считать ее своей властью  и подчиняться ей. В случае, если общество не признает существующую государственную  власть, отвергает ее, эта власть не имеет права на дальнейшее существование  и должна быть заменена другой государственной  властью. Поэтому государственная  власть должна иметь кредит доверия  у населения.

В-шестых, государственная  власть - это власть территориальная. Как и государство, она действует  только в пределах территории страны. При этом центральная власть действует  в пределах всей территории страны, региональная - в пределах территории соответствующего региона (например, в  пределах территории субъекта федерации), местная - в пределах территории соответствующих  административно-территориальных образований (города, района, села и т.д.).

В-седьмых, государственная  власть - это суверенная власть, власть, обладающая суверенитетом. Суверенитет  государственной власти выражается в ее верховенстве внутри страны и  независимости на международной  арене. Верховенство проявляется в  том, что государственная власть как бы возвышается над любой другой социальной властью в стране и при определенных обстоятельствах (например, в случае нарушения действующего законодательства) может эту власть запретить. Кроме того, верховенство государственной власти проявляется и в том, что только она может распространять свое действие на всю территорию страны и всех, кто на этой территории проживает или находится. Независимость же государственной власти состоит в ее праве самостоятельно решать все вопросы международного характера.

В-восьмых, государственная  власть - это власть, которая осуществляется при помощи различных, в том числе  и специальных, средств и методов. Государственная власть, как и  любая власть, может осуществляться, используя самые различные средства и методы. Это могут быть сила авторитета, традиции, идеология, религия, пропаганда, поощрительные меры и  т.д. Вместе с тем государственная  власть располагает и своими, специальными средствами и методами, которых нет  ни у одной другой социальной власти. К специальным средствам осуществления  государственной власти относятся  органы государства, в своем единстве образующие государственный аппарат, и нормы позитивного права, т.е. правила поведения, установленные  или санкционированные государством. К специальным методам осуществления  государственной власти относятся  разнообразные методы государственного принуждения, вплоть до применения физического  насилия и подавления.

Структура государственной  власти

Вопрос о структуре  государственной власти - это вопрос о ее внутреннем строении, о тех  элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной  власти необходимо рассматривать с  разных позиций, с разных точек зрения. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной  власти и элементах, ее составляющих.

Прежде всего, рассмотрим структуру государственной власти с точки зрения структуры власти вообще. При этом мы отвлечемся оттого, что власть находится в постоянном движении, функционировании и будем  рассматривать ее как бы в состоянии  покоя, в статике. В научной литературе при таком подходе принято  выделять два структурных элемента власти: волю и силу. Воля - определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т.д. Властвовать - значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная  власть - это тоже чья-то воля. В настоящее  время считают, что это либо воля народа, либо воля тех или иных классов, либо воля каких-то социальных групп.

Второй структурный элемент  власти - сила. Сила как бы подкрепляет  волю, способствует ее претворению  в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может  быть выражена в ее авторитете, в  идеологическом воздействии, в принуждении, в насилии. Сила государственной  власти наиболее ярко проявляется в  государственных органах, прежде всего  в органах принуждения - армии, полиции  и др. Когда авторитета государственной  власти недостаточно для утверждения  государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих  органов.

Иначе будет выглядеть  структура государственной власти, если государственную власть рассматривать  в динамике, в действии. Здесь  государственная власть предстает  уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение  в жизнь воли властвующих и  подчинение этой воле подвластных.

В структуре государственной  власти, если рассматривать государственную  власть в динамике, в действии, можно  выделить, как представляется, следующие  элементы: субъекты власти, объекты  власти, властеотношения, средства и  методы осуществления власти.

Субъекты власти - это носители государственной власти, те, кому может  принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной  власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т.е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов  государственной власти рассматривают  или государство в целом, или  его органы.

Объекты власти - это подвластные, те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных  индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения - это отношения, которые возникают между субъектом  и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие  отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место  проявление воли субъекта власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъекту власти.

Средства осуществления  власти - это то, на что опирается  государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью  чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что  специфическими средствами осуществления  государственной власти являются государственные  органы (государственный аппарат) и  нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей  власти государство может использовать и другие средства, например, различные  негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические  нормы, религию и т.д. То есть арсенал  средств, на которые может опираться  государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий  ее осуществления.

Наконец, методы осуществления  власти - это те приемы, которые использует государственная власть в целях  подчинения своей воле поведение  и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода - метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.

Структуру государственной  власти можно рассматривать и  с других позиций. Например, с учетом принципа разделения властей, который  нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в  том числе и нашего, в структуре  государственной власти можно выделить такие элементы (ветви), как законодательную  власть, исполнительную власть и судебную власть. С учетом территориальной  организации государственной власти можно выделить центральную (верховную) власть, которая распространяет свое действие на всю территорию страны, и местную власть, действие которой  ограничено территорией соответствующих  административно-территориальных образований. В государствах с федеративным устройством  кроме центральной (федеральной) и  местной власти следует выделять также региональную власть, т.е. власть субъектов федерации.

Принцип разделения властей

Принцип разделения властей  становится одним из эпицентров решения  вопроса о демократическом обустройстве общества Российского государства. В этих условиях чрезвычайно знать, в чем значимость его для сегодняшней  Росси, как он реализуется и почему его сохранение и реализация -- одна из важнейших предпосылок продвижения  Росси по пути демократии. Идеальных  демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования.

Тем не менее, можно выделить наиболее общие черты, присущие той  или другой разновидности государственного режима. Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека -- обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации  власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей. В Российской Федерации  носителем законодательной власти и представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделено Правительство  РФ. Правосудие осуществляют суды, а  судебная власть реализуется посредством  конституционного, гражданского, административного  и уголовного судопроизводства. Вроде  бы все ветви власти имеют своих  представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок  механизма разделения властей. В  действительности это не так. ПРЕЗИДЕНТ. Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным  представителем Российской Федерации  и внутри страны, и в международной  жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией  осуществления Конституции, прав и  свобод, охраной суверенитета, независимости  и целостности государства. В  этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами. Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них. Президент Российской Федерации участвует в осуществлении верховного представительства страны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов.

Одно и то же лицо не может  занимать должность президента два  срока подряд. В сфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат  весьма значительные полномочия. Он назначает  выборы в Государственную Думу и  распускает ее в случаях, предусмотренных  Конституцией, пользуется правом законодательной  инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект для повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает  и обнародует законы. Таким образом, Президент России может оказывать  весьма активное воздействие на работу парламента. Однако он не подменяет  его. Он не может принимать законы. А издаваемые Президентом нормативные  акты не должны противоречить Конституции  и основным законам. Президент РФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления. Он назначает Председателя Правительства  и по его представлению заместителей председателя и федеральных министров, принимает решение об отставки правительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введен ряд запретов. Прежде всего, Председатель Правительства РФ назначается Президентом  с согласия Государственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнет кандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить и при  этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализация такого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая все  же не может привести к установлению единоличного президентского правления. Конституция не допускает этого. Так, если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены в такие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новое заседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, в течение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством, ограничен.

Поскольку, по Конституции, Государственная  Дума может выразить недоверие Правительству, то тем самым исход выборов  предрешает судьбу Правительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думой и  не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобы решение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтверждено Государственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел место досрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года после выборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход - отставка Правительства. Механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент - арбитр в споре между властями - может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы. После выборов Президенту, так или иначе, придется считаться с результатами выборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладает большими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти. Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует в деятельности всех государственных органов. Полномочия Президента. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, он является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешней политикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особых обстоятельствах - чрезвычайное положение.

Он решает вопросы гражданства, представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности (например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации  и др.). Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначает  полномочных представителей Российской Федерации, высшее командование Вооруженных  сил. В России не предусмотрена парламентская  ответственность главы государства. Это значит, что парламент не может  заставить Президента уйти в отставку. Но это не значит, что глава государства  свободен от следования предписаниям Конституции и законов. Если его  деятельность приобретает противоправный характер, вступает в действие специальный  механизм ответственности (импичмент). Президент Российской Федерации  может быть привлечен к ответственности  только в случае государственной  измены или совершения иного тяжкого  преступления. Наличие признаков  такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ. После выдвижения обвинения следует довольно сложная  процедура выражения импичмента. Надо сказать, что нынешнему президенту пытались выдвинуть импичмент, но эта  попытки только показали, что это  практически невозможно. Важнейшей  конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей  и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это  значит, что Правительство РФ подконтрольно  парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, содержание