Государственная власть: понятие, признаки, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание работы

1) Актуальность темы высока, государственная власть необходима в управлении государством, обществом и т.д. и в любой сфере деятельности.
2) Предметом изучения является государственная власть.
3) Цель работы: раскрыть вопросы о государственной власти, для этого поставлены следующие задачи:
понятие государственной власти;
признаки государственной власти;
структура государственной власти.
Использованная литература: Курсовая работа написана на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 г., и действующего российского законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Понятие государственной власти 4
Соотношение государственной власти и государства 6
Признаки государственной власти 8
Структура государственной власти 11
Принцип разделения властей 15
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

курсач за 1 курс.docx

— 42.93 Кб (Скачать файл)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации - Федеральное собрание - состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», - гласит ст.110 п.1 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Правительством Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 23 декабря 2005 г.). Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения. Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности -- обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам. Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как - то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими  судебными органами являются Верховный  суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный  Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст. 127). Конституционный  Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции  издаваемых нормативных актах, заключаемых  международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125) Конституция Российской Федерации. В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения властей  в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России. По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга  не должны вторгаться в осуществление  функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во- первых, усложнение и ускорение  общественной жизни требует быстрых  и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена  для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную  нестабильность и чехарду, что может  привести к серьезным политическим осложнениям.

 

Заключение

Рассмотрев понятие, признаки и структуру государственной  власти, можно сделать вывод, что  государственная власть в целом  обладает верховенством в обществе, опирается на возможность, в отличие  от других видов социальной власти, публичного принуждения с применением  специальных правовых средств.

Она призвана обеспечить единое политико-правовое пространство на территории России, высшую юридическую силу Конституции  РФ и федеральных законов в  любой точке страны и для всех граждан, юридических лиц.

Характерными признаками государственной власти являются то, что:

  • она распространяется на все общество;
  • носит публично-политический характер;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется специальными лицами (политиками и т.п.);
  • действует система налогов;
  • население делится по территориальному признаку;
  • ей присущи легитимность, легальность и т.п.
  • государственная власть всегда авторитетна.

В динамичном рассмотрении государственной  власти, можно сказать, что в структуре  преобладают следующие элементы: субъекты власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы государственной  власти. Если же рассматривать государственную  власть в состоянии покоя, в статике, можно выделить два структурных  элемента: волю и силу.

Достоинства государственной  власти является то, что она способна управлять обществом, вносить в  него организованность и порядочность. Недостатками можно рассматривать  универсальность и прерогативу  государственной власти т.к. благодаря  этим качествам государство может  монополизировать все сферы управления обществом.

Список литературы

  1. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. - 2001..
  2. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. - М.: Юристь, 2004.
  3. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристь,2004.
  4. Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование».-4-е изд., перераб. и дол.- Ростов н/Д: «Феникс»,2005
  5. Шеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособ.- М.: ЭЛЬФА,2000.
  6. Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. Проблемы теории и практики. // Государство и право. №5. 2004.
  7. Ячменев Ю.В. Нетрадиционные подходы в общей теории права: критический анализ. // Правоведение. №1. 2002.

Информация о работе Государственная власть: понятие, признаки, содержание