Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………….5
1.1. Основные понятия внешнеэкономической сделки………………………...5
1.2. Форма внешнеэкономических сделок……………………………………..10
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК………………………………………………………………………….12
2.1. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..12
2.2. Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок…………………………………………………..15
2.3. Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок……..17
2.4. Коллизионные нормы в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

внешнеэкономические сделки(4).docx

— 60.05 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ  В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………….5

1.1. Основные понятия внешнеэкономической сделки………………………...5

1.2. Форма внешнеэкономических  сделок……………………………………..10

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СДЕЛОК………………………………………………………………………….12

2.1. Международное право в регулировании  внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..12

2.2. Нормы публичных отраслей  права при регулировании внешнеэкономических  сделок…………………………………………………..15

2.3. Негосударственное регулирование  внешнеэкономических сделок……..17

2.4. Коллизионные нормы  в регулировании внешнеэкономических  сделок……………………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Россия очень давно  вступила в международные экономические  отношения. Однако, в зависимости  от господствующей в стране социально-политической и экономической системы, роль различных  субъектов общества в участии  и управлении внешнеэкономической  деятельностью менялась. Сегодня  в России значение открытости и интеграции в мировое хозяйство бесконечно возрастает.

Материальной формой внешнеэкономических  отношений является внешнеэкономическая  деятельность (ВЭД). ВЭД представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и  оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Государственное регулирование  используется в интересах всего  общества. Оно затрагивает интересы всей хозяйственной и социальной сферы, всех регионов страны, оказывает на них огромное влияние.

В основе государственного регулирования — использование  рычагов и методов, прямых и косвенных  регуляторов экономических процессов. Различные аспекты экономической  деятельности государство регулирует через бюджетную, банковскую систему, государственные заказы, таможенную службу. Широко используются планирование, экономическое прогнозирование, контроль и другие функции управления.

Государственное регулирование  устанавливает правила и порядок  экономической деятельности, ответственность  за соблюдение этих правил.

Тема государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности в России, безусловно, очень актуальна  в настоящее время.

Наша страна встала на путь рыночной экономики, поэтому очевидно, что прежние методы регулирования  внешнеэкономической деятельности неэффективно применять в современных условиях. Выработка новых способов регулирования, наиболее эффективных для нашей экономики, до сих пор не завершена. Регулирование внешнеэкономической деятельности по-прежнему не является наиболее оптимальным в России. А тем временем Россия с каждым годом становится всё более интегрирована в международную экономику. Внешнеторговая деятельность является ключевой для экономики России, так как очень большую долю своих потребностей она удовлетворяет за счёт импорта товаров, средства на которые она получает от экспорта других товаров, в наибольшей степени сырьевых ресурсов.

Объектом данной курсовой работы является внешнеэкономическая  деятельность, а предметом - её регулирование  со стороны государства.

Цель данной работы –  рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности.  

Для достижения поставленной цели представляется целесообразным решение  следующих задач:

- раскрыть основные понятия внешнеэкономической сделки,

- определить формы внешнеэкономических сделок,

- рассмотреть основные  аспекты правового регулирования  внешнеэкономических сделок. 

 

 

1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ  В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

 

1.1. Основные понятия внешнеэкономической сделки

 

Частноправовая (гражданско-правовая) сделка является основной правовой формой, которая опосредует в конечном итоге  международную экономическую, включая  торговую, деятельность. В таком  обобщенном виде ее, чаще всего, называют международной коммерческой сделкой.

Термин “Международная коммерческая сделка” не используется в действующем  российском праве. В Гражданском  кодексе РФ (п.3 ст.162) и (п.2 ст.1209) используется термин “Внешнеэкономическая сделка”.

Что такое внешнеэкономическая  или международная коммерческая сделка? Российское право не дает понятия  ни внешнеторговой, ни внешнеэкономической  сделки. Вместе с тем, раскрытие понятия  имеет серьезное практическое значение, так как непосредственно связано  с применимым правом. Если сделка “внутренняя”, то она лежит в национально-правовом поле и регулируется правом соответствующего государства. Если сделка международная (внешнеэкономическая), то она находится  в сфере действия частного права  нескольких государств и возникает  проблема выбора права одного из них, нормы которого и должны быть применены. К отношениям, вытекающим из подобной сделки, при определенных условиях могут быть применены принципы и  нормы международного (публичного) права. Наконец, здесь широко применяются  обычаи международной торговли, или, если воспользоваться более широким  термином, – обычаи международного делового оборота, которые часто  объединяются общим названием “lex mercatoria”.

Учитывая практическую значимость и отсутствие решения в праве, данному вопросу большое внимание уделяла отечественная юридическая  наука, что привело к созданию так называемого доктринального понятия внешнеторговой, а затем и внешнеэкономической сделки. Единого доктринального понятия не существует. Расхождения в подходах приводят к тому, что одна и та же сделка может квалифицироваться по-разному: и как внешнеэкономическая, и как внутренняя (например, в отношении сделок с выставки или со склада готовой продукции и др.), что не способствует эффективности правового регулирования.

Чаще всего называются два признака внешнеэкономической  сделки: во-первых, в сделке участвуют  лица различной национальной (государственной) принадлежности и, во-вторых, содержанием  сделки являются операции по экспорту-импорту  товаров, услуг и пр1.

В настоящее время при  определении внешнеторговой сделки следует обратиться к Федеральному закону “О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г. В нем нет определения  сделки, но дается определение внешнеторговой деятельности. Это – “предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)”. Отсюда, внешнеторговая сделка – это сделка, опосредующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономическая (международная) сделка, как и любая гражданско-правовая сделка, может быть односторонней, когда  для ее совершения необходимо и достаточно выражения воли одной стороны (например, доверенность), и двух- или многосторонней, когда для ее совершения необходимо выражения согласованной воли двух или более сторон. Последние являются договорами (контрактами).

Центральное место среди  международных сделок занимает договор  международной купли-продажи. Когда-то он был единственной формой, опосредующей международные хозяйственные связи, которые сводились к торговле. И до сих пор он остается самой  распространенной формой.

Договор международной купли-продажи  наиболее разработан в международном  праве. Унификация права достигла наиболее ощутимых результатов именно в отношении  этого договора. В результате, часто  нормы, предназначенные для регулирования  купли-продажи, по аналогии применяются  к другим международным коммерческим сделкам. Вместе с тем, все виды международных  сделок, независимо от их содержания, объединяются в одну группу наличием у каждого  из них общего классификационного критерия – критерия “международности”. Следовательно, определение понятия международной коммерческой сделки в конечном счете сводится к ответу на вопрос, при наличии каких обстоятельств гражданско-правовая сделка приобретает международный характер.

В последнее время в  международно-правовых актах, унифицирующих  право международной торговли, чаще всего используется критерий местонахождения  коммерческих предприятий сторон на территории разных государств. Так, в  соответствии со ст.1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., под договором международной купли-продажи следует понимать “договор купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах”. Аналогичное правило включено в 1980 г. в Нью-Йоркскую конвенцию об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., в Гаагскую конвенцию о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., в Оттавских конвенциях 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге и в др. Такое единообразие свидетельствует об общепризнанности данного критерия в мировой практике.

При разработке Конвенции 1980 г., было признано возможным и достаточным  применение одного критерия (признака) – местонахождения коммерческих предприятий в разных государствах.

Как соотносится рассматриваемый  критерий с российским правом? Во-первых, Россия является участницей Конвенции 1980 г., поэтому применение этого критерия для определения “международности” договора купли-продажи является юридически обязательным, во всяком случае, по отношению к другим странам-участницам. Во-вторых, в российском праве уже есть закон, в котором используется данный критерий для определения “международности” любой гражданско-правовой сделки, а не только договора купли-продажи. Это – Закон о международном коммерческом арбитраже от 7 июля 1993 г. Согласно п.2 ст.1, международный коммерческий арбитраж может рассматривать гражданско-правовые споры, возникающие при осуществлении международных экономических связей, “если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей”. В-третьих, в российском праве нет и не было общего определения ни внешнеэкономической, ни внешнеторговой сделки.

Все это делает достаточно обоснованым заключение об использовании критерия местонахождения коммерческих предприятий на территории разных государств в качестве общего критерия для определения внешнеэкономической (международной) сделки: сделка будет внешнеэкономической (международной), если она совершена между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Однако было бы неправильно  полагать, что с использованием критерия местонахождения коммерческих предприятий  сторон все проблемы с определением “международности” частно-правовой сделки решены. С одной стороны, данный критерий является более определенным и конкретным: обычно местонахождение коммерческого предприятия сторон легко устанавливаемо. С другой стороны, эта определенность относительная и не исключающая проблему толкования самого понятия “местонахождение коммерческого предприятия”. 

К сожалению, соответствующие  международные конвенции в целом  это понятие не раскрывают. Для  достижения единообразия в правовом регулировании международных сделок требуется не только создание унифицированных  правовых норм, но и создание унифицированных  юридических понятий, из которых  эти нормы состоят.  Таким образом, с учетом вышеизложенного к международным коммерческим сделкам можно отнести сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств. Такое заключение соответствует установившейся международной практике и не противоречит российскому законодательству1.

Местонахождение коммерческих предприятий на территории разных государств означает не только то, что стороны  находятся в разных странах, но и  то, что они связаны с разными  правовыми системами. Это обстоятельство серьезно осложняет процесс заключения и осуществления сделок. В результате, в них появляется целый ряд  специальных дополнительных условий, отсутствующих в одноименных  гражданско-правовых “внутренних” сделках.  По содержанию международные коммерческие сделки отличаются от одноименных “внутренних” сделок. Однако наличие специфических  условий в сделке не является теми характеризующими признаками, с помощью  которых можно определить “международность” сделки. Напротив, появление специальных условий является последствием международного характера сделки. Поэтому вновь подчеркнем достаточность наличия одного критерия – местонахождения коммерческих предприятий сторон на территории разных государств – для отнесения сделки к международной.

1.2. Форма внешнеэкономических  сделок

 

В части 3 Гражданского кодекса  РФ, в коллизионных нормах регулирующих вопросы формы сделок с иностранным  элементом, в том числе и внешнеэкономических  сделок, используется новый подход по сравнению с тем который был закреплен в Основах гражданского законодательства СССР 1991г. В старом законодательстве все сделки делились на внешнеэкономические и не относящиеся к ним и в соответствии с этим делением применялись коллизионные нормы. Отказ от такого подхода приводит к тому, что ко всем сделкам с иностранным элементом, в том числе и к внешнеэкономическим сделкам применяются единые коллизионные нормы. Все коллизионные нормы сосредоточены в ст. 1209 ГКРФ.

П. 1 ст. 1209 ГКРФ - форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены  требования российского права.

Информация о работе Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности