Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ……………………………………………………………….5
1.1. Основные понятия внешнеэкономической сделки………………………...5
1.2. Форма внешнеэкономических сделок……………………………………..10
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК………………………………………………………………………….12
2.1. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..12
2.2. Нормы публичных отраслей права при регулировании внешнеэкономических сделок…………………………………………………..15
2.3. Негосударственное регулирование внешнеэкономических сделок……..17
2.4. Коллизионные нормы в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………33

Файлы: 1 файл

внешнеэкономические сделки(4).docx

— 60.05 Кб (Скачать файл)

Правила, предусмотренные  абзацем первым п. 1 ст. 1209 ГКРФ, применяются  и к форме доверенности.

П. 2 данной статьи касается формы внешнеэкономических сделок: форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой  является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места  совершения этой сделки российскому  праву. Это правило применяется  и в случаях, когда хотя бы одной  из сторон такой сделки выступает  осуществляющее предпринимательскую  деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей 1195 ГКРФ является российское право.

В данном случае речь идет об индивидуальном предпринимателе личным законом, которого выступает российское право:

- граждане РФ;

- лица с двойным гражданством, одно из которых – гражданство РФ;

- иностранцы, имеющие постоянное место жительства в РФ;

- лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ;

- беженцы при предоставлении им убежища в РФ.

Для внешнеэкономических  сделок в РФ предусмотрена простая  письменная форма, несоблюдение которой  влечет недействительность данной сделки п. 3 ст. 162 ГКРФ.

 

 

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СДЕЛОК

 

2.1. Международное право в регулировании  внешнеэкономических сделок

 

Существенной специфической чертой внешнеэкономических отношений  является объединение в единую систему  различных по субъективной структуре  отношений, обуславливающих применение различных методов и средств правовой регламентации. Существует два уровня отношений: во-первых, отношения между государствами и иными субъектами международного права (в частности между государством и международными организациями) универсального, регионального, локального характера; во-вторых, отношения между физическими и юридическими лицами разных государств (сюда относятся и так называемые диагональные отношения - между государством и иностранными физическими и юридическими лицами). Именно отношения между физическими и юридическими лицами играют решающую роль в осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Первые регулируются нормами международного (публичного) права, вторые – национальным правом каждого государства и, прежде всего, международным частным правом. Однако нормы международного права, регулируя межгосударственные отношения  во внешнеэкономической сфере, имеют  возрастающее значение для регулирования  частноправовых отношений.

Роль международного права в  регулировании внешнеэкономических  сделок осуществляется в двух направлениях: во-первых, установление правовых основ  осуществления международных экономических  связях, их правового режима и, во-вторых, создание единообразного правового  регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых норм.

Среди первого направления, прежде всего, необходимо отметить торговые договоры , заключаемые на двусторонней основе (они имеют разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Эти договора устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве1.

Данные договоры решают большой  круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических  сделок: определяют субъекты, правомочные  осуществлять торговые или экономические  связи в целом со стороны каждого  договаривающегося государства; предоставляют  друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной страны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств РФ заключает  межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах . В них устанавливаются контингенты товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки(6-12 месяцев). Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т.е. беспрепятственно выдавать соответствующие лицензии и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям  по товарообороту близко примыкают товарные соглашения , заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, кофе и пр. Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между  участвующими государствами. Но их положения  имеют правовые последствия и  для сторон внешнеэкономических  сделок, если стороны находятся под  юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования  по таможенным платежам, то стороны  внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т.д. .

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она  обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что: 1 – стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров; 2 – после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой; 3 – если после заключения сделки, государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-правовые обязательства для сторон сделки после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических  сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования  в разных государствах, что достигается  посредством унификации соответствующих  норм коллизионного права и норм материального гражданского права. Здесь необходимо отметить то, что  для российских лиц, участвующих  во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые  обязательны для РФ. Прежде всего это – Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ 1992г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988г., а также целый ряд двусторонних договоров между РФ и другими государствами и т.д.

 

2.2. Нормы публичных отраслей  права при регулировании внешнеэкономических  сделок

 

При рассмотрении внешнеэкономических  договоров обычно подчёркивается их гражданско-правовой характер. Такая  констатация нуждается в уточнении. Безусловно, что главным регулятором  внешнеэкономических сделок является гражданское право, но в современных  условиях на отношения сторон по этим договорам всё большее влияние  оказывают нормы публичных отраслей. Приведём пример: контрагенты при  заключении внешнеэкономической сделки не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз  товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с  точки зрения её соотношения обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определённым техническим параметрам и т. д. и т.п. Данный пример показывает, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм публичных отраслей права, т.е. правовое регулирование внешнеэкономических сделок характеризуется взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права1.

Свою политику в области внешнеэкономической  деятельности государство проводит главным образом через нормы  конституционного права. Принципиальные основы государственной деятельности во внешнеэкономической сфере, закрепленные в Конституции РФ, были конкретизированы в ряде специальных законов конституционного характера. Федеральный закон от 13.12.95г. “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности” установил принципы осуществления государственной внешнеторговой политики, порядок её осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти и конкретизировал распределение компетенции в этой области между Федерацией и её субъектами . Федеральный закон от 14.04.98г. “О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами” определил соответствующие меры (защитные, антидемпинговые, компенсационные) и установил порядок их применения . Федеральный закон от 1998г. “ О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”, исходя из особенностей такого сотрудничества, установил порядок участия в нем разработчиков, производителей продукции военного назначения и других субъектов .

Помимо конституционного права необходимо выделить: административное право, налоговое, валютное, таможенное и т.д.

Например: основу валютного  регулирования составляют Закон  РФ "О валютном регулировании  и валютном контроле" от 09.10.92 г. (в  ред. от 05.07.99 г.), а также соответствующие  нормативные и ведомственные  акты Правительства РФ, Центрального Банка РФ, ГТК РФ и др.; таможенное законодательство представлено, прежде всего, Таможенным кодексом РФ и соответствующими ведомственными актами и т.д. и т.п.

Понятно, что нормы различных  отраслей публичного права непосредственно  не регулируют отношения между сторонами  внешнеэкономической сделки. Но частноправовые последствия норм публичного права  бесспорны: при осуществлении обязательств по внешнеэкономической сделке стороны  обязаны руководствоваться нормами  публичного права. Нарушение норм публичного права ведет к юридической  невозможности исполнения частноправовой сделки.

 

2.3. Негосударственное регулирование  внешнеэкономических сделок

 

Ещё одной особенностью регулирования  внешнеэкономических сделок является широкое распространение форм так  называемого негосударственного регулирования. Главной формой такого регулирования  является “контрактные условия” : заключая сделку, стороны свободны в установлении взаимных прав и обязанностей по сделке. Однако эта свобода не беспредельна. Она ограничивается, во-первых, нормами публичного права, во-вторых, общей диспозитивностью гражданского права (что не запрещено, то разрешено), в-третьих, императивными нормами гражданского права.

Существенная роль в системе  негосударственного регулирования  принадлежит обычаям международной торговли, под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в практике, но не имеющие обязательной юридической силы. Однако если в договоре есть ссылка на торговый обычай, то он приобретает характер и квалифицируется как условие договора.

В мире существуют несколько  систематизаций международных торговых обычаев. Рассмотрим некоторые из них.

Принципы международных  коммерческих контрактов , разработанные и опубликованные в 1994 г. УНИДРУА (Международный институт по унификации частного права). Принципы УНИДРУА не являются международным договором, не требуют, какого либо формального присоединения к ним государств, носят рекомендательный характер. Согласно преамбуле Принципы устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров. Они подлежат применению в следующих случаях:

- если стороны согласились, что их договор будет регулироваться этими Принципами;

- когда стороны согласились, что их договор будет регулироваться "общими принципами права", "обычаями и обыкновениями международной торговли" или аналогичными положениями.

Кроме того, Принципы могут  использоваться:

1.   для решения вопроса, возникающего в случае, когда оказывается невозможным установить соответствующую норму применимого права;

2.   для толкования и восполнения международных унифицированных правовых документов;

3.   служить моделью для национального и международного законодательства.

Основное содержание Принципов  сводится к следующим положениям:

- свобода сторон вступать в договор и определять его условия;

- необязательность письменной формы договора;

- обязательность договора и возможность его изменения или прекращения только в соответствии с его условиями или по соглашению сторон;

- приоритет императивных норм применимого права (национального, международного, наднационального) перед положениями принципов;

- право сторон, кроме прямо оговоренных в Принципах случаях, отступать от любых их положений или изменять их действие;

- учет при толковании Принципов их международного характера и их целей, включая достижение единообразия в их применении;

- решение вопросов, прямо не разрешенных в Принципах, в той мере, в которой это возможно, в соответствии с выраженными в них общими принципами;

- обязанность для сторон действовать добросовестно и в соответствии со стандартами честной деловой практики в международной торговле;

Информация о работе Государственное регулирования внешнеэкономической деятельности