Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 23:10, курсовая работа
Действующая Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высочайшей ценностью страны и общества. Однако идеал свободной личности отнюдь не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и он освобожден от любой ответственности перед остальными людьми и обществом, поскольку осуществление прав и свобод в публичной жизни встречается с индивидуальными и общественными интересами
На основании определения суда о предварительном обеспечении иска. Такой порядок закреплен для защиты интеллектуальных прав на фильмы в ст. 144.1 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Административный порядок. Его применение возможно в отношении информации, причиняющей вред здоровью и развитию ребенка, указанной в п. 1 ч. 5 ст. 15 ФЗ «Об информации».24
Необходимо отметить, что применительно
к вариантам 3 и 4 не предусмотрено каких-либо
требований к доказательствам того, что
запрещенная к распространению информация
была действительно размещена в определенное
время по определенному адресу. В вынесенном
Мосгорсудом определении от 6 августа
2013 г. о принятии предварительных обеспечительных
мер указывается, что заявителем представлены
документы, подтверждающие факт использования
фильмов в информационно-
Таким образом, элементами правового механизма ограничения конституционных прав и свобод в сети Интернет являются:
Цели ограничения прав и свобод.
Понятия, используемые для отражения технических реалий Интернета в законодательстве.
Способы (средства) ограничения прав и свобод человека.
Основания и порядок принятия решения о блокировке доступа к интернет-ресурсу.
Порядок обжалования и отмены решений об ограничении доступа.25
Указанные элементы взаимоувязаны. Именно оценка их совокупного воздействия на регулируемые общественные отношения позволяет давать оценку обоснованности ограничения прав и свобод в сети Интернет, их соразмерности применительно к каждой из защищаемых конституционных ценностей. Как показало проведенное исследование, действующее нормативное закрепление элементов механизма ограничения прав и свобод в сети Интернет не в полной мере отвечает требованиям ст. 55 Конституции Российской Федерации.26
Предлагаются следующие меры по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения:
Ограничения прав и свобод человека в сети Интернет должны отвечать требованию соразмерности, установленному ст. 55 Конституции России. В этих целях предлагается сохранить административный порядок блокировки интернет-ресурсов только для тех из них, которые содержат материалы, связанные с сексуальной эксплуатацией детей, либо информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, местах приобретения таких средств, для чего внести изменения в п. 1 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ «Об информации». Применительно к иным ресурсам следует закрепить судебный порядок ограничения доступа.
Предлагается закрепить, что блокировка интернет-ресурсов по сетевому адресу (IP-адресу) возможна только в исключительных случаях на основании судебного решения и только при условии, что такая блокировка не затрагивает прав и законных интересов иных лиц. Это позволит предотвратить произвольные нарушения конституционного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свободы слова и свободы экономической деятельности.
Механизм ограничения прав и свобод человека в сети Интернет должен быть полностью закреплен на уровне федеральных законов. В частности, на законодательном уровне следует урегулировать следующие вопросы:
порядок доказывания содержания конкретного интернет-ресурса в конкретный момент времени для целей внесения его в один из реестров запрещенных сайтов;
технологический способ блокировки интернет-ресурсов (по сетевому адресу (IP-адресу), по доменному имени, по универсальному указателю страниц);
порядок направления уведомлений о блокировке в адрес заинтересованных лиц (владельца сайта, провайдера хостинга, администратора доменного имени для тех случаев, когда он не совпадает с владельцем сайта);
порядок предоставления сведений из реестров запрещенных интернет-ресурсов.
В настоящее время указанные вопросы закрепляются на уровне подзаконных актов либо решаются правоприменителем по своему усмотрению.
Предлагается наделить правом обжалования решений (принятых как в административном, так и в судебном порядке) о включении интернет-ресурсов в различного рода списки запрещенных сайтов всех заинтересованных лиц, в том числе и граждан, так как в случае блокировки ресурса с запрещенным контентом одновременно может быть блокирован доступ к информации, распространение которой не нарушает законодательства России. Срок такого обжалования предлагается увеличить с трех месяцев до одного года. Указанные меры позволят привести текущее законодательство в соответствие со ст. 46 Конституции Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели понятие конституционного статуса человека и гражданина в Российской Федерации, конституционных ограничений прав и свобод человека как неотъемлемой составной части конституционного статуса, изучили цели и пределы ограничений прав и свобод человека, а также содержание и способы ограничений, уделив особое внимание ограничениям в сети Интернет.
Рассмотрев материалы по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:
- нельзя рассматривать
конституционно-правовой
- необходимо разрабатывать и изучать механизмы ограничения, так как в литературе рассматриваются лишь теоретические аспекты, в то время как практические изучены слабо;
- вопрос ограничения
В условиях проблем современности, в условиях кризисов и чрезвычайных обстоятельств, ограничение прав человека приобретает особую значимость и в скором времени обещает стать одной из самых злободневных проблем общества. Мир изменчив, и время от времени возникают ситуации, когда та или иная страна оказывается перед необходимостью введения определенных ограничений на права и свободы своих граждан. Однако, предлагая новые, ограничивающие законы, власть должна представить обществу весомые аргументы в пользу их принятия.
Проведенный анализ российского законодательства и практики его реализации выявил, что субъекты РФ имеют возможность осуществлять ограничение прав и свобод, которое является конституционно допустимым, только если соответствует следующим критериям: носит производный характер; «санкционировано» федеральным законом; норма федерального закона, позволяющая субъекту РФ ограничивать право, отвечает критерию правовой определенности; вмешательство в осуществление права должно отвечать требованиям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о преследовании конституционно значимых целей и соразмерности им.
Вполне возможно сегодня говорить об ограничениях прав и свобод законами субъектов Российской Федерации, что подтверждается и отдельными учеными, однако, такие законы могут быть признаны соответствующими Конституции РФ только тогда, когда они приняты с «позволения» федерального законодателя и не приводят к лишению человека какого-либо права, его умалению; не приводят к «выхолащиванию» права, лишению его содержания и невозможности реализации.
В качестве итога отметим положение ст.29 Всеобщей Декларации прав человека, где записано: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовая литература
II. Литература
III Интернет-ресурсы
1 Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. - С.70.
2 Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры. -М.: Международные отношения, 2012. – С.49.
3 Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж, 2012. С. 74.
4 Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) // Права человека: пути их реализации: материалы Международной научно-практической конференции (8-10 октября 1998 г.). Ч. 1. Саратов, 2010. С. 128.
5 Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. - С.90.
6 Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж, 2012. С. 70.
7 Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. -2-е изд. -М.: Проспект, 2010. – С.59.
8 Лапаева В.В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления)// Журнал российского права. - 2009. - № 7. - С. 19..
9 Пчелинцев С.В. Основания ограничения прав и свобод граждан и особые правовые режимы: Теоретический аспект // Правовая политика и правовая жизнь. - 2006. - №3. - С.26
10 . См.: Новиков М.В. Сущность конституционных ограничений правового статуса личности.// Конституционное и муниципальное право. 2009. №9. - С.33.
11 Учебно-практическое и справочное пособие / Ю.А. Тихомиров, И.В. Котлевская. М., 2008. - С.101.
12 По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2008 г. N 86-О // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 34. - Ст. 4368.
13 См. Квитко А.Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Автореферат дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М.,2007. С.23..
14 Цит. по: Чичерин Б. Н. Философия права. СПб.: Наука, 2008. - С. 79..
15 См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: теоретический аспект. - М.: Юристъ. - С. 115..
16 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года // Ведомости ВС СССР. - 1976. - N 17. - Ст. 291
17 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1991г. - №№12-14..
18 Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. - С.89.
19 Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж, 2012. С. 92.
20 Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) // Права человека: пути их реализации: материалы Международной научно-практической конференции (8-10 октября 1998 г.). Ч. 1. Саратов, 2010. С. 128.
21 Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. - С.63.
22 Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. -2-е изд. -М.: Проспект, 2010.-С.120.
23 Кабышев В.Т. Права человека в современной России: конституционное обеспечение (реалии, тенденции, развитие) // Права человека: пути их реализации: материалы Международной научно-практической конференции (8-10 октября 1998 г.). Ч. 1. Саратов, 2010. С. 128.
24 Чиркин В.Е. Сравнительное правоведение: учебник для магистратуры. -М.: Международные отношения, 2012. – С. 48.
25 Шелудякова Т.В. Конституционные принципы и приоритеты российской социальной политики: понятие и соотношение//Вестник Воронеж. гос. унта. Серия: Право. 2012. № 2. - С.101.
26 Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж, 2012. С. 37.
27 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
Информация о работе Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина