Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:10, контрольная работа
1. Предмет международного права.
2. Континентальный шельф. Понятие и правовой режим.
В этих условиях единственно приемлемым решением проблемы континентального шельфа могло быть достижение такой договоренности, которая, подтвердив действенность концепции континентального шельфа, в то же время сблизила бы на основе разумного компромисса вышеуказанные крайние позиции государств по данному вопросу. Такой компромисс после длительных дебатов был найден и получил закрепление в ст.76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.).
Первоначально пункт 1 этой статьи Конвенции гласил: «Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние». Данное определение учитывало недостатки определения, сформулированного в Женевской конвенции, предоставляя прибрежному государству возможность устанавливать внешнюю границу континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий в случае, когда прилежащий к его берегу шельф вместе с другими частями окраины материка (континентальным склоном, в частности), выходит за пределы этого расстояния.
Если подводная окраина материка простирается на более, чем 200 морских миль от исходных линий, то прибрежное государство, в соответствии с п.4 ст.76 Конвенции 1982 г., устанавливает ее внешнюю границу с помощью прямых линий путем отсчета от так называемых фиксированных точек, отстоящих не далее 60 миль от подножия континентального склона. Эти фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, должны находиться на далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров (п.5 ст.76 Конвенции 1982 г.). На подводных же хребтах внешние границы континентального шельфа не выходят за пределы 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Такая многокомпонентность и сложность определения понятия континентального шельфа, принятого в Конвенции 1982 г., объясняется, как справедливо отмечал в свое время Ю.Г.Барсегов, необходимостью учета интересов государств, имеющих узкий шельф, и государств, обладающих широкой материковой окраиной, а также государств, претендующих на получение высоких доходов от разработки минеральных ресурсов глубоководного морского дна, и государств, не имеющих выхода к морю 1.
Установление границы континентального шельфа, в соответствии со ст.76 Конвенции 1982 г., является прерогативой прибрежного государства. Однако государство обязано предоставить данные о границах континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий в Комиссию по границам континентального шельфа, созданную на основе справедливого географического представительства. Границы шельфа, установленные прибрежным государством, могут считаться окончательными и обязательными для других государств только в том случае, если они установлены на основе рекомендаций указанной Комиссии (п.8 ст.76 Конвенции 1982 г.).
Что касается правового режима континентального шельфа, то впервые он был разработан на I Конференции ООН по морскому праву и нашел юридическое закрепление в Женевской конвенции 1958 г. Эта конвенция содержит положения, которые предусматривают: во-первых, признание суверенных прав прибрежного государства на разведку и разработку естественных ресурсов шельфа; во-вторых, четкое целевое ограничение и признание исключительного характера этих прав в том смысле, что никакое другое государство, его физические или юридические лица не вправе осуществлять разведку и разработку естественных ресурсов шельфа без определенно выраженного согласия прибрежного государства, даже если оно этим не занимается; в-третьих, подтверждение статуса вод, покрывающих шельф, как вод открытого моря с осуществлением в них общепризнанных свобод судоходства, рыболовства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов и др.; в-четвертых, установление разрешительного порядка проведения другими государствами научных исследований на шельфе.
Все эти положения, характеризующие правовой режим континентального шельфа, были взяты за основу при рассмотрении проблем континентального шельфа на III Конференции ООН по морскому праву, что привело к дополнению, конкретизации или даже изменению некоторых базовых положений Женевской конвенции.
Так, например, ее норма, касающаяся статуса покрывающих вод и прав и свобод других государств, была дополнена положением о том, что осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять судоходство и иные права и свободы других государств или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению. Статья 78 Конвенции 1982 г. в таком виде гораздо полнее гарантирует права и свободы всех государств, является более четкой и ею охватывается более широкий круг вопросов по сравнению с Женевской конвенцией, ст.5 которой предусматривает, что разведка и разработка шельфа «не должны создавать неоправданных помех судоходству, рыболовству или охране живых ресурсов моря, а также не должны создавать препятствий капитальным океанографическим или иным научным исследованиям…». Таким образом, основополагающее положение Женевской конвенции о недопустимости нанесения ущерба свободе открытого моря в водах над континентальным шельфом получило существенное расширение.
В Конвенции 1982 г. (ст.79) значительно расширены положения Женевской конвенции, касающиеся прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Указание в Женевской конвенции на недопустимость создания прибрежным государством препятствий при прокладке или поддержании в исправности кабелей и трубопроводов, обусловленную соблюдением прав прибрежного государства на разведку и разработку ресурсов шельфа, было конкретизировано в ст.79 Конвенции 1982 г. в отношении условий прокладки кабелей и трубопроводов. В частности, в этой статье устанавливается, что определение трассы для их прокладки на шельфе осуществляется с согласия прибрежного государства, а прокладка ведется с должным учетом уже проложенных кабелей и трубопроводов. Участие прибрежного государства в определении трасс для прокладки кабелей и трубопроводов позволяет, с одной стороны, предотвратить повреждение уже существующих кабелей и трубопроводов на шельфе, а с другой, выбрать оптимальные условия для прокладки кабелей и трубопроводов с учетом обеспечения их безопасности.
Конвенция 1982 г., в отличие от Женевской конвенции, содержит специальную статью 81 «Бурильные работы на континентальном шельфе», которая предоставляет прибрежному государству исключительное право разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе для любых целей. Включение данного положения объясняется тем, что бурение служит, по сути дела, основным способом разведки и разработки шельфа и потому должно быть под контролем прибрежного государства, поскольку данные, полученные с помощью бурения, могут быть использованы против прибрежного государства.
Новыми в Конвенции 1982 г. являются также положения об отчислениях и взносах в связи с разработкой шельфа за пределами 200 морских миль (ст.82). Прибрежное государство производит следующие отчисления или взносы натурой в связи с разработкой минеральных ресурсов шельфа за пределами 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря: шестой год добычи 1% от стоимости или объема продукции на данном участке, с ежегодным его увеличением на 1% до истечения двенадцатого года, после чего их размер сохраняется на уровне 7%.
В отличие от Женевской конвенции, Конвенция 1982 г. (ст.ст.208, 214) содержит детально прописанные нормы по предотвращению загрязнения на шельфе, вызываемого деятельностью прибрежного государства на морском дне шельфа вплоть до его внешних пределов. Кроме того, в Конвенции 1982 г. (ст.ст.210, 216) предусматриваются меры по предотвращению загрязнения, вызываемого захоронением отходов или других материалов в территориальных водах, экономической зоне и на шельфе. Для предотвращения загрязнения шельфа в пределах 200 миль от берега Конвенция 1982 г. предусматривает такие меры, как создание особых районов предотвращения загрязнения, применение к судам, совершающим загрязнение, мер по их инспектированию, включая задержание судна, а также принятие и обеспечение соблюдения национальных законов и правил предотвращения загрязнения в покрытых льдом районах (ст.ст.211, 220 и 234).
Несмотря на то, что положения Конвенции 1982 г., касающиеся правового режима континентального шельфа, были согласованы и одобрены участниками III Конференции по морскому праву, ряд государств при подписании или ратификации Конвенции 1982 г. сделали заявления о недействительности для них этих положений. Многие государства приняли законы и правила относительно своего континентального шельфа, положения которых отличались от соответствующих положений Конвенции 1982 г. и недостаточно полно и четко регламентировали различные элементы правового режима континентального шельфа. Таким образом, предстоит длительный и сложный процесс приведения национального законодательства в соответствие с нормами Конвенции 1982 г.
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.
3. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г.
4. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
5. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Часть
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
II. Литература
1. Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. – М.: Международные отношения, 1983. – 278 с.
2. Верещетин В.С. Некоторые аспекты соотношения международного и национального права в практике Международного Суда ООН//Российский юридический журнал. - 2002. - № 3. – С.19 – 26.
3. Курс международного права. В 7 т. Т.1. - М.: Наука, 1989. – 360 с.
4. Международное право/Отв.ред.Г.И.Тункин. – М.: Юридическая литература, 1982. – 568 с.
5. Международное право/Отв.ред.В.И.Кузнецов, Б.Р.Тузмухамедов. – М.: НОРМА, 2010. – 720 с.
6. Международное морское право/Отв.ред.С.А.Гуреев. – М.: НОРМА, 2011. – 432 с.
7. Молодцов С.В. Международное морское право. – М.: Международные отношения, 1987. – 271 с.
8. Хиггинс В., Коломбос Д. Международное морское право. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. – 782 с.
1 См.: Курс международного права. В 7 т. Т.1. М., 1989. С.283, 284.
1 Аналогичный тезис содержится в постановлении по делу «Мексика против США» от 31 марта 2004 г.
2 Верещетин В.С. Некоторые аспекты соотношения международного и национального права в практике Международного Суда ООН//Российский юридический журнал. 2002. № 3. С.26.
1 См., например: Международное право/Отв.ред.В.И.Кузнецов, Б.Р.Тузмухамедов. М., 2010. С.32.
1 Международное право/Отв.ред.Г.И.Тункин. М., 1982. С.9.
1 Международное морское право/Отв.ред.С.А.Гуреев. М., 2011. С.110.
2 Хиггинс В., Коломбос Д. Международное морское право. М., 1953. С.58.
1 См.: Международное морское право/Отв.ред.С.А.Гуреев. С.111.
1 Подробнее об этом см.: Молодцов С.В. Международное морское право. М., 1987. С.118 – 121.
1 Цит.по: Международное морское право/Отв.ред.С.А.Гуреев. С.113.
1 Научно-технический прогресс к этому периоду способствовал возрастающим возможностям эксплуатации ресурсов дна на глубинах, выходящих за 200-метровую отметку.
1 Подробнее см.: Барсегов Ю.Г. Мировой океан: право, политика, дипломатия. М., 1983. С.167 – 187.
Информация о работе Контрольная работа по курсу «Международное право»