Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:06, контрольная работа

Описание работы

Признание государств и признание правительства. Конститутивная и декларативная теория признания. Признание де-юре, де-факто
4. Международная судебная процедура, ее место и роль в системе мирных средств разрешения международных споров.

Файлы: 1 файл

пкз междунар.право.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

По приведенным  критериям международный арбитраж отличается от других мирных средств  разрешения международных споров. С одной стороны, он отличается от постоянных международных судебных учреждений, характеризующихся постоянной организацией и заранее известным составом судей, на избрание которых стороны в споре влиять не могут. С другой стороны, он отличается от таких способов урегулирования споров, как процедуры установления фактов и примирения. Задача этих средств мирного урегулирования споров состоит в оказании помощи сторонам в разрешении споров посредством установления каких-либо фактических обстоятельств, относящихся к существу спора, и разработке рекомендаций по его урегулированию, а не в вынесении окончательного и обязательного для сторон решения.

 

 

5. Международный  суд ООН: состав, компетенция,  принятие решений.

Состав Суда

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3Статута).

Кандидаты в члены Суда выдвигаются  в каждом государстве так называемыми "национальными группами", состоящими из членов Постоянной палаты третейского  суда. Если то или иное государство не участвует в Палате, то оно образует национальную группу специально для выдвижения кандидатов в члены Международного Суда. Члены Суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда2.

Условия, на которых государство - участник Статута, но не член Организации  Объединенных Наций может участвовать  в избрании судей, определяются при  отсутствии особого соглашения Генеральной  Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Соответствующая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей 8 октября 1948 года. Согласно этой резолиции, все государства - члены и не члены ООН находятся в одинаковых условиях при выдвижении кандидатов в судьи и при их избрании. С октября 1948 года Швейцария, не являющаяся членом ООН, принимает участие в избрании судей.

Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства. Если Председатель является гражданином государства-стороны в деле, рассматриваемом судом, он уступает председательство. То же правило применяется как к вице-председателю, так и к тому из членов суда, который будет призван осуществлять функции председателя3. Суд абсолютным большинством голосов, тайным голосованием избирает своего секретаря на семилетний срок с правом переизбрания. В таком же порядке избирается заместитель секретаря. Функции секретаря суда весьма обширны и определены подробно в Статуте и Регламенте Суда. Деятельность секретариата Суда осуществляется в четырех сферах:

- судебная, заключающаяся, например, в подборке различных судебных и исторических прецедентов, законодательных и договорных текстов, а также мнений юристов;

- дипломатическая, заклчающаяся, в частности, в разного рода  сообщениях от имени суда;

- административная и  финансовая, касающаяся, например, вопросов персонала, помещений, подготовки бюджета и т.п.;

- лингвинистическая-  выполнение работы по редактированию  и переводу различных документов.

Подробный статут персонала  секритариата суда был утвержден  судом 14марта 1947 года.

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел  могут принимать участие так  называемые судьи ad hoc, то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута  по выбору государства-стороны в  споре, если оно не представлено в  судебном присутствии. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору. Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и участвуют в заседании только по конкретным делам для рассмотрения которых они назначены. Судьи ad hoc принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с другими членами Суда4.

Суд может также пригласить асессоров для участия в заседании по рассмотрению определенного дела. В отличие от судей ad hoc, асессоры не имеют право голоса и избираются самим Судом, а не сторонами. Суд может также поручить другому лицу или организации по своему выбору производство расследования или экспертизы.

Компетенция Международного Суда

Деятельность международного суда тесным образом связана с  развитием международного права. Эта  связь выражается, с одной стороны  в том, что, как в судебной, так  и в консультативной деятельности Международный Суд опирается на нормы международного права (ст.38 Статута Международного Суда ООН) и, с другой стороны, в том, что рассмотрение им споров между государствами является реализацией важнейшего принципа современного международного права, обязывающего государства разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами.

Компетенция Международного Суда представляет собой совокупность его полномочий по рассмотрению межгосударственных юридических конфликтов. Характер и  объем компетенции Международного Суда определяется нормами международного права, в первую очередь, теми из них, которые касаются государственного суверенитета и равноправия государств на международной арене5. Определить характер и объем компетенции Международного Суда - значит выделить по родовому принципу те споры между государствами, которые подлежат рассмотрению в Международном Суде. Прежде всего, это значит дать определение понятия юридического спора между государствами, так как именно эти споры в соответствии с Уставом ООН и Статутом Международного Суда подсудны последнему.

Вопрос о компетенции  разрешается Судом самостоятельно, а основным источником компетенции  является принцип «согласия сторон спора». Передача споров возможна на основании:

1) договоренности, путем  заключения соглашения о том между сторонами (п. 1 ст. 36 Статута Международного Суда ООН);

2) одностороннего изъявления  согласия сторон относительно  юрисдикции Суда путем односторонних  действий - forum prorogatum, что происходит в отсутствии явного соглашения между сторонами и спора о признании юрисдикции Суда или путем молчаливого согласия, выведенного из поведения государств в силу их участия в разбирательстве и не возбуждения вопроса о юрисдикции.

Также определяется круг дел, входящих в его компетенцию, объем которой составляют общие и смежные полномочия6.

К общим полномочиям относятся:

1. Разрешение правовых  споров между государствами, по  которым участники могут признать  обязательную юрисдикцию Суда: о  толковании договора; вопросы международного  права; о наличии факта; о  характере и размере возмещения (ст. 36 Статута Суда).

2. Дача консультативных  заключений по вопросам международного  права по запросу любого органа  ООН, уполномоченного давать такие  запросы (ст. 96 Устава ООН).

К смежным полномочиям относятся толкование международных договоров, выявление и констатирование пробелов в действующем международном праве. Согласно п. 1 ст. 36 Статута к ведению Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями.

Помимо правомочия Международного Суда ООН осуществлять толкование, в работе установлено, что Суд, осуществляя  правоприменительную практику, способствует и устранению пробелов в праве, способствует развитию международного права.

Отечественная наука при изучении вопросов международного правосудия традиционно исходит из следующих принципов:

1. Международный Суд  ООН - главный судебный орган  и его основная задача - рассматривать  юридические споры между государствами.  Присвоение Международному Суду иных функций ведет к подрыву его авторитета и отклонению от тех целей, ради которых он создан и существует.

2. В своей деятельности  Международный Суд должен исходить  из основных принципов международного  права, он не должен иметь  правотворческих функций.

3.Принципы международного  правосудия, закрепленные Уставом  ООН и Статутом Международного  Суда, являются основополагающими  для деятельности Суда.

4.Суд должен строго  придерживаться пределов своей  компетенции, как она определена  соответствующими международными нормами.

Таким образом, Международный  Суд не является правотворческим  органом. Его решения не создают  прецедентного права, поскольку  они обязательны лишь для участвующих  в деле сторон и лишь по данному  делу (ст. 59 Статута). Суд в своих решениях отмечал, что он не является законодательным органом. “Его обязанность применять право таким, каким оно есть, а не создавать его”7.

В компетенции Международного Суда отражено как то общее, что характерно для всех мирных способов разрешения международных споров, так и то, что присуще исключительно международному правосудию, его специфика. Определение понятия компетенции Международного Суда должна состоять, по крайней мере, из двух элементов:

а) определения понятия  компетенции вообще, то есть как определенного юридического свойства, присущего любому международному органу;

б) из определения тех  специфических черт, которые характеризуют  эту компетенцию, как компетенцию  именно Международного Суда ООН.

Слово “компетенция” (лат. competencia) происходит от латинского слова competens, то есть “присущий”, “надлежащий”. В ряде энциклопедий и юридических словарей это понятие характеризуется как “круг полномочий какого-либо учреждения или должностного лица”8. Это определение формулирует основной признак компетенции, заключающийся в том, что под компетенцией понимаются полномочия. Например, глава II Статута Международного Суда - “Компетенция Международного Суда” посвящена определению основных полномочий Международного Суда. Ст. 34 излагает права суда рассматривать споры между государствами и запрашивать у публичных международных организаций информацию; ст.35 формулирует характер правомочий Суда по рассмотрению дел государств участников Статута и тех государств, которые в соответствии с решением Совета Безопасности получают доступ в Суд. О том, какие дела имеет право рассматривать Суд, говорится в ст.36. Она же регулирует “обязательную юрисдикцию” Суда. Статья 38 определяет, какие нормы права применяет Суд. Таким образом, компетенция органа - это совокупность его полномочий. Но полномочия органа могут быть двух видов. Во-первых, те полномочия, путем реализации которых тот или иной орган осуществляет цели и задачи, определенные его Уставом, Статутом и т.д., во-вторых, те полномочия, реализация которых не связана непосредственно с осуществлением им этих задач и целей (например, ст. 26 Статута, ст. 33). Следовательно, справедливо, что компетенция того или иного органа, в данном случае Международного Суда ООН включает в себя только те полномочия, которые служат непосредственно осуществлению его задач и целей.

Таким образом, мы можем  сформулировать юридическое определение  компетенции: компетенция того или  иного органа - это совокупность полномочий по непосредственному осуществлению  им своих специфических задач, как они определены в основном нормативном акте (Статуте, Уставе, Положении и т.д.), конституирующем этот орган. Для того чтобы дать точное определение компетенции Международного Суда ООН, необходимо сформулировать его задачи, как главного юридического, судебного и консультативного органа ООН.

Решения Международного Суда ООН

Суд обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяя при этом международные  конвенции, международный обычай, "общие  принципы права, признанные цивилизованными нациями", а тж. - в качестве вспомогательного средства- судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций. Рассмотрение дела в Суде состоит из двух частей: письменной - сообщение Суду и сторонам соответствующих документов и материалов, и устной - заслушивание Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела проходит, как правило, публично. По окончании слушания члены Суда совещаются с целью принятия решения. Совещания происходят в закрытом заседании и сохраняются в тайне. Решение принимается большинством голосов присутствующих судей. Если решение в целом или в части не выражает единогласного мнения судей, то каждый судья может представить свое особое мнение. Решение оглашается на открытом заседании Суда. Оно окончательно, и его выполнение обязательно для сторон. Просьба о пересмотре решения может быть заявлена лишь на основании вновь открывшихся обстоятельств, не известных ранее и важных для разрешения спора. Рассмотрение дел в Суде может происходить тж. в камерах в составе 3 или более судей, причем решение, вынесенное камерой, рассматривается как вынесенное Судом.

Принудительные  временные меры в отношении спорящих сторон и принудительное исполнение решений Международного Суда ООН - вывод о необходимости усиления роли Международного Суда ООН с целью обеспечения защиты интересов субъектов международного права, путем решения вопроса реального восстановления нарушенных прав и интересов участников разбирательства.

Международное правосудие будет действительно эффективным, когда решение Международного Суда ООН будет фактически исполнено, и тем самым будут восстановлены нарушенные права и интересы. Среди мер, способствующих восстановлению нарушенных прав и интересов, следует назвать обеспечительные меры и меры по принудительному исполнению решений Суда в случае отказа от добровольного исполнения.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"