Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:18, контрольная работа
Что понимается под коллизионным и материально-правовым методами регулирования?......................................................................................4
Каково правовое положение предприятия с иностранными инвестициями на территории России?..................................................................8
2.1. Задачи
а) Между российской организацией (покупатель) и американской компанией (продавец) заключен договор купли-продажи. В ходе его исполнения между сторонами возникли разногласия. Стороны не определили применимое право, но записали в договоре, что «все споры из настоящего контракта подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ в соответствии с Регламентом этого суда».
Определите право, применимое к существу спора и процедуре его рассмотрения. Может ли спор быть предметом рассмотрения в государственном арбитражном суде РФ? При каких условиях?
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………4
Что понимается под коллизионным и материально-правовым методами регулирования?......................................................................................4
Каково правовое положение предприятия с иностранными инвестициями на территории России?..................................................................8
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………...17
Задачи……………………………………………………………….17
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………19
Для иностранного инвестирования в общества, осуществляющие важные для экономики страны виды деятельности, предусмотрены особенности - ограничения.
Особенности предусмотрены для создания кредитных организаций с иностранным участием. На создание такой организации необходимо получать разрешение Банка России независимо от предполагаемой доли участия иностранного инвестора в уставном капитале. Порядок и условия получения разрешения определяются Положением Банка России от 23.04.1997 № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями»11.
Особый порядок установлен также для допуска иностранного капитала в стратегический сектор экономики. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»12, которым устанавливается контроль государства за участием иностранного капитала в этой сфере. Перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для страны, установлен в ст. 6 Закона № 57-ФЗ.
В соответствии с Законом № 57-ФЗ сделки, влекущие установление контроля за деятельностью обществ, имеющих стратегическое значение, заключаются только на основании и в течение срока действия разрешения специального органа - Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций (далее - Комиссия). К таким сделкам Закон № 57-ФЗ относит сделки, в результате которых иностранный инвестор приобретает право прямо или косвенно распоряжаться более 25% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), либо более 5% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в обществах, осуществляющих пользование участками недр федерального значения, а также любую иную возможность - прямую или косвенную - блокировать решения органов управления общества (осуществлять полномочия управляющей компании, назначать единоличный исполнительный орган, избирать необходимое для принятия решения количество состава коллегиального органа управления и т.п.). При наличии согласования сделки определенного вида (например, по покупке акций) последующие сделки такого же вида уже не требуют повторного их согласования в течение срока действия разрешения13.
Документы для получения разрешения
подаются через Федеральную
Закон № 57-ФЗ определяет, что сделки по установлению контроля над обществами стратегического значения, совершенные без согласования установления контроля, ничтожны. Решения общего собрания акционеров общества и сделки, совершенные после установления несогласованного контроля, могут быть признаны недействительными по иску ФАС России.
В целях государственного контроля
за деятельностью иностранных
Некоторые особенности участия иностранного капитала предусмотрены Законом № 4015-1 для страховых организаций.
Во-первых, Законом № 4015-1 установлено квотирование участия иностранного капитала в сфере страхования. Сказанное означает, что размер участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций в целом по Российской Федерации не может превышать установленного Законом максимального размера (на данный момент - 25%). В противном случае Федеральная служба страхового надзора (далее - ФССН России) прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами иностранных инвесторов, либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.14
Во-вторых, для страховых организаций также предусмотрен разрешительный порядок на привлечение иностранного капитала (на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора своих акций). Такие разрешения выдаются ФССН России. При этом закон предоставляет особую защиту крупным инвесторам в этой сфере - имеющим долю в уставном капитале страховой организации более 49%, или выступающим по отношению к ней в качестве основного общества; им не может быть отказано в выдаче разрешения на привлечение иностранного капитала при условии, что в результате совершения сделки не будет превышен размер квоты для участия иностранного капитала (25%).
В-третьих, страховые организации с крупными иностранными инвестициями (более 49% участия в уставном капитале, дочерние общества по отношению к иностранным инвесторам) не могут осуществлять страхование, связанное с участием государства: обязательное страхование, страхование выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, страхование государственных или муниципальных организаций.
Кроме того, ограничения иностранного участия в уставном капитале предусмотрены также в сфере авиаперевозок (не более 49%), в сфере газоснабжения (не более 20% участия в уставном капитале организаций - собственников газораспределительных систем). Для обществ, осуществляющих авиаперевозки, предусмотрены особые требования к формированию их руководящих органов. Так, например, руководитель таких организаций должен быть гражданином Российской Федерации. Количество иностранных граждан в руководящем органе предприятия, осуществляющего авиаперевозки, не может превышать одну треть состава руководящего органа (ст.61 Воздушного кодекса Российской Федерации15).
Необходимо учитывать, что, если акционерное общество относится к организациям, в отношении которых законодательством установлены ограничения на долю участия иностранных лиц в их капитале, о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами акций, выпущенных такими российскими эмитентами, стороны по сделкам обязаны в силу ст. 29 Закона «О рынке ценных бумаг» уведомить Федеральную службу по финансовым рынкам.
Закон № 160-ФЗ устанавливает довольно большой перечень (ст.ст. 5-17) гарантий и льгот иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями, призванным стимулировать приток иностранных инвестиций в Российскую Федерацию. К ним, в частности, относятся: гарантия от неблагоприятного изменения российского законодательства; гарантия обеспечения надлежащего рассмотрения споров; гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества; гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов; гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество и др.
Однако большинство перечисленных гарантий носит слишком общий характер и не содержит конкретного механизма их реализации либо отсылает к российскому законодательству. Все это в совокупности отнюдь не способствует эффективной защите прав и интересов иностранных инвесторов, организаций с иностранными инвестициями.
Гарантия обеспечения рассмотрения споров (ст. 10 Закона № 160-ФЗ) означает, что спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
Статьей 16 Закона № 160-ФЗ предусмотрены таможенные льготы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал российской организации. При этом из указанной нормы следует, что льготы по уплате таможенных платежей предоставляются инвесторам или обществам, осуществляющим приоритетный национальный проект. Необходимо отметить, что ст. 17 Закона № 160-ФЗ субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предоставлено право предоставлять иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями дополнительные льготы и гарантии за счет соответствующих бюджетов. Этим активно пользуются «богатые» субъекты, привлекая иностранные инвестиции. Своего рода скрытые налоговые льготы действуют, например, в Москве. Так, установлена пониженная ставка налога на прибыль для организаций, осуществляющих на территории г. Москвы производство легковых автомобилей. Учитывая, что на территории г. Москвы такое производство осуществляет только ОАО «Автофрамос», с иностранным участием компании Renault, соответственно, такие льготы предназначены в первую очередь для него.16
В целом анализ существующего правового регулирования деятельности иностранных инвесторов показывает, что идет тенденция к увеличению объема правового регулирования иностранных инвестиций. Вместе с тем общие формулировки Закона № 160-ФЗ приводят к тому, что его нормы редко применяются на практике и суды чаще обращаются к национальному законодательству при рассмотрении споров, чем к нормам Закона № 160-ФЗ.
Положения Закона № 57-ФЗ об инвестициях в стратегические общества также не очень хорошо проработаны, что затрудняет его практическое применение. Конечно, позитивным является то, что существуют тенденции к усилению правового регулирования иностранного участия, направленность на привлечение инвестиций в российскую экономику, однако оптимальный баланс между внутригосударственными интересами и созданием оптимального инвестиционного климата еще предстоит найти.
Таким образом, все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России. Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).
Кроме этого, нормы о
правовом положении иностранных
юридических лиц можно
Тем не менее, положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Задачи
а) Между российской организацией (покупатель) и американской компанией (продавец) заключен договор купли-продажи. В ходе его исполнения между сторонами возникли разногласия. Стороны не определили применимое право, но записали в договоре, что «все споры из настоящего контракта подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ в соответствии с Регламентом этого суда».
Определите право, применимое к существу спора и процедуре его рассмотрения. Может ли спор быть предметом рассмотрения в государственном арбитражном суде РФ? При каких условиях?
Ответ: учитывая то, что данный спор возник из внешнеэкономической сделки, сторонами которой являются лица, находящиеся в разных государствах (Россия и США), и от сторон не поступило каких-либо возражений по компетенции Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее - МКАС при ТПП РФ), а также между сторонами имеется заключенное в письменной форме соглашение о разрешении споров, связанных с договором в МКАС при ТПП РФ, данный спор подлежит рассмотрению в МКАС при ТПП РФ (ст. 7 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»17). Спор будет рассмотрен в соответствии с Регламентом18 МКАС при ТПП РФ, который разрешает споры на основе применимых норм материального права, определенного сторонами, либо будет руководствоваться правом, определенным арбитражем в соответствии с коллизионными нормами, которые он считает применимыми. Во всех случаях арбитраж принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данной сделке.
Российская коллизионная норма предписывала применение к договору купли-продажи права страны, где зарегистрирован продавец. Однако арбитры должны определить наиболее близкую связь с рассматриваемым правоотношением. Любое указание на право или систему права какого-либо государства должно толковаться судом как непосредственно отсылающее к материальному праву этого государства, а не к его коллизионным нормам.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"