Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Периодизация истории международного права
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

Файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo_otvety_k_ekzamenu.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

У федеральных органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.

Обязанности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения международных договоров регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.

Что касается субъектов РФ, то Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ (п. «о» ч. 1 ст. 72) выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям ст. 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.

Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

 

 
Понятие и виды международных организаций

Под международными межправительственными организациями понимается субъект международного права, созданный в соответствии со специальным международным договором (уставом), обладающий международной правосубъектностью и четко определенной организационной структурой, действующий в соответствии с нормами международного права.

Международная межправительственная организация должна отвечать следующим специфическим признакам:

-  иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого рода, создающий международную организацию и определяющий ее юридическую природу;

-  обладать международной правосубъектностью, т.е. иметь международные права и обязанности, производные от создавших ее государств;

-  иметь четко определенную организационную структуру, т.е. систему органов среди которых, как правило, выделяются: высшие органы, исполнительные органы, административные органы во главе с высшим административным должностным лицом организации (Генеральный секретарь) и комплекс специальных комитетов и комиссий;

-  иметь определенные цели деятельности;

-  в своей деятельности не противоречить нормам международного права.

Международные организации можно классифицировать по различным основаниям:

1)  по сфере действия: универсальные и региональные (ООН - Европейский Союз);

2)  по цели деятельности: общие и специальные (Лига арабских государств - Международная организация труда);

3)  по социально-экономической сущности участвующих в международной организации государств: международные организации развивающихся государств, развитых государств, смешанного типа (Организация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН - Мировой банк - ЮНЕСКО).

Международные межправительственные организации отличаются от международных неправительственных организаций следующими признаками, характеризующими неправительственный характер последних:

1)  не имеют цели извлечения прибыли;

2)  членами организации являются не субъекты международного права;

3)  обладают консультативным статусом при международных межправительственных организациях;

4)  финансируются из более чем одного государства и за счет членских взносов членов организации.

 

 
Организация Объединенных Наций

Идея создания Организации Объединенных Наций возникла в период второй мировой как организации, направленной на поддержание международного мира и безопасности. Впервые необходимость создания международной организации, призванной способствовать поддержанию международного мира и безопасности, была высказана в Атлантической хартии 14 августа 1941 г. Сам термин «Объединенные Нации» возник на Вашингтонской конференции 1942 г., в которой принимали участие 26 государств антигитлеровской коалиции, где была принята Декларация Объединенных Наций об объединении усилий государств в борьбе с Тройственным союзом. Московская конференция министров иностранных дел СССР, США, Великобритании в октябре 1943 г. приняла Декларацию по вопросам о всеобщей безопасности, где предусматривалась необходимость создания международной организации по вопросам всеобщей безопасности. Конференция 1943 г. в Тегеране выразила правильность общей направленности Московской декларации 1943 г. и подкрепила ее положения на более высоком уровне. Важным этапом на пути к созданию новой международной организации явилась конференция в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой в основном был выработан проект Устава новой организации. 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско при участии 51 государства был принят Устав Организации Объединенных Наций.

Целями ООН является: поддержание международного мира и безопасности; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества государств в разрешении проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера; развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия.

Принципами деятельности организации являются основные принципы международного права, закрепленные в ст. 2 Устава ООН.

Органы ООН выполняют свои функции посредством главных и созданных ими вспомогательных органов. В качестве главных органов ООН выступают: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея ООН является единственным органом, в котором представлены все государства-члены. Каждое из них имеет равноправное положение независимо от его величины, мощи и значения. Решения ГА ООН по вопросам международного мира и безопасности носят характер юридически не обязательных рекомендаций. ГА ООН собирается на очередные, специальные или чрезвычайные сессии. Очередные сессии проходят в течение всего года. Предварительная повестка дня очередной сессии ГА ООН вырабатывается Генеральным секретарем ООН, доводится до сведений государств-членов ООН и обсуждается в течение 2-3 недель после начала работы сессии ООН. В рамках ГА ООН созданы 7 главных комитетов ООН:

1)  Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности;

2)  Специальный политический комитет;

3)  Комитет по экономическим и финансовым вопросам;

4)  Комитет по социальным, гуманитарным и культурным вопросам;

5)  Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющимся территориям;

6)  Комитет по административным и бюджетным вопросам;

7)  Комитет по правовым вопросам.

Совет Безопасности ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организован в качестве немногочисленного по составу оперативно и своевременно действующего органа, который должен обеспечить быстрые и эффективные меры в целях поддержания или восстановления международного мира. В настоящее время СБ ООН состоит из 15 государств (в перспективе предполагается довести до 20), из которых 5 государств являются постоянными членами СВ ООН.

СБ ООН рассматривает международные споры или ситуации, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности. Он может принять решение о применении мер экономического или военного характера против нарушителя международного мира. Члены ООН соглашаются в соответствии с Уставом подчиняться решениям СБ ООН и выполнять их (ст. 39-50 Устава ООН). Существует два вида действий СБ ООН, называемые иногда санкциями, или коллективными мерами: действие без использования вооруженных сил или с их использованием.

СБ ООН принимает свои решения, когда за них проголосовали 8 членов, в том числе 5 постоянных членов СБ. Постоянные члены СБ ООН обладают «правом вето», т.е. правом блокирования решения СБ ООН. СБ ООН имеет два постоянных комитета:

-  Комитет экспертов;

-  Комитет по приему новых членов в ООН. Экономический и Социальный Совет под руководством

ГА ООН осуществляет широкую деятельность в связи с его задачами в области развития экономического, социального, культурного и гуманитарного сотрудничества между государствами-членами организации. ЭкоСоС состоит в настоящее время из 54 государств-членов, которые избираются ГА ООН на 3 года. ЭкоСоС принимает все свои решения большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. В ЭкоСоС созданы различные специальные комитеты и комиссии (например, комитет по природным ресурсам, по борьбе с преступностью, по переговорам с международными организациями и др.).

Совет по опеке является главным органом ООН, действующим под руководством ГА ООН. На Совет по опеке возлагается обязанность контролировать исполнительные обязанности, которые имеют управляющие власти в отношении территорий под опекой (к таким территориям относятся Тихоокеанские острова).

Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря и персонала. Является аппаратом управления ООН и обслуживает его главные органы.

К основным проблемам ООН относится:

-  проблема бюджета организации, характеризующаяся постоянным дефицитом бюджета организации, связанным с неуплатой членских взносов государств-членов;

-  проблема реформирования органов ООН. Предложенная реформа органов ООН до сих пор не реализована (расширение состава СБ ООН до 20 государств, в том числе постоянных членов ООН);

-  проблема эффективности организации, характеризующаяся принятием мер, направленных на предотвращение войн. В настоящее время наметилась тенденция занижения роли ООН перед НАТО;

-  проблема доверия к организации, характеризующаяся пассивной ролью ООН в Балканском кризисе, в решении проблем курдов, Восточного Тимора.

 

 
Понятие и основания международной ответственности

Под международной ответственностью понимается обязанность субъекта международного права устранить, ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства, или обязанность возместить ущерб в результате правомерных действий, если это предусмотрено договором.

Международно-правовая ответственность наступает при наличии определенных оснований, которые понимаются в двух значениях - на основе чего и за что возникает ответственность. Исходя из этого, различаются юридические и фактические основания ответственности.

Юридические основания ответственности - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение.

 

 
Понятие и виды международных правонарушений

Фактические основания ответственности - это международное правонарушение, которое характеризуется следующими признаками:

-  противоправность поведения   проявляется в нарушении международных обязательств государства в форме действия или бездействия;

-  вред (ущерб - международное право не делает различия) - это любое противоправное поведение, противоречащее защищаемым международным правом законным интересам государства. Ущерб бывает материальным и не материальным;

-  причинная связь между противоправным поведением и ущербом позволяет установить причастность государства к наступившим вредным последствиям.

-  вина достаточно спорный в науке международного права признак международного правонарушения. Однако, по нашему мнению, она имеет место в системе признаков международного правонарушения.

Вину, как признак международного правонарушения, необходимо понимать как оценку характера поведения государства-правонарушителя со стороны международного сообщества.

 

 
Виды и формы международной ответственности

Международно-правовая ответственность государств реализуется в конкретных видах и формах. Видами ответственности являются: материальная и нематериальная (политическая).

Каждый вид ответственности может выражаться в различных формах. Комиссия' международного права ООН выделяет следующие формы международно-правовой ответственности: материальные формы - реституция в натуре, компенсация; нематериальная (политическая) форма - сатисфакция, заверения о неповторении, гарантии неповторения. Реституция в натуре - это восстановление нарушенного материального права в первоначальное состояние.Компенсация - это возмещение понесенных потерь в натуральном или денежном выражении. Сатисфакция - это получение удовлетворения со стороны правонарушителя, не связанное с материальным возмещением. Заверения и гарантии неповторения - это обязательства (в т.ч. обеспеченные со стороны государства-правонарушителя) о не повторении подобных действий в будущем.

 

 
Санкции в международном праве

Санкции в международном праве - это ответные меры принудительного характера, призванные обеспечить привлечение нарушителя к ответственности. Санкции не являются особой формой ответственности, они есть специальные меры обеспечения ее реализации в конкретной форме.

Санкции в международном праве необходимо отличать от международно-правовой ответственности, а именно:

1.  Ответственность есть действия нарушителя; санкции - действия потерпевшего государства либо международной организации.

2.  Ответственность - обязанность нарушителя, санкции - право потерпевшего.

Информация о работе Лекции по "Международное право"