Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Периодизация истории международного права
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

Файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo_otvety_k_ekzamenu.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

3.  Ответственность - волевое действие нарушителя, санкция применяется вопреки его воле.

Выделяются два вида санкций: индивидуальные и коллективные. Индивидуальные санкции бывают в виде реторсий (принудительные меры на недружественный акт), репрессалии (ограничение права государства в связи с нарушением), непризнание, разрыв отношений, самооборона. Коллективные санкции бывают в виде отказа в членстве в международной организации, приостановления членства в международной организации, коллективные вооруженные меры.

 

 

 
Права человека в международных отношениях

Под международными стандартами прав человека в международном гуманитарном праве понимается международно-правовое обязательство, развивающее и конкретизирующее принцип уважения и защиты прав и свобод человека.

Стандарты в зависимости от сферы действия делятся на универсальные и региональные; в зависимости от содержания стандарты бывают общие и специальные (примером может служить европейский стандарт прав человека или стандарт обращения с заключенными).

Универсальные стандарты прав человека содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Дополнительных протоколах к Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Региональные стандарты прав человека содержатся в региональных актах (например, Конвенция СНГ о защите прав и свобод человека 1995 г.).

Значение минимальных стандартов заключается:

-  в определении перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств-участников актов и других международно-правовых актов;

-  в формулировании главных черт содержания каждого из этих прав (свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

-  в установлении обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введение на международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

-  в фиксировании условий пользования правами и свободами, сопряженными с законными ограничениями и даже запретами.

Международные стандарты прав человека базируются на круге международно-правовых актов, содержащих нормы о правах человека следующих видов: гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных.

 

 

 
Международно-правовые вопросы гражданства

Под гражданством в правовой науке принято понимать устойчивую правовую связь лица с государством, порождающую их взаимные права и обязанности. По своему характеру институт гражданства регламентируется нормами национального законодательства и отнесен к суверенным вопросам национальной правовой системы. Однако в отдельных случаях институт гражданства сталкивается и с международным правом. К международно-правовым вопросам гражданства необходимо отнести:

1)  коллизионные вопросы гражданства;

2)  вопросы безгражданства (апатризма);

3)  вопросы многогражданства (бипатризма).

Под коллизионными вопросами гражданства принято понимать столкновение норм различных национальных правовых систем, приводящие к появлению бипатризма и апатризма. Решение коллизий законов о гражданстве возможно в современном международном праве на основе международных договоров по данным проблемам. Например, принятая 12 апреля 1930 г. Конвенция, касающаяся некоторых вопросов, связанных с коллизией законов о гражданстве. Конвенция, в частности, предусматривает, что:

1.  В случае утраты гражданства женщиной в связи с замужеством это обусловливает приобретение ею гражданства мужа.

2.  Натурализация мужа во время брака не влечет за собой изменения гражданства жены, кроме случаев, если ею было дано согласие.

3.  Если в силу национального законодательства жена утрачивает гражданство в связи с утратой гражданства мужем, то это возможно только если ею приобретается новое гражданство мужа.

4.  Если женщина утрачивает свое гражданство в следствии вступления в брак, то государство должно обеспечить восстановление в гражданстве после расторжения брака в случае подачи ею ходатайства и в соответствии с законами данной страны (подобным образом вопросы решаются и в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.).

В конвенции подробно регламентируются вопросы гражданства детей при возникновении коллизий законов о гражданстве между «правом почвы» и «правом крови».

Вопросы безгражданства решаются в настоящее время на основании Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. и Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. Для ликвидации безгражданства Конвенция 1961 г. предусматривает, что:

1.  Если ребенок родился на территории государства и не приобретает гражданство, то/государство должно ему предоставить свое гражданство.

2.  Найденыш, находящийся на территории государств, считается рожденным от граждан государства   его нахождения.

3.  Ребенок приобретает гражданство государства, если хотя бы один из его родителей является гражданином этого государства.

4.  Утрата гражданства в следствие изменения статуса должна осуществляться при условии приобретения этим лицом другого гражданства. Это же положение касается случаев отказа от гражданства.

Международно-правовые вопросы бипатризма на практике чаще всего решаются на основе международных договоров по вопросам двойного гражданства. Проблема многогражданства возникает в случае использования дипломатической защиты и исполнения обязанностей в отношении государства своего гражданства. Перечисленные проблемы решаются с использованием так называемого института «эффективного гражданства», под которым понимается, что гражданин обладает эффективным гражданством того государства, где он в основном или преимущественно проживает или имеет недвижимую личную собственность. Таким образом, гражданин пользуется дипломатической защитой и несет обязанности перед тем государством, эффективным гражданством которого он обладает.

 

 
Правовое положение иностранцев

Нормами международного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств. Иностранец подчиняется как бы двум правопорядкам: отечественному и государства, в котором он находится. В этой двойственности - своеобразие правового положения иностранца.

Положение иностранцев, а также лиц без гражданства и лиц, имеющих несколько гражданств, в Российской Федерации определяется прежде всего Конституцией РФ. Ст. 37 Конституции устанавливает: «Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации».

Законодательство РФ исходит из следующих основных принципов правового положения иностранных граждан:

Гражданская правоспособность и дееспособность физического лица определяется в РФ его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом (ст. 1196 ГК РФ). Физическое лицо, не обладающее гражданской дееспособностью по своему личному закону, не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности, если оно является дееспособным по праву места совершения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности. Признание в РФ физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву (ст. 1197 ГК РФ).

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется в РФ по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

По российскому законодательству личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет.

Если лицо наряду с российским гражданством имеет и иностранное гражданство, его личным законом является российское право.

Если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом является российское право.

При наличии у лица нескольких иностранных гражданств личным законом считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

-  иностранные граждане в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;

-  в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод граждан РФ, Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения;

-  использование иностранными гражданами прав и свобод в РФ не должно наносить ущерба интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

 

 
Правовой статус беженцев и перемещенных лиц

Международно-правовой статус беженцев определяется в соответствии с Конвенцией от 28 июля 1951 г. о статусе беженцев и Протоколом, касающимся статуса беженцев. Центральными элементами международно-правового статуса беженцев являются права, свободы и обязанности, хотя для международно-правового статуса беженцев имеют значение и такие элементы правового статуса, как гражданство и гарантии реализации статуса. Для раскрытия содержания международно-правового статуса беженцев необходимо дать характеристику указанных элементов статуса.

Права и свободы беженцев, как центральный элемент международно-правового статуса беженцев, складывается из:

-  прав и свобод беженцев, предоставляемых наравне с гражданами государства прибытия беженца; прав и свобод беженцев, предоставляемых в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем предоставляются иностранцам;

-  прав и свобод, предоставляемых исключительно беженцу;

-  прав и свобод беженцев, вытекающих из их личного статуса и семейных отношений. Права и свободы беженцев, предоставляемые наравне с гражданами государства прибывания, по Конвенции 1951 года следующие:

1)  свобода религиозного убеждения (ст. 4 Конвенции);

2)  право на изобретение, чертежи и модели, торговые марки, названия фирм и права на литературные и художественные произведения (ст. 14);

3)  право на обращение в суд (ст. 16);

4)  право на получение пайков, если они предусмотрены законодательством принимающего государства (ст. 20);

5)  право на начальное образование (ч.1 ст. 22);

6)  право на правительственную помощь (ст. 23);

7)  право на вознаграждение за труд, включая пособия на семью, продолжительность рабочего дня, оплачиваемых отпусков, минимального возраста при приеме на работу, труда женщин и подростков, коллективных договоров, социального обеспечения, право на компенсацию за смерть беженца, являющуюся результатом несчастного случая на работе (ст. 24).

Права и свободы беженцев, предоставляемые в режиме более благоприятном или, по крайней мере, не менее благоприятном, чем иностранцам:

1)  право ассоциаций (ст. 15);

2)  право работы по найму (ст. 17);

3)  право на работу в собственном предприятии (<"?. 18);

4)  право заниматься свободными профессиями (ст. 19);

5)  жилищные права (ст. 21);

6)  право на другие виды образования, кроме начального (ч.2 ст. 22);

7)  право на свободу передвижения (ст. 26);

Права и свободы, исключительно предоставляемые беженцам:

1)  право на административное содействие (ст. 25);

2)  право на получение удостоверения личности (ст. 27);

3)  право на получение проездных документов (ст. 28);

4)  право на вывоз имущества беженца, привезенного с собой, при выезде на поселение в другое государство (ст. 30);

5)  право на ускоренный порядок натурализации (ст. 34). Права беженцев, вытекающие из его личного статуса, закреплены в ст. 12 Конвенции.

В комплекс личных прав беженцев входят права, закрепленные в Пакте о гражданских и политических правах 1966 года, которые приобретены беженцем в стране своего гражданства (домицилия) и постоянного места жительства (для лиц без гражданства). Часть 2 ст. 12 Конвенции закрепляет положение о том, что права, вытекающие из личного статуса беженца (в том числе из брака), признаются государством прибытия беженца при условии, если они признаны законами данного государства.

Среди конвенционных обязанностей беженца необходимо выделить:

1)  обязанность соблюдать законы и распоряжения, в стране пребывания (ст. 2);

2)  обязанность платить налоги наравне с гражданами государства пребывания (ст. 29).

Конвенция так же закрепляет правовые гарантии реализации статуса беженцев, среди которых необходимо выделить:

1)  запрет на какую-либо дискриминацию в отношении беженцев (ст. 3);

2)  предоставление, по меньшей мере, столь же благоприятного положения, как и своим собственным гражданам, в отношении свободы исповедовать свою религию и свободы предоставлять своим детям религиозное воспитание (ст. 4);

3)  возможность государств-участников предоставлять беженцам права и преимущества, независимо от положений Конвенции 1951 г. (ст. 5);

4)  государства-участники должны предоставлять беженцам правовое положение, которым вообще пользуются иностранцы (ч.1 ст. 7);

5)  государства-участники    признают за беженцами права и преимущества, на которые он имел право в день вступления в силу Конвенции 1951 г. и обладал ими до признания его беженцем, т.е., личный статус (ч. 3 ст. 7, ст. 12);

6)  государства-участники не будут применять исключительные меры к беженцам, являющимся гражданами государства, в отношении которых при обычных ситуациях применяются исключительные меры (меры взаимности) (ст. 8);

7)  государства-участники в интересах государственной безопасности могут принимать необходимые меры к лицу, признаваемому беженцем (ст. 9);

8)  признание личного статуса беженца (ст. 12);

9)  не допускается высылка законно проживающих на территории государства беженцев, за исключением случаев угрозы с их стороны государственной безопасности и общественному порядку. Высылка допускается только в судебном порядке (ст. 32);

Информация о работе Лекции по "Международное право"