Лекции по "Международное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 19:40, курс лекций

Описание работы

Периодизация истории международного права
Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

Файлы: 1 файл

Mezhdunarodnoe_pravo_otvety_k_ekzamenu.doc

— 710.00 Кб (Скачать файл)

Естественно, что, предоставляя дипломату такие привилегии и иммунитеты, принимающее государство вправе ожидать, что тот, в свою очередь, не будет злоупотреблять своим положением и будет уважать законы, следовать правилам, традициям и обычаям этого государства, избегая вмешательства в его внутренние дела. Если же дипломат поступает иначе, то его объявляют персоной поп grata (нежелательной) и предлагают в разумный срок покинуть пределы страны. В случае неподчинения дипломат полностью теряет свой статус и превращается в обычного иностранца со всеми вытекающими из этого последствиями.

Баланс взаимоотношений дипломатов с принимающим государством хорошо сохранялся до тех пор, пока дипломатический корпус в государстве был сравнительно невелик. А теперь он включает в себя всех членов дипломатического персонала посольств и иных представительств аналогичного статуса, находящихся на территории государства.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен — руководитель посольства, стаж нахождения которого в стране пребывания наибольший. При наличии в стране представителя Ватикана (нунция) тот считается дуайеном независимо от стажа.

Дуайен может быть своего рода организатором церемониальных действий посольств, но он не должен делать каких-либо политических заявлений от имени или по поручению дипломатического корпуса. Посольства в отношении властей пребывания выступают только как индивидуальные органы внешних сношений.

Указанные выше привилегии и иммунитеты, предоставляемые дипломатам, распространяются также на дипломатических работников представительств при международных организациях, членов делегаций, прибывших на международные дипломатические конференции, находящихся в стране лиц с дипломатическими паспортами, в которых проставлены дипломатические визы, и консульских работников, получивших дипломатический статус. Из вышеизложенного вытекает вывод, что дипломатическое право — это совокупность международно-правовых норм и обычаев, регулирующих международный статус и функции государственных органов внешних сношений, порядок установления и поддержания с их помощью межгосударственных официальных контактов, как правило, на межправительственном уровне.

 

 
Торговые представительства

Истории возникновения торговых представительств связана со  становлением и развитием Советского государства. В 1918 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О национализации внешней торговли», в котором впервые в мире была установлена монополия государства на внешнюю торговлю. Именно для осуществления на практике этой монополии и были созданы специальные органы внешних сношений – торговые представительства.

В период существования СССР, в соответствии с советским законодательством, торговые представительства являлись частью дипломатического представительства Союза ССР и осуществляли за рубежом права в области внешнеэкономической деятельности Советского государства, обеспечивали защиту его торгово-политических и экономических интересов и эффективность участия страны в системе мировых экономических отношений.

После распада СССР многие бывшие республики СССр сохранили этот институт внешних сношений. Торговое представительство подчиняется дипломатическому представительству государства. Его руководитель и его заместители имеют дипломатические ранги.

Основные задачи этих органов внешних сношений являются:

-  защита экономических интересов и прав отечественных субъектов предпринимательской деятельности в государстве пребывания;

-  содействие развитию торгово-экономических связей между государствами и исполнение договоров заключенных с государством пребывания;

-  информирование отечественных органов государственной исполнительной власти о ценовой, налоговой, тарифной политике, проводимой государством пребывания в отношении товаров, которые экспортируются из России;

-  подготовка заключений в отношении целесообразности импорта товаров и услуг, получения кредитов из государства пребывания, исходя из предложенных этим государством цен, тарифов, кредитных ставок и др.

В дипломатических представительствах многих государств имеются должности торговых советников, торговых секретарей или атташе. Торговые советники, торговые секретари и атташе относятся к дипломатическому персоналу представительств и на них распространяются привилегии и иммунитеты, предусмотренные международным правом.

 

 

 
Консульские представительства

 

Согласно ст. 5 Конвенции о консульских сношениях 1963 г. консульскими функциями являются:

1.  Защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом.

2.  Содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями.

3.  Выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам.

4.  Выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим выехать в представляемое государство.

5.  Оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства.

6.  Исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания.

7.  Охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания.

8.  Охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности, когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства.

9.  Представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания, если такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов.

10.  Передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений.

11.  Осуществление прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве.

12.  Оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в п. 11.

13.  Выполнение других функций, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания.

Указанные функции консульские работники отдельных (вне посольства) консульств выполняют в пределах согласованного консульского округа, обычно в одной или нескольких провинциях, тяготеющих к крупному городу (порту).

Итак, отметим:

1.  Функции посольства и консульства в основном совпадают. И подобно посольству консульство также обслуживает нужды государства и представляет его, но в сношениях с местными властями.

2.  В отличие от посольства консульство действует в узких рамках своего консульского округа. Оно может выйти за его пределы, но каждый раз с разрешения компетентных органов государства пребывания.

Экзекватура. Назначение консула на должность является внутригосударственным актом: оно составляет служебное отношение между должностным лицом и государством.

Государство, в которое назначен консул, уведомляется по дипломатическим каналам — направляется нота, которая содержит просьбу о выдаче экзекватуры. Выдача экзекватуры — это юридический акт, который означает допуск консула к месту его службы и разрешение на исполнение им своих функций и пользование положенными ему должностными привилегиями и иммунитетом. В преамбуле Конвенции о консульских сношениях 1963 г. специально подчеркивается, что «такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

 

 
Консульские привилегии и иммунитеты

Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и должностных лиц значительно уже дипломатических. В чем их различие? Для дипломатических представительств они, как уже говорилось выше, абсолютны. Для консульских учреждений, согласно Конвенции о консульских сношениях 1963 г., имеются такие изъятия:

—  в консульские помещения нельзя вступать иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица или главы дипломатического представительства аккредитующего государства. Однако (ст. 31-3) «согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты»;

-  признается свобода сношений консульства со своим правительством, однако (ст. 35-3) в случае, если компетентные власти государства пребывания подозревают, что консульская вализа содержит «что-то  другое,   кроме  корреспонденции   и  документов...»,   они   могут потребовать вскрытия вализы. Если консульство согласия на это не дает, вализа возвращается в место отправления;

-  при выполнении своих функций консульство может обращаться:

а)  в местные органы консульского округа;

б)  в компетентные центральные органы государства пребывания, но только «если это допускается... законами, правилами и обычаями...» этого государства;

-  консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению «иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». При неопределенности понятия «тяжкое преступление» есть возможность задержать консульского работника до выяснения, тяжкое ли он совершил преступление (скажем, ДТП), или не очень;

-  если против консульского должностного лица возбуждено уголовное дело, это лицо «должно явиться в компетентные органы» (ст. 41-3). Причем, исключая вопросы, связанные с его служебной деятельностью,  консул  «не может отказываться давать  показания» (ст. 44-1). Впрочем, если он откажется это делать, то «к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания».

Так же, как и дипломатические представительства, которые подразделяются на посольства и миссии, консульские учреждения имеют свои классы. Они зависят от уровня установленных между странами отношений и называются:

1)  генеральное консульство;

2)  консульство;

3)  вице-консульство;

4)  консульское агентство.

Им соответствуют руководители учреждений — генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Нетрудно догадаться, что в генеральном консульстве имеется весь набор упомянутых должностных лиц, а в консульском агентстве, помимо агента, других работников с консульским статусом не будет.

Поскольку консульские работники, как правило, состоят в одной с дипломатами загранслужбе, они сохраняют по внутрислужебной классификации дипломатические ранги и в своем консульском статусе предстают только перед властями принимающего их государства.

Прекращаются консульские (как и дипломатические) отношения в следующих случаях:

1.  Разрыв дипломатических отношений между странами. Впрочем, консульские отношения могут сохраниться. 
Прекращение консульских (дипломатических) отношений может произойти и фактически, без официальных заявлений путем взаимного отзыва персонала учреждений.

2.  Возникновение между государствами состояния войны.

3.  Исчезновение одного из государств как субъекта международного права, например, ГДР, Чехословакия, Советский Союз и т.п.

4.  При социальной революции в одном из государств, состоящем в консульских (дипломатических) сношениях с другими государствами.

Итак, поскольку все изложенное выше основывалось на правовых и обычных нормах, относящихся к консульскому институту, можно сделать вывод, чтоконсульское право — это совокупность принципов, норм и обычаев, регулирующих статус консульского учреждения, назначение, функции, привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц.

Его источниками являются: международный договор, обычай и внутреннее законодательство государств. Консульское право и практика, как мы видели, тесно переплетаются с дипломатическим правом, поэтому в единстве надо брать и основополагающие юридические акты, к ним относящиеся. Основные из них следующие:

-  Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

-  Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

-  Конвенция о специальных миссиях 1973 г.;

-  Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

-  Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории страны пребывания;

-  Консульский устав государства;

-  двусторонние консульские конвенции страны пребывания с иностранными государствами.

Положения, относящиеся к дипломатическим и консульским учреждениям и их персоналу, можно найти в законодательных актах, касающихся торговли, мореплавания, воздушных полетов, государственных границ, таможни, компетенции внутренних органов государства и т.п.

 

 

 
Постоянные представительства государств при международных организациях

Одной из характерных особенностей современных международных отношений является рост числа и значения международных организаций в обеспечении мира и разностороннего сотрудничества субъектов международного права. Наиболее весома роль в деле создания и функционирования международных организаций принадлежит государствам. Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей.

Информация о работе Лекции по "Международное право"