Лекции по «Международному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:28, курс лекций

Описание работы

Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности -Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.

Содержание работы

Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Возникновение и основные этапы развития международного права
Международное право: понятие и сущность, особенности и функции
Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
Система международного права. Институты и отрасли международного права
Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве...,
Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Понятие и классификация принципов международного права
Содержание основных принципов международного права
Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве ... 7
Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
Международно-правовые средства разрешения международных споров
Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г
Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация
Форма и структура международных договоров. Оговорки
Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация
Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА
Понятие прав и свобод человека и их классификация
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г
Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г
Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
Тема 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус
Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Тема 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций
Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН 17
Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО)
и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН ... .17
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Право международной безопасности: понятие, системы, цели
Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия

Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Международное экономическое право: понятие и субъекты, цели и принципы
Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Государственная территория: понятие и виды *
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г
Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов.
«Система Договора об Антарктике»
Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
Правовой режим Международного района морского дна
Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное космическое право. Понятие, принципы и источники
Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов
Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
Международно-правовая защита животного и растительного мира
Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
Тема 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права
Международные преступления:

Файлы: 1 файл

лекции международное право.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в МП, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН - Межд. организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания межд. договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником МП.

Особое внимание обращают на себя решения Межд. суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм МП. Решения Межд. суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.

 

 

 

Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 8. Понятие и классификация принципов международного права

Ядро современного МП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное, содержание МП и обладающие высшей юридической силой. Основные принципы МП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте ОБСЕ 1975 г. Принципы МП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практики. Например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.

Принципы исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы межд. отношений и МП. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях.

Принципы МП имеют свои характерные черты:

• универсальность, которая понимается как обязанность всех субъектов МП соблюдать их;

• необходимость признания всем мировым сообществом;

• наличие принципов-идеалов (например, еще не реализованные принципы мира и сотрудничества);

• взаимосвязанность, что означает выполнимость ими своих функций только в том случае, когда они будут рассматриваться как система взаимодействующих элементов

• авангардность регулирования при появлении новых субъектов МП или новой сферы сотрудничества (восполняют «пробелы» в МП);

• иерархичность (например, центральное место занимает принцип неприменения силы).

Принципам МП присущи две основные функции:

стабилизирующая, которая заключается в определении основ взаимодействия субъектов МП путем создания нормативных рамок, и развивающая, суть которой состоит в закреплении всего нового, что появляется в практике межд. отношений.

Классификация основных принципов имеет скорее теоретический, чем практический характер и осуществляется по ряду оснований.

По форме закрепления принципы делятся на писаные и обычные, что не означает различия в юридической силе.

По историческому признаку принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, капитализма, так называемые доуставные принципы, уставные принципы, возникшие после Второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы МП (принцип всеобщего и полного разоружения, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды).

По степени важности защищаемых принципами отношений. Тут можно выстроить систему, на первом месте которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности (уважение прав и свобод человека). На втором - принципы, связанные непосредственно с интересами государств (невмешательство во внутренние дела государств) и т. д.

По объекту сотрудничества можно выделить три группы принципов: а) защищающие мир и безопасность;

б) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

в) защищающие права человека, народов и наций.

 

 

 

9. Содержание основных  принципов международного права

Принцип неприменения силы. Устав ООН установил цепь: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Запрещена даже угроза силой каким-либо образом, несовместимым с целями ООН.

Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство разрешает свои межд. споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергались угрозе межд. мир, безопасность и справедливость.

Принцип уважения прав человека. Здесь важнейшее значение имеет ст. 55 Устава, согласно которой «ООН содействует: а) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития... с) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». Этот принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в двух пактах 1966 г.: один - о гражданских и политических правах, другой - об экономических, социальных и культурных правах.

Принцип суверенного равенства. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету. Каждое государство имеет право устанавливать свои законы и административные правила. Все государства обладают равными основными правами и обязанностями.

Принцип невмешательства. В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права «на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников межд. общения.

Принцип территориальной целостности. Территория служит материальной основой государства, является необходимым условием его существования. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.

Принцип нерушимости границ. Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих межд. границ другого государства или в качестве средства разрешения межд. споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ.

Принцип равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Принцип сотрудничества. Принцип обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от различий их систем. Основные направления сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление межд. отношений в различных областях.

Принцип добросовестного выполнения обязательств по межд. праву закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами МП.

 

 

 

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

10. Субъекты международного  права: понятие, виды, содержание и  особенности международной правосубъектности -Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты МП.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация - историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом МП, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при межд. организациях.

Производные субъекты МП.

1. Межд. организации. Существует два вида:

межд. межправительственные организации - основаны на межправительственных соглашениях. Межд. межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов МП данного региона (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы и др.);

межд. неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) - основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов межд.-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд. правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке МП является вопрос о межд. правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания межд. правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом МП.

 

 

 

11. Государства как основные субъекты международного права. Государственный суверенитет в международном праве

Под государством в МП понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в межд.-правовом смысле и субъектом МП (например, колониальные страны).

Существуют различные способы образования новых государств - субъектов МП:

в результате социальных революций и национально-освободительных движений;

слияние двух или нескольких государств в одно государство;

распад одного государства на два или несколько государств; отделение части территории и провозглашение не ней самостоятельного государства; решением межд. организации.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от какихлибо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

Как субъект МП государство обладает следующими правами:

• право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрис-

. дикции над своей территорией  и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных МП иммунитетов;

• равноправие с другими государствами;

• право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:

• воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;

• воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;

• уважать права человека;

• устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;

• решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;

• воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с МП;

• воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;

• воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;

• добросовестно выполнять свои обязательства.

 

 

 

12. Признание, его  виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Межд.-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.

Существует две основных теории межд.-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело межд. правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, алишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Информация о работе Лекции по «Международному праву»