Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:28, курс лекций
Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности -Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Возникновение и основные этапы развития международного права
Международное право: понятие и сущность, особенности и функции
Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
Система международного права. Институты и отрасли международного права
Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве...,
Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Понятие и классификация принципов международного права
Содержание основных принципов международного права
Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве ... 7
Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
Международно-правовые средства разрешения международных споров
Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г
Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация
Форма и структура международных договоров. Оговорки
Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация
Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА
Понятие прав и свобод человека и их классификация
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г
Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г
Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
Тема 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус
Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Тема 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций
Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН 17
Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО)
и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН ... .17
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Право международной безопасности: понятие, системы, цели
Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия
Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Международное экономическое право: понятие и субъекты, цели и принципы
Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Государственная территория: понятие и виды *
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г
Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов.
«Система Договора об Антарктике»
Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
Правовой режим Международного района морского дна
Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное космическое право. Понятие, принципы и источники
Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов
Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
Международно-правовая защита животного и растительного мира
Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
Тема 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права
Международные преступления:
Формы признания.
Признание де-факто (defacto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.
Признание де-юре (dejure) - открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.
Признание «adhoc» - призвание государства для данного конкретного случая.
Виды признания:
традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.
Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.
Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за межд. отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения] видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.
Правопреемство возникает:
• при объединении существующих государств;
• при разделе государств;
• при отделении части государства;
• при переходе части территории одного государства к другому государству.
Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ 13. Международно-правовые средства разрешения международных споров
Термин «межд. споры» употребляется в узком и широком смысле.
Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом.
Во-вторых - любые конфликтные межгосударственные отношения.
В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия «спор» и «ситуация». Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. «Ситуация» - более широкое понятие, чем «спор».
Споры делятся на юридические и политические. Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.
Межд. юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров.
В соответствии с нормами МП все государства обязаны разрешать возникающие между ними разногласия мирными средствами.
Мирные средства делятся на:
1) согласительные средства - спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.
Переговоры - прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения. Как правило, споры решаются по дипломатическим каналам. Переговоры могут проводиться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.
Консультации - разновидность переговоров, отличающаяся меньшей формальностью. Зачастую предшествует приговорам.
Добрые услуги - деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Может оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора.
Посредничество - способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как государства, так и межд. органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества - неформальность и конфиденциальность. Предложения посредника необязательны для сторон.
Установление фактов - процедура, Применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности: установление фактов нарушения соглашений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.
Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией;
2) судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение на императиве суда.
14. Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций
Судебные средства примирения осуществляются в формах:
межд. арбитража - третейского суда для рассмотрения споров, сторонами которых являются государства и межд. организации. Состав и порядок арбитража определяются соглашениями сторон:
межд. суда - учреждения, действующего на постоянной основе, состоящего из независимых судей, призванного разрешать межд. споры на основе МП и принимать юридически обязательные решения. Межд. суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области МП.
Суд избирает Председателя и вице-председателя на три года с правом их переизбрания.
Несмотря на высокое значение межд. суда, его решения необязательны для сторон. Кроме того, суд не вправе рассматривать дела по собственной инициативе. Решения суда основаны на нормах МП и на справедливости. Решения суда окончательны и обжалованию не подлежат.
Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание мира и ему принадлежит основная роль в решении споров в этой области. Совет может рассле-
довать любой спор или ситуацию, которая может вызвать трения или спор между государствами. По взаимному согласию сторон спор может быть передан на рассмотрение Совета Безопасности. Любой член ООН вправе сообщить Совету о наличии ситуации или спора, имеющих существенное значение для поддержания мира.
Генеральная Ассамблея вправе обсуждать любой вопрос в пределах Устава ООН, включая и споры. Она может дать рекомендации по разрешению спора и ситуации. Генеральная ассамблея вправе привлечь внимание Совета Безопасности к ситуации.
Секретариат осуществляет функцию примирения через Генерального секретаря ООН.
В разрешении межд. споров и ситуаций активное участие принимают и специализированные органы ООН.
Большая роль в разрешении споров принадлежит ОБСЕ. В рамках ОБСЕ в 1992 г. была учреждена Палата примирения и арбитража, которая состоит из Бюро, примирительной и арбитражной комиссий. До обращения в Палату стороны должны принять меры по переговорам. Только после этого возможна передача спора в комиссию по примирению, которая состоит из представителей сторон посредников. Деятельность комиссии не является судебной, а является политической. Результаты работы комиссии являются предложениями по мирному урегулированию спора. В случае согласия одной из сторон с этим решением они передаются на рассмотрение Совету министров ОБСЕ. Юрисдикция арбитража при Палате факультативна. Стороны могут передать спор на рассмотрение арбитража по своему согласию.
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ f
15. Международный
договор: понятие, виды. Венская конвенция
о праве международных
Одной из самых распространенных форм правового сотрудничества государств и иных субъектов МП является заключение межд. договоров и соглашений. Межд. договор - это явно выраженное соглашение между двумя или несколькими субъектами МП, регулирующее их отношения путем создания взаимных прав и обязанностей в политической, культурной и других областях. Межд. договор является основным источником МП. В то же время это важный инструмент осуществления внешней функции государств. В настоящее время в мире насчитывается свыше полумиллиона межд. многосторонних и двусторонних договоров. Основными источниками права межд. договоров являются: Венская конвенция о праве межд. договоров 1969 г.; Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.; Венская конвенция о праве договоров между государствами и межд. организациями или между межд. организациями 1986 г. Необходимо иметь в виду, что положения, касающиеся порядка заключения, исполнения и денон-. сации международных договоров РФ, содержится также в Конституции РФ и Федеральном законе РФ «О межд. договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г.
Венская конвенция 1969 г. подчеркивает важную роль межд. договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различия их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие как порядок заключения межд. договоров, их значение для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга го-
сударств, право государств на участие в универсальных договорах, функции депозитария' и другие важные вопросы права межд. договоров. Конвенция 1969 г. является основным источником права межд. договоров:
Объектом межд. договора являются, как правило, отношения субъектов МП по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержания от действий.
Классификация и виды межд. договоров.
1. По количеству участников: двусторонние; многосторонние.
2. По вопросам, в них рассматриваемых: общие многосторонние договоры; договоры, имеющие глобальное значение; специальные договоры.
3. По территориальному влиянию: универсальные; региональные;
локальные.
4. По доступности участия в межд. договоре: открытые;
закрытые.
Объект межд. договора определяется по его наименованию или исходя из содержания общих положений. Сторонами межд. договора могут быть только субъекты МП.
Наименования межд. договоров в зависимости от содержания.
Пакт - военно-политический договор.
Соглашение - межправительственный договор по экономическим вопросам.
Конвенция - договор по техническим (процессуальным!) вопросам.
Картель - договор о выдаче преступников и о военнопленных.
Конкордат - договор, заключенный с Ватиканом.
16. Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация
Заключение международного договора (МД) означает все действия государства, начиная от переговоров и кончая вступлением договоров в силу. Процесс заключения МД может быть разделен на стадии. К ним относятся составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия на обязательность договора.
Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, т. е. предложение одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на межд. конференциях и в межд. организациях. Принятием текста договора заканчиваются, в сущности, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Межд. практика выработала новую форму принятия текста договора на межд. конференциях и в межд. организациях - принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.
После завершения переговоров необходимо установить аутентичность МД. Тексты договора оформляются на языках участников договора, при этом разноязычные
тексты должны по своему логическому содержанию соответствовать друг другу.
Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов МП на обязательность договора. Установлены следующие способы выражения согласия: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.
Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация - это межд. акт. Ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую МП признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров. В результате ратификации МД приобретает для государства обязательную силу.
XX столетие характеризуется тем, что МД стали регистрироваться. До Второй мировой войны регистрацией договоров занимался Секретариат Лиги Наций. С образованием ООН государства, являющиеся ее членами, обязаны регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН.
17. Форма и структура международных договоров. Оговорки
Форма международных договоров. Договор заключается, как правило, в письменной форме, но Венская конвенция о праве МД признает и устную форму (так называемое джентльменское соглашение). Однако договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только в письменной форме четко и конкретно фиксируются права и обязанности сторон.
МД представляет собой единую систему взаимосвязанных норм, которые все вместе и каждая в отдельности обязательны для сторон.
К структуре договора относятся его составные части, такие как:
1) преамбула;
2) содержание договора;
3) заключительная часть;
4) приложения.
Важной частью договора является преамбула, поскольку в ней часто формулируются мотивы заключения и цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.