Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:28, курс лекций
Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности -Субъект МП - носитель межд. прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами МП либо предписаниями межд.-правовых актов. Соответственно межд. правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом МП. Межд. правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов МП: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты МП никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты МП создаются первичными. Правоспособность производных субъектов МП оговаривается в договорах об их создании.
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Возникновение и основные этапы развития международного права
Международное право: понятие и сущность, особенности и функции
Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия
Система международного права. Институты и отрасли международного права
Тема 2. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве...,
Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Тема 3. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Понятие и классификация принципов международного права
Содержание основных принципов международного права
Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности
Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве ... 7
Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
Тема 5. МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ
Международно-правовые средства разрешения международных споров
Судебное разрешение международных споров. Разрешение споров в рамках международных организаций
Тема 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Международный договор: понятие, виды. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г
Стадии заключения международных договоров. Ратификация. Вступление в силу. Регистрация
Форма и структура международных договоров. Оговорки
Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров. Денонсация
Тема 7. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ИХ ЗАЩИТА
Понятие прав и свобод человека и их классификация
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.: содержание и оценка
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г.
Международный пакт о гражданских и политических правах человека 1966 г
Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. и апартеида 1973 г. Конвенция о запрещении пыток 1984 г
Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
Тема 8. ПРАВО ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ
Право внешних сношений: понятие, источники, институты, субъекты
Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
Дипломатические представительства. Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатический корпус
Консульские учреждения: понятие, виды, состав. Классы консулов. Иммунитеты и привилегии
Тема 9. ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций
Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН 17
Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН
Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО)
и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН ... .17
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы
Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Право международной безопасности: понятие, системы, цели
Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
Разоружение, сокращение вооруженных сил и вооружений
Международное право и ограничение ядерных вооружений. Конвенции
Конвенции о запрещении бактериологического и химического оружия
Тема 11. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Международное экономическое право: понятие и субъекты, цели и принципы
Международные организации, действующие в сфере экономических отношений
Тема 12. ТЕРРИТОРИЯ И ДРУГИЕ ПРОСТРАНСТВА
Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
Государственная территория: понятие и виды *
Государственные границы: определение, виды, порядок установления, изменения и охраны
Международные реки. Конвенция о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г
Тема 13. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
Юридический статус и правовой режим Арктики. «Секторная теория»
Международно-правовой статус Антарктики и режим использования ее пространств и ресурсов.
«Система Договора об Антарктике»
Тема 14. МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО
Международное морское право. Понятие, принципы, источники
Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона
Правовой режим Международного района морского дна
Международные проливы: понятие, право транзитного прохода
Тема 15. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
Тема 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное космическое право. Понятие, принципы и источники
Международно-правовой режим космического пространства, Луны, космических объектов
Тема 17. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
Международное экологическое право. Понятие, специальные принципы
Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя. Конвенции
Международно-правовая защита животного и растительного мира
Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции
Тема 18. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права
Международные преступления:
Компетенция.
Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
Подготовка планов регулирования вооружений.
Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.
Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) -несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно ГА сроком на три года.
Компетенция.
Предпринимает исследования и составляет доклады по межд. вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях. \
Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
Осуществляет связь с неправительственными межд. организациями.
31. Краткая характеристика
организации
Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.
Участники НАТО обязуются разрешать все межд. споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу межд. мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих межд. отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.
Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении
межд. конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.
ОАГ. В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Учредительными документами ОАГ являются три акта:
1) Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
2) Устав ОАГ (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.); 3) Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.
В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.
Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.
Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства - члены ОАГ. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.
Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и -социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.
Административным органом ОАГ является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.
Г
32. Организация
по безопасности и
В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.
В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся межд. региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания !- общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека.
Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.
Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав го-
сударств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.
Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.
Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.
Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета.
Постоянный совет - постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.
Председатель Постоянного совета - главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.
Генеральный секретарь ОБСЕ - главное административное лицо.
При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека.
ОБСЕ имеет все признаки межд. организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств, а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее межд. правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как межд. организация находится в процессе становления.
Тема 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 33. Право международной безопасности: понятие, системы, цели
Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:
• обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего межд. правопорядка;
• выработка новых межд.-правовых обязательств, новых норм.
Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом межд. нормотворчества.
Право международной безопасности (МБ) - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.
Юридическую основу современного права МБ составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения.
Нормативный характер носят и специальные принципы права МБ. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т. д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспече-
ние своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. МП известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:
• коллективная безопасность (всеобщая и региональная); *
• разоружение;
• мирные средства разрешения споров;
• меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению гонки вооружений;
• меры по предотвращению ядерной войны;
• неприсоединение и нейтралитет;
• меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;
• самооборона;
• действия межд. организаций;
• нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;
• создание зон мира в различных регионах земного шара;
• меры по укреплению доверия между государствами.
. В ряду вышеперечисленных
средств обеспечения МБ самое
главное место отводится
Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:
первый: коллективные меры - широкое межд. сотрудничество;
второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.
Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН - «поддерживать мир и МБ» путем «принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира».
34. Коллективная безопасность (универсальная и региональная)
Коллективная безопасность означает систему совместных мероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии. В основе коллективной безопасности лежит Устав ООН. .
Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами - участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы «внутрь» системы:
• не прибегать в своих взаимоотношениях к силе;
• разрешать все споры мирным путем;
• активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.
Второй признак - наличие организационного единства государств - участников системы. Это или организация, выступающая в качестве «классической» формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Различают два вида системы.коллективной безопасности: всеобщую (универсальную) и региональную.
В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании ООН. В механизме обеспечения универсальной безопасности на
первый план выдвигаются не принудительные, а мирные меры. Это, например, обязательства государств-членов:
• проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания межд. мира и безопасности;
• создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к межд. обязательствам;
• принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание межд. споров или ситуаций мирными средствами;
• развивать дружественные отношения между нациями;
• не допускать вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
• воздерживаться от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.
Помимо всеобщей системы межд. безопасности, Устав ООН предусматривает возможность создания региональных систем поддержания межд. мира. Устав, как определено в его ст. 52, не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов по поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий при условии, что эти соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Устава ООН.
Из этого следует, что региональные системы безопасности составляют часть всемирной системы безопасности. Устав ООН установил взаимосвязь между Советом Безопасности и региональными соглашениями и органами.