Механизм защиты прав и свобод в Зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:57, реферат

Описание работы

Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII ст., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

Файлы: 1 файл

Механизм защиты прав (реферат Мурза О.А.).doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Донецкий национальный университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и международного права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Механизм защиты прав и свобод в Зарубежных странах

студентки І курса гр. А заочного отделения

ОКР «Магистр»

Мурзы Оксаны Анатольевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк - 2015

Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII ст., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их номенклатуры всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свободы государство не стремилось никогда. Все ныне существующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. В полной мере права могут быть обеспечены и защищены в демократическом, социальном, правовом государстве.

Конечная цель деятельности демократического правового государства состоит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом "охрана" прав человека понимается не только их защита от всевозможных нарушений, но и создание необходимых условий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Прежде чем выяснить юридическую природу механизма защиты прав, обратимся к анализу механизма защиты прав человека вообще, где данный термин у различных авторов получил различное толкование.

Так, В.Д. Горобец считает, что государственно-правовой механизм охраны основных прав и свобод граждан это система конституционно- правовых норм, структура государственных органов, разнообразные политико-правовые, социально-экономические и социально-психологические факторы, формы и методы, способы, условия и средства осуществления правовых норм в соответствии с установленными процедурами и принципами. Механизм защиты субъективного права и законных интересов, согласно точке зрения В.В. Бутнева, представляет собой «взятую в единстве систему правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав». «Механизм социально-юридической защиты прав человека, – отмечает А.С. Мордовец, – это определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и основных свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего человеческой личности, и являющихся существенными для ее свободного и полного развития. Главная цель функционирования механизма – это защита субъективных прав человека и гражданина. В задачи механизма входит охрана, защита и восстановление нарушенных прав, формирование общей и правовой культуры населения».

Что касается механизма защиты в отношении прав и свобод несовершеннолетних, то в данном случае, В.И. Абрамов, считает, что правозащитный механизм несовершеннолетних представляет собой систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения его прав.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают внутригосударственные или национальные и международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские. То есть, механизм реализации символизирует движение, в данном случае процесс превращения прав и свобод, юридических возможностей в действенное их осуществление.

Рассмотрим эти две составляющие указанного механизма.

Что включает в себя понятие «внутригосударственные, национальные учреждения по правам человека»? В современной правовой литературе существует два основных подхода к определению объема и содержания этого понятия. Первый допускает предельно широкий подход, включающий практически все национальные учреждения, имеющие прямое или косвенное отношение к защите прав человека. В соответствии с этим подходом к национальным учреждениям защиты прав и свобод человека относятся: 1.законодательные;

2.исполнительные и судебные органы власти;

3. СМИ;

4.национальные комиссии по правам человека;

5.институт омбудсмена;

6.профсоюзы;

7.различные неправительственные организации.

Второй подход к определению объема и содержания понятия «внутригосударственные, национальные учреждения по правам человека» имеет более узкий характер. Согласно этому подходу к этим учреждениям по правам человека относятся только те учреждения, которые функционально предназначены исключительно для защиты прав человека. Исходя из этого к внутригосударственным, национальным учреждениям защиты прав человека относятся три категории учреждений:

1) комиссии по правам  человека;

2) омбудсмены;

3) специализированные национальные учреждения.

Последние предназначены для защиты прав особо уязвимых групп населения, например этнических и языковых меньшинств, коренного населения, детей, беженцев или женщин.

Думается, что сегодня более приемлем первый подход, ведь действительно заниматься защитой прав человека должны все органы государства, и прежде всего национальные (государственные) комиссии по правам человека, комиссии по правам человека при главе государства, депутатские комиссии в парламенте, суды, иные правоохранительные органы и т.д.

В частности, национальные (государственные) комиссии по правам человека созданы ныне более чем в 30-ти государствах мира. Большинство комиссий действует независимо от других государственных органов, хотя на них может быть возложена обязанность регулярно отчитываться за свою деятельность перед законодательными органами.

В состав комиссий, как правило, входят представители различных групп населения, которые имеют специфические интересы, глубокие теоретические знания и практический опыт в области прав человека. В каждой стране могут существовать собственные требования или ограничения при отборе членов комиссии по правам человека, например квоты для числа представителей или кандидатов от различных социальных и профессиональных групп, политических партий или районов (включая и чиновников).

Комиссии по правам человека занимаются главным образом защитой граждан от всех форм дискриминации, а также защитой их гражданских и политических прав. На них возлагается обязанность поощрять и защищать экономические, социальные и культурные права. Полномочия и функции конкретной комиссии часто определяются законодательным актом, на основе которого она создается.

Этот законодательный акт служит также для определения полномочий комиссии, в частности путем определения тех видов поведения дискриминационного характера, которые она правомочна расследовать или в отношении которых она может применять другие методы. Одни комиссии занимаются рассмотрением случаев предполагаемых нарушений любого из прав, признанных в конституции. Другие могут иметь возможность рассматривать случаи дискриминации, основанные на самых широких признаках, таких, как раса, цвет кожи, религия, пол, национальное или этническое происхождение, инвалидность, социальное положение, сексуальная ориентация, политические убеждения, возраст и семейное положение.

Комиссии по правам человека при главе государства имеют целью анализ информации о соблюдении прав человека в стране, проведение специальных расследований по правозащитным проблемам, общие и специальные доклады по правам человека, которые доводятся до сведения высшего должностного лица в государстве, предложения по совершенствованию механизма обеспечения прав и свобод личности и т.п. При Президенте РФ имеется такая комиссия.

Сферой деятельности депутатских комиссий по правам человека в парламентах являются как подготовка законопроектов, направленных на соблюдение прав человека, так и предварительная экспертиза иных поступающих в законодательный орган проектов актов с целью выявления норм, которые могут привести к нарушениям прав человека и гражданина.

В каждой стране в системе защиты прав человека присутствуют, как правило, специализированные учреждения, в центре внимания которых находится проблема дискриминации. Эти учреждения занимаются защитой прав лиц, принадлежащих к этническим, языковым и религиозным меньшинствам, коренного населения, иностранцев, иммигрантов, беженцев, детей, женщин, а также бедных и инвалидов.

Специализированные национальные учреждения по правам человека обычно создаются для содействия проведению государственной политики, разработанной для защиты одной из нескольких групп, принадлежащих к этническим, языковым и иным меньшинствам. Обычно они правомочны расследовать случаи и формы дискриминации в отношении отдельных лиц, принадлежащих к конкретной группе, или группы в целом. Эти учреждения, имея общие полномочия расследовать жалобы лиц на предмет дискриминации их прав, как и другие национальные учреждения по правам человека, не всегда правомочны выносить обязательные решения или возбуждать судебное преследование.

Специализированные национальные учреждения оказывают информационную и консультативную помощь гражданам, следят за эффективностью существующего законодательства и конституционных положений в той мере, в какой они касаются конкретной группы. Именно эти функции специализированных учреждений имеют важное значение не только для граждан, нуждающихся в защите их прав, но и для эффективной деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти в области прав человека. Выполняя в национальной системе прав человека дополняющую роль, эти органы вносят значительный вклад той или иной страны в дело защиты своих граждан, в формирование правовой культуры того или иного общества.

Судебная защита прав и свобод личности представляет собой механизм реализации обязанности государства обеспечить соблюдение соответствующих прав человека и гражданина, закрепленных законодательным путем. Суд охраняет от различных нарушений личные права, имущественные и неимущественные, право на участие в государственной, общественной и политической жизни.

Судебные гарантии прав и свобод, первоначально возникшие в англосаксонских странах, в настоящее время получили весьма широкое распространение. В принципе содержание судебных гарантий сводится к двум основным положениям. Во-первых, гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц. Во-вторых, гражданин наделяется правом обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. в данном случае речь идет об осуществлении субъективного права.

Для осуществления подобных полномочий суду предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению соответствующих норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства. Так, если какому-либо лицу отказано министерством иностранных дел или другим компетентным органом в выдаче заграничного паспорта, то это лицо может обратиться в надлежащий суд с требованием издать приказ, обязывающий указанный орган выдать ему заграничный паспорт. В этом же порядке можно оспорить запрещение на проведение митинга, арест газеты, незаконное увольнение с работы и т.д.

Содержание правозащитной функции суда включает в себя:

  1. предупреждение нарушенных прав;
  2. восстановление нарушенного права;
  3. отмену подзаконных нормативных актов в случае их противоречия закону (признание таких актов или частей актов недействительными);
  4. возмещение ущерба и морального вреда, причиненного гражданину;
  5. решение вопроса о юридической ответственности нарушителя прав граждан.

Судебные гарантии, если они должным образом применяются, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод. Рядом зарубежных стран внесен большой позитивный вклад в развитие политической демократии и достижение правовой и социальной защищенности человека. Судебные гарантии и последовательное соблюдение принципа презумпции невиновности следует отметить здесь в первую очередь. 

Данное право закрепляется практически во всех зарубежных конституциях. Однако важное значение имеет реальная возможность воспользоваться этим правом, которая, в свою очередь, предопределяется доступностью судебных органов, т.е. количеством судей, размерами судебных пошлин, возможностью пользоваться услугами адвокатов. В связи с этим можно сослаться на Конституцию Италии, которая в ст. 24 предусматривает, что все могут обращаться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Далее установлено, что “неимущим обеспечивается возможность предъявлять иски и защищаться в любом суде”.

Информация о работе Механизм защиты прав и свобод в Зарубежных странах