Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:57, реферат
Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII ст., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.
Кроме того, в соответствии с резолюцией 48/141 от 20 декабря 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила должность Верховного комиссара ООН по правам человека. Верховному комиссару поручено использовать средства дипломатии для налаживания диалога с правительствами в деле обеспечения уважения прав человека. Верховный комиссар должен представлять ежегодный доклад о своей деятельности Комиссии по правам человека, а через ЭКОСОС – Генеральной Ассамблее. Верховный комиссар по правам человека является должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.
Верховный комиссар обязан: поощрять эффективное осуществление всеми людьми гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав; защищать реализацию права на развитие и усиливать для этого поддержку со стороны соответствующих органов системы ООН; оказывать через Центр по правам человека и другие учреждения консультативные услуги, техническую и финансовую помощь по просьбе заинтересованного государства и при необходимости региональных организаций; координировать соответствующие учебные и пропагандистские программы ООН в области прав человека; содействовать устранению препятствий на пути к полной реализации прав человека, недопущению продолжения нарушений прав человека во всем мире; поддерживать при осуществлении своего мандата диалог с правительствами всех стран в целях обеспечения уважения прав человека; выполнять задачи, порученные ему компетентными органами системы ООН.
Верховный комиссар также отвечает за расширение международного сотрудничества в целях поощрения и защиты всех прав человека.
Международный суд, созданный в 1946 г., является главным судебным органом ООН. Его Статут входит основной частью в Устав ООН. В Суд могут обращаться все члены ООН. Все государства-члены могут быть сторонами в рассматриваемых Судом делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных Советом Безопасности. Совет Безопасности может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности могут запрашивать у Суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.
Международный суд состоит из 15-ти судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности, которые голосуют независимо друг от друга. Они избираются на основе их деловых качеств, а не на основе гражданства. Судьи избираются на 9-летний срок и могут быть переизбраны. Занимая должность судьи, они не могут занимать другой должности. Суд обычно проводит пленарные заседания, но он может также, если со стороны об этом попросят, образовывать более мелкие группы, называемые камерами. Решения, принятые камерами, считаются вынесенными Судом в полном составе.
Со времени создания Международного суда государства представили на его рассмотрение сотни споров, и свыше 20-ти консультативных заключений были затребованы международными организациями. Споры между государствами касаются самых разных вопросов: территориальных прав, морского права, военных конфликтов и др.
В последние годы международная система правосудия начала активно влиять на механизм власти. Не так давно они совершали свои преступления безнаказанно, дубинкой подчиняя себе юридические системы своих стран. В последнее время Трибуналы по военным преступлениям были созданы для Руанды и бывшей Югославии, национальные суды вынесли обвинения деспотам других стран.
Надо отметить, что огромную роль в механизме защиты прав человека играет и европейская система, куда включены Совет Европы, Конвенция о защите человека и основных свобод, а также процессуально-правовые правила защиты прав человека, предусмотренные Конвенцией.
В международный механизм защиты прав и свобод человека включаются также и многочисленные неправительственные, общественные правозащитные организации, действующие в разных государствах.
Например, важнейшим направлением деятельности Совета Европы является защита прав и свобод человека. Признание и соблюдение прав человека выступают одним из важнейших средств обеспечения социального прогресса, поддержания мира и безопасности, предотвращения войн и конфликтов, недопущения утверждения тоталитарных политических режимов.
Совет Европы, в частности Кабинет министров, занимается законотворческой деятельностью. Его решения выступают в форме конвенций, соглашений, рекомендаций. Эти документы требуют ратификации национальными парламентами и вступают в силу только для тех стран, которые их ратифицировали. С помощью этих документов достигается гармонизация законодательства государств-членов, проведение ими согласованной внутренней политики по важнейшим вопросам международного и внутрирегионального сотрудничества.
В рамках Совета Европы приняты важнейшие правовые документы, регулирующие политическую деятельность государств, входящих в эту организацию. 4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Первоначально Конвенция предусматривала два органа в составе механизма зашиты прав человека и основных свобод – Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, но в связи с подписанным в 1994 г. Протоколом № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, вступившим в силу в октябре 1997 г., Комиссия прекратила свое существование в 1998 г. См.: Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 561–570.). В последующем (в 1952, 1963, 1983, 1984 гг.) эта Конвенция была дополнена новыми положениями. Совет Европы принял ряд других важных документов, таких, как: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращение или наказания; Европейская социальная хартия; Европейский кодекс социального обеспечения; Европейская конвенция о правовом статусе рабочих-мигрантов и др.
Правительства, подписавшие Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, были полны решимости сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации. Договаривающиеся стороны взяли на себя обязательства обеспечить каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, закрепленные в Конвенции.
По своему содержанию права, предусмотренные в Конвенции, во многом совпадают с теми правами, которые определены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Конвенция, так же как и Пакт, защищает только гражданские и политические права человека.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод имеет ряд моментов, которые ее выгодно отличают от Международного пакта. Конвенция развивает и конкретизирует многие положения о правах человека, закрепленные в Международном пакте. Она является реально действующим правом, а не политической декларацией или заявлением о намерениях. Закрепленные в Конвенции права государства могут реально гарантировать своим гражданам все демократические свободы и их защиту. В частности, Конвенция обеспечивает защиту личности от посягательств со стороны третьих лиц и государственной власти. Она признает за частными лицами право на подачу индивидуальных петиций, открывает доступ в международные инстанции непосредственно самим потерпевшим, предоставляет возможность самому человеку добиваться удовлетворения своих прав.
В отличие от Международного пакта по правам человека Конвенция не предусматривает такого метода контроля, как доклады государств о выполнении принятых ими обязательств. Участники Конвенции обязуются подчиняться системе межгосударственных жалоб (сообщений), а также, в случае специального заявления на основе ст. 25 Конвенции, они соглашаются на систему индивидуальных сообщений (петиций). В отличие от Пакта о гражданских и политических правах, где система межгосударственных жалоб практически не действует, Конвенция обеспечила поступление и рассмотрение подобного рода сообщений.
В Конвенции провозглашается право каждого человека на жизнь; право не подвергаться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению или наказанию; право не содержаться в рабстве или подневольном состоянии, не привлекаться к принудительному или обязательному труду.
Конвенция закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Каждому арестованному сообщаются на понятном ему языке причины его ареста. Это лицо незамедлительно доставляется к судье или другому должностному лицу, уполномоченному осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока и освобождение до суда.
Согласно европейским стандартам каждый человек имеет право на уважение его личной семейной жизни, неприкосновенность его жилища и тайну корреспонденции, а также право на свободу мысли, совести и религии.
Принципиальное значение имеет ст. 10 Конвенции, которая закрепляет право на свободу мнения. Это право включает в себя свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять свои идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ.
В числе основных прав граждан Конвенция называет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не должно подлежать никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе «в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» (ст. 11).
Ничто в Конвенции не может трактоваться как означающее, что государство, группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой-либо деятельностью или совершать какие-либо действия, направленные на уничтожение прав и свобод или на их ограничение в большей степени, чем это предусматривается в Конвенции.
Данное положение Конвенции (ст. 17) следует понимать таким образом, что государственным органам и должностным лицам непозволительно под какими бы то ни было предлогами нарушать и ограничивать права и свободы граждан, признаваемые Европейским сообществом. Само собой признается, что права человека священны и неприкосновенны. Права принадлежат человеку от рождения, и никому не разрешено их ограничивать, а тем более нарушать.
Для выполнения обязательств, взятых на себя государствами, подписавшими Конвенцию, были образованы в качестве гарантийного механизма Европейская комиссия по правам человека (Комиссия) и Европейский суд по правам человека (Суд). Европейский Суд состоит из судей, численный состав которых соответствует числу членов Совета Европы – по одному от каждого государства. Судьи избираются на шесть лет Парламентской Ассамблеей из числа трех кандидатов, представленных государством. Судьи могут переизбираться, но по достижении 70 лет уходят в отставку. Дела рассматриваются в комитетах, включающих по три судьи, в палатах, состоящих из семи судей, и в Большой палате, состоящей из 17 судей. В состав судей, рассматривающих конкретное дело, обязательно включается судья того государства, откуда исходит жалоба, а дело рассматривается с участием представителя данного государства.
В Европейский Суд может обратиться гражданин любого государства, признающего юрисдикцию этого Суда, который считает, что его гражданские или политические права ущемлены. Это предусмотрено Протоколом № 11 к Европейской конвенции, подписанным в 1994 г., который предоставил индивидам, неправительственным организациям и группам лиц право направлять жалобы непосредственно в Суд. Для обращения в Суд предусмотрены следующие условия. Во-первых, жалоба должна направляться именно тем лицом, которое считает себя жертвой произвола. Во-вторых, Европейский Суд рассматривает обращения по поводу нарушения лишь тех прав и свобод, которые прямо указаны в Конвенции (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свободу совести и религии, свободу выражения своего мнения, право на свободное передвижение и выбор места жительства, право на судебную защиту и некоторые другие). В-третьих, до обращения в Суд заявитель должен использовать все внутренние (национальные) средства защиты (Подробнее об этом см.: Карташкин В.А. Как подать жалобу в Европейский суд по правам человека. М., 1998.). Решение Суда является окончательным и подлежит обязательному исполнению. В соответствии со ст. 53 названной Конвенции государства, которые ее подписали и ратифицировали, обязуются беспрекословно выполнять решения Европейского Суда по любому делу. Поскольку Россия ратифицировала Конвенцию, она приняла на себя эту обязанность. В таком виде этот механизм действовал до 1999 г.
Комиссия состояла из членов (по одному от каждого государства), входящих в Совет Европы. Члены Комиссии избирались комитетом министров абсолютным большинством голосов из списка, составленного Президиумом Парламентской Ассамблеи.
В июне 1999 г. вступил в силу новый механизм защиты прав человека и основных свобод, действующий в рамках Совета Европы. Начало процессу реформирования европейской системы защиты прав человека было положено на саммите глав государств, состоявшемся в Вене в октябре 1993 г. На этом саммите был принят Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека, который к июню 1999 г. был ратифицирован всеми государствами-членами Совета Европы. В настоящее время Протокол включен в ратифицированную конвенцию, что автоматически включает признание всеми государствами полномочий новых структур по защите прав человека.
В соответствии с этим Протоколом упразднена прежняя двухуровневая система защиты прав человека (Комиссия и Суд) и созданы новый механизм (один орган – Суд) и новая процедура подачи и рассмотрения жалоб.
Новая процедура подачи и рассмотрения жалоб предусматривает следующее: по жалобе, не имеющей серьезных оснований, назначается судья-репортер; вопрос о принятии или отклонении жалобы решает комитет из трех назначенных по жалобе судей, включая судью-репортера, который предлагает решение; для отклонение жалобы требуется единогласное решение комитета, которое является окончательным; преобладающее большинство жалоб рассматривает Палата из семи судей; по самым сложным и важным вопросам решение будет выносить Суд в составе 17-ти судей (Большая Палата).
Информация о работе Механизм защиты прав и свобод в Зарубежных странах