Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 22:57, реферат
Современный этап развития общества и государства самыми высокими ценностями провозглашает права человека любого возраста. Историческое прошлое, когда впервые вопросы о правах человека были подняты на государственном уровне, восходит к XVIII ст., однако, для выделения среди них прав ребенка потребовалось еще два столетия.
В ряде стран (прежде всего испаноязычных) применяется специфическая защитная процедура – конституционное ампаро. Так, ст. 43 Конституции Аргентины (в ред. 1994 г.) устанавливает: “Каждое лицо может потребовать быстрого и немедленного применения процедуры защиты конституционных прав (amparo) всегда, когда не существует другого более подходящего судебного способа защиты от действия или бездействия публичных властей или частных лиц, которое прямо или косвенно нарушает, ограничивает, изменяет или угрожает произволом или нарушением закона, правам и гарантиям, устанавливаемым настоящей Конституцией, договором или законом. При рассмотрении такого дела судья может объявить неконституционной норму, на которой основывалось действие или бездействие”.
Право на судебную защиту дополняется процессуальными гарантиями, закрепленными в конституции. Так, в Конституции Португалии (1976) установлено: “Доказательства, полученные под пыткой, по принуждению, в результате нанесения морального или физического ущерба личности, незаконного вмешательства в частную жизнь, нарушения неприкосновенности жилища, тайны переписки или сообщений, отправленных или помощи электротехнических средств связи, недействительны” (ст. 32). Аналогичные нормы есть и в других конституциях.
Есть еще один аспект осуществления права на судебную защиту – это длительность судебного процесса. Нередко обращение в суд за защитой своих прав теряет смысл именно в силу долгого разбирательства, когда воспользоваться защищенным правом будет уже невозможно или соответствующее социальное благо, опосредованное данным правом, утратит значение для гражданина. Зарубежное конституционное законодательство в ряде случаев разрешает подобную ситуацию. Так, в Конституции Испании есть норма: “Любой гражданин может просить о защите прав, закрепленных в Конституции, в обычных судах и требовать при этом ускоренной процедуры рассмотрения дела” (ч. 2 ст. 53).
Но есть и примеры длительного разбирательства. Так, в США в 1954 г. был предъявлен в суд первый иск против табачной компании Philip Morris о компенсации вреда, причиненного курением. Судебное разбирательство в различных инстанциях продолжалось 17 лет и было в конце концов прекращено. В 2001 г. аналогичное дело было рассмотрено быстрее, и суд обязал компанию выплатить курильщику компенсацию в размере 100 млн долл. Видимо, воодушевленная этим другая курильщица – Б. Баллок в 2002 г. предъявила этой компании иск уже на 25 млрд долл.
Деятельность иных органов государства по защите прав человека включает комплекс профилактических мер правоохранительных органов, которые направлены на обеспечение соблюдения прав и свобод личности, борьбу с правонарушениями, восстановление нарушенных гражданских прав, а также применение предусмотренных законом мер к правонарушителям.
К числу правоохранительных органов обычно относят прокуратуру, органы юстиции, органы внутренних дел, налоговой службы и полиции, таможенные органы, службы безопасности и т.д. Процедура правоохранительной деятельности государства, его органов и их должностных лиц законодательно урегулирована, что служит дополнительными гарантиями прав и свобод личности.
В настоящее время во многих странах введен институт омбудсмена. Омбудсмен (швед, "ombudsman" — представитель чьих-либо интересов) — специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах также частными лицами и объединениями. В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была введена новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский посредник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной правозащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, Защитник парода - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномоченный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский омбудсмен - в Литве, в Российской Федерации – уполномоченный по правам человека (с 1997 г.). Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во второй половине XX в. ранее существовавшие механизмы обеспечения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности конфликтов между государством и гражданином. В системе разделения властей Уполномоченный по правам человека занимает особое место и, по сути, не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. В качестве омбудсмена может выступать отдельное лицо или группа лиц. Он, как правило, назначается парламентом, действует на основе своих конституционных полномочий или на основе специального закона. В некоторых странах назначение омбудсмена является прерогативой главы государства, которому этот институт может также быть подотчетен. Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами:
Во Франции граждане обращаются к посреднику не непосредственно, а через своего сенатора или депутата.
Петиция (лат. "petitio") — коллективное прошение, подаваемое в письменном виде в органы государственной власти, как правило высшие.
Мандамус (лат. "mandamus") — в странах англосаксонской системы права судебный приказ, предписывающий тому или иному лицу (обычно должностному лицу) совершение действия, которое оно по закону обязано совершить. Это одно из конституционных средств судебной защиты прав и свобод человека.
Сертиорари (лат. "certiorari") — в странах англосаксонской системы права судебный приказ, издаваемый в порядке судебного надзора для истребования дела из производства суда низшей инстанции. Это одно из процессуальных средств судебной защиты прав и свобод человека, имеющее конституционное значение.
Хабеас дата (лат. "habeas data") — в конституционном праве ряда стран один из новейших юридических инструментов защиты личных прав и свобод граждан. Впервые закреплен в Конституции Бразилии 1988 г.
Представляет собой право любого человека (или только гражданина) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми касающимися его данными, хранящимися в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.
Назван по аналогии с английским институтом хабеас корпус.
Хабеас корпус (лат. "habeas corpus") — институт английского процессуального права, предоставляющий в некоторых случаях заинтересованным лицам право требовать доставки в суд задержанного или заключенного для проверки оснований лишения свободы.
Свое название хабеас корпус получил от начальных слов приказа судьи о доставке лишенного свободы лица в суд: ("Habeas corpus ad subjiciendum" — "ты обязан доставить личность в суд"). Этот институт возник еще в XV в. и окончательно был оформлен в 1679 г. К настоящему времени институт хабеас корпус получил широкое распространение во всех частях света (прежде всего в странах англосаксонской правовой системы и в Латинской Америке) как наиболее надежной конституционной гарантии права на свободу и личную неприкосновенность.
Главная функция института омбудсмена заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государства в целях защиты прав отдельных лиц, которые считают себя жертвами несправедливых действий со стороны государственной администрации. В соответствии с этим омбудсмен нередко выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим лицом и правительством.
В каждой стране институт омбудсмена имеет свои особенности, но при этом в осуществлении своих функций он соблюдает общие процедуры, принятые в мировой практике. Омбудсмен принимает жалобы от представителей общественности и расследует эти жалобы при условии, если они входят в сферу его компетенции.
В процессе расследования жалобы омбудсмену, как правило, предоставляется доступ к документам соответствующих государственных органов. Он может также заставить свидетелей, включая государственных чиновников, предоставить соответствующую информацию. Затем он делает заявление или дает рекомендации, основанные на этом расследовании. Результаты расследования обычно направляются лицу, подавшему жалобу, а также учреждению или органу, против которого направлена эта жалоба. В случае непринятия конкретных мер по рекомендациям омбудсмен может направить конкретный доклад в законодательный орган.
Необходимо особо отмечать, что в современных условиях существует сложная, многоуровневая международная система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит ООН.
Так, в системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека.
Это Генеральная Ассамблея и ее вспомогательные органы, Экономический и Социальный Совет и его вспомогательные органы, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека и др.
Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека она приняла много различных документов, относящихся к правам и свободам человека. Среди них можно назвать конвенции, касающиеся геноцида, расовой дискриминации, апартеида, беженцев, лиц без гражданства, прав женщин, вопросов рабства, брака, прав детей, молодежи, иностранцев, инвалидов и умственно отсталых лиц и т.д.
Большинство вопросов, относящихся к правам человека, Генеральная Ассамблея передает Третьему комитету, который занимается социальными, гуманитарными и культурными проблемами. Вопросы, затрагивающие область политики, международной безопасности разоружения, обычно передаются в Первый комитет или специальный политический комитет. Вопросы экономического характера передаются во Второй комитет. Четвертый комитет рассматривает вопросы деколонизации, Пятый – административные и бюджетные вопросы, Шестой – вопросы правового характера, возникающие при рассмотрении вопросов о правах человека.
Права человека находятся в центре внимания ЭКОСОС, который может давать рекомендации в целях поощрения положения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Он может также подготавливать для представителей Генеральной Ассамблеи проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам о правах человека. Совет создает комиссии в экономической и социальных областях и по поощрению прав человека.
Комиссия по правам человека была создана ЭКОСОС в 1946 г. Она состоит из государств-членов ООН, ежегодно проводит сессии, работающие в течение шести недель.
Комиссия проводит исследования по правам человека, готовит рекомендации и проекты международных документов. В частности, ею был подготовлен Международный билль по правам человека. Комиссия также выполняет специальные поручения Генеральной Ассамблеи, Экономического ЭКОСОС. Она осуществляет тесное сотрудничество со всеми другими органами ООН, в компетенцию которых входят вопросы прав человека. Кроме того, она оказывает помощь ЭКОСОС по координации деятельности, связанной с правами человека.
В соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах в сентябре 1976 г. был создан Комитет по правам человека. В его состав входят 18 членов, которые должны являться гражданами участвующих в Пакте государств и обладать высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах перед Комитетом ставит следующие основные задачи: принимать и рассматривать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте; на основе изучения их докладов высказывать государствам конкретные рекомендации, помогающие выполнять принципы Пакта на практике; получать сведения от одного государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств в соответствии с Пактом; получать и рассматривать жалобы от отдельных лиц, которые заявляют, что их права были нарушены тем или иным государством. Такие сообщения могут Комитетом приниматься лишь в случае, если государство является участником Пакта и Факультативного протокола к нему.
Все государства, которые ратифицировали Пакт, обязаны каждые пять лет представлять Комитету доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в Пакте. В целях оказания помощи правительствам в подготовке ими своих докладов Комитет вырабатывает общие руководящие принципы и рекомендации.
Комитет по правам человека через ЭКОСОС представляет Генеральной Ассамблее ежегодный доклад, в котором содержатся сделанные им выводы и рекомендации по обсуждаемым докладам. О практике рассмотрения Комитетом докладов государств, о решениях, рекомендациях и замечаниях, принятым по ним, сообщается в «Ежегоднике по правам человека», который издается ООН.
Важной функцией Комитета по правам человека является толкование положений Международного пакта о гражданских и политических правах. Это позволяет государствам-участникам достигать единства в понимании целей, объема и содержания прав, закрепленных в Пакте. Комментарии и замечания Комитета служат для государств руководством при применении положений Пакта, а также при подготовке ими своих докладов.
Информация о работе Механизм защиты прав и свобод в Зарубежных странах