Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 20:29, курсовая работа
Начало 90-х гг. было отмечено глубочайшими и необратимыми структурными изменениями в мире. Можно говорить о том, что главным из них стало окончание «холодной» войны. После Парижской встречи СБСЕ в ноябре 1990 года, где было принято заявление о том, что «страны Западной и Восточной Европы и их союзники больше не считают друг друга противниками» , «холодная» война перестала существовать в качестве определяющего фактора мировой политики.
Реакция НАТО на эти глобальные изменения не заставила себя долго ждать: подписанием Лондонской декларации в 1990 году на уровне глав государств и правительств НАТО был дан старт преобразованию альянса из военной организации в политическую.
В 1988 в Нагорном Карабахе, населенном преимущественно армянами, вспыхнул вооруженный конфликт. В самом Азербайджане из-за национальной розни были вспышки резни (Сумгаит, Агдам, оба 1988, Баку, январь 1990). После вспышек насилия в Баку, когда 200-тысячное армянское население вынуждено было бежать из города, были введены союзные войска. В феврале 1991 Верховным Советом Азербайджанской ССР принято название Азербайджанская Республика, в августе 1991 было провозглашено независимое государство Азербайджанская Республика.. С мая 1990 по март 1992 первым президентом независимого Азербайджана был Аяз Муталибов. Но влиятельный Народный фронт обвинил его в предательстве национальных интересов. Под его давлением Муталибов ушел со своего поста, в результате выборов в июне 1992 был избран бывший диссидент Абульфаз Эльчибей. Ему не удалось переломить ситуацию в Нагорном Карабахе, а в области экономики в его правление начался развал. В июне 1993 в Гяндже возник мятеж. 45-тысячный корпус полковника Сурета Гусейнова занял Баку и вынудил Эльчибея уйти в отставку. Власть перешла к Г. Алиеву, вернувшемуся из Нахичевани (где он возглавлял Верховный меджлис) в Баку. Он занял пост Председателя Верховного Совета, а затем в1993 легко победил на президентских выборах. Благодаря своему огромному авторитету ему удалось сохранить хорошие отношения с Россией и с Западом. Однако проблема Нагорного Карабаха была лишь «заморожена». В октябре 2003 президентом избран сын Г. Алиева, И. Алиев.
Национальный праздник — День Республики (28 мая).
ОТНОШЕНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА И НАТО:
Сотрудничество Азербайджана с НАТО, в частности в военной сфере, находится в центре внимания политических партий и организаций республики. Так относительно недавно, состоялось совместное заседание Совещательного Собрания и Демократического Альянса, включающих в себя про правительственные политические партии Азербайджана. Выступая на собрании, сопредседатель Партии Демократической Независимости Азербайджана (ПДНА) Мубариз Гурбанлы отметил, что вопрос обеспечения безопасности южных регионов Кавказа не раз находил свое отражение в документах НАТО. По его словам, это демонстрирует, что безопасность Азербайджана, как участника программы НАТО «Сотрудничество во имя мира» находится в центре внимания руководства этой организации. Он также сказал, что если Азербайджан стремится к защите территориальной целостности, независимости и безопасности, то он должен развивать, как политические, так и военные связи с НАТО.
В свою очередь заведующий идеологическим отделом проправительственной партии «Ени Азербайджан» Саяд Аран отметил, что незаконное обеспечение Армении российским вооружением направлено против независимости Азербайджана, который должен поступить адекватно и развить военные отношения с НАТО. По его мнению, представляемая им партия считает необходимыми предпринять подобные шаги. Кроме того, председатель Партии Социальной Справедливости считает нужным подчеркнуть важность рассматриваемого вопроса и предлагает создать рабочую группу по разработке проекта соответствующего документа. Председатель Центра Сотрудничества НАТО и Азербайджана Зияфет Аскеров предложил рассматривать вопрос о развитии отношений Азербайджана с НАТО через новую призму. Он в частности отметил, что Армения – единственная страна СНГ, с которой Россия заключила договор о военном сотрудничестве. И учитывая это, Азербайджан должен сделать серьезные шаги в деле развития военного сотрудничества с НАТО.
Член бюро Центрального Комитета Социал-демократической Партии Азербайджана Мубариз Ахмедоглы считает, что вопрос о вступлении Азербайджана в НАТО нереален, так как «в соответствии с Уставом НАТО, государство-участник территориальных конфликтов не может стать членом НАТО «.
Другая партия Азербайджана – Коммунистическая (председатель Саяд Саядов) выступила с осуждением предложения разместить военные базы HАТО на территории Азербайджана. В заявлении КЕПА выражено категорическое несогласие с идеей размещения военных баз HАТО в Азербайджане. По мнению коммунистов, государственные органы страны должны «отказаться от такой мысли», так как размещение этих баз противоречит Конституции Азербайджана, а также принципам независимости. В заявлении отмечено, что азербайджанский народ сам должен решать свою судьбу. Коммунисты уверены, что решение всех проблем Азербайджана надо искать на пути социализма.
Председатель партии Национальный Конгресс Ихтияр Ширинов отметил, что в последнее время возникли некоторые проблемы безопасности Азербайджана, и подчеркнул об усилении давления на Азербайджан со стороны тройки Россия – Армении – Ирана. В связи с этим отметил он, ПНК приняло заявление, в котором говорится о совершенных трагедиях в Азербайджане, в которых виновата Россия. В нем подчеркивается, что сопредседатель ОБСЕ России должен быть заменен турецким сопредседателем. Выражая позитивное отношение к идее официальных кругов о размещении военных баз НАТО в Азербайджане, председатель партии сказал, что нахождение баз в Азербайджане сможет создать равновесие в регионе.
Таким образом, руководством Азербайджана ориентация на новую политику в области военно-политической безопасности в основном аргументируется тем, что Азербайджану как суверенному государству необходимо предпринять ответные шаги на поставки оружия в Армению с целью обеспечения собственной безопасности. Как считает высшее руководство Азербайджана, в этих условиях сохранение своего суверенитета, возможно только в рамках военных союзов без России. Иными словами, достаточно откровенно перед Россией азербайджанской стороной ставится дилемма: если Армения и Россия заключают военный союз, то аналогичный союз с дружественным ему государством или государствами может заключить и Азербайджан.
О важности и
характере азербайджано-
2.6 СТРЕМЛЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА В НАТО:
Общие сведения:
Республика Узбекистан, государство в центральной части Средней Азии. Граничит с Казахстаном, Туркменистаном, Афганистаном, Таджикистаном и Киргизией. Площадь 447,4 тыс. км2. Население 26,0 млн. человек (2004). Официальный язык — узбекский. Столица — Ташкент.
Другие значительные города: Наманган, Самарканд, Андижан, Бухара, Фергана. В составе Узбекистана — Каракалпакская автономная республика (столица — Нукус), 12 областей, 1 город республиканского подчинения (Ташкент), а также 141 район, 124 города. Унитарная республика. Глава государства — президент. Законодательный орган — меджлис.
Входит в состав Содружества независимых государств (СНГ).
Население:
Основные народности:
узбеки (80%), русские (менее 5,5%), таджики
(5%), казахи (3%), каракалпаки (2,5%) и др.
Верующие — преимущественно мусульмане-
Географическое положение. Природно-климатические условия:
Большая часть расположена в пределах Туранской низменности, значительная часть которой занята пустыней Кызылкум. На северо-востоке и юге — предгорья и отроги Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая (высота до 4643 м); между ними расположены межгорные впадины: Ферганская, Зеравшанская, Чирчик-Ангренская и др.
Климат резко континентальный, засушливый. Средние температуры июля от +26 °С на севере до +32 °С на юге, января от -10 °С на северо-западе до +3 °С на юго-востоке. Осадков от 80-90 мм на равнине до 1000 мм в год в горах. Главные реки — Амударья, Сырдарья с притоками; Аральское море. Много искусственных озер-водохранилищ. Почвы преимущественно сероземные и серо-бурые. На равнинах преобладает пустынная растительность, в горах — степи, леса, горные луга. В Узбекистане создано св. 10 заповедников, наиболее крупный — Чаткальский. Народный парк Узбекистана.
Экономика:
Доля в валовом внутреннем продукте (1995, %): промышленность 32,6, сельское хозяйство 28. Производство электроэнергии 47,2 млрд. кВт·ч (1995), главным образом на ТЭС. Развитая горнодобывающая промышленность: добыча меди, серебра, золота, свинца, цинка, вольфрама, железа, марганца и др. Большие запасы природного газа, серы, озокерита, поваренной соли и др. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности: химическая (производство азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и пластмасс), машиностроение (преимущественно сельскохозяйственное, для текстильное промышленности), а также электротехническая, радиоэлектронная, приборостроительная, авиационная промышленность, производство химического и нефтяного оборудования, текстильная и легкая (хлопкоочистительная, хлопчатобумажная, шелковая и др.), пищевкусовая (в т. ч. плодоовощная, консервная, маслобойно-жировая).
Основа сельскохозяйственного производства — поливное земледелие. Посевная площадь 4194,2 тыс. га (1990), в т. ч. технические (в основном хлопчатник, а также табак, кенаф, масличные) — 47%, зерновые (рис, кукуруза, джугара и др.) — 24%, кормовые культуры — 23%. Плодоводство, виноградарство, овощеводство, бахчеводство. Валовой сбор (1992, тыс. т): хлопка-сырца 4126, зерна 976,9, овощей 2367,8, винограда 374,3, плодов и ягод 368,3. Доля орошаемых сельскохозяйственных угодий 98% (1994). Главные отрасли животноводства — овцеводство (в т. ч. каракульское), молочно-мясное скотоводство; разводят лошадей, верблюдов. Шелководство. Эксплуатационная длина железных дорог 3,4 тыс. км (1996); длина автодорог общего пользования 78,4 тыс км (1997). Судоходство по Амударье. Трубопроводный транспорт. Экспорт: сельскохозяйственная продукция (главным образом хлопок, а также шелк-сырец, шерсть, каракуль, овощи, фрукты, виноград и др.), цветные металлы, машины и оборудование, природный газ, ткани и др. Основные внешнеторговые партнеры: Россия, государства Средней Азии, Казахстан. Активно развиваются внешнеэкономические связи с Турцией, Ираном, Индией, Китаем, европейскими странами.
Денежная единица — сум.
История:
С 8 в. до н. э. существовали древнейшие государства Бактрия, Хорезм, Согд, Парфия. К 6-4 вв. относятся нашествия иранских Ахеменидов, войск Александра Македонского. В 3-2 вв. в государстве Селевкидов, Греко-Бактрийском царстве. Во 2 в. до н. э. — 8 в. н. э. — государства Кангюй, Фергана, Тохаров, Эфталитов, Кушанское царство, Тюркский каганат и др. В 8 в. территория завоевана Арабским халифатом; произошли антиарабские народные восстания (Муканны и др.). В 9-13 вв. входила в государства Саманидов, Караханидов, Хорезм. В 13-15 вв. в государстве Тимуридов. В 15 в. возникло узбекское государство Шейбанидов. С 16 в. Бухарское и Хивинское, с 18 в. Кокандское ханства. В 60-70-х гг. 19 в. часть территории Узбекистана присоединена к России (Самаркандская и части Ферганской, Семиреченской и Сырдарьинской областей). В ноябре 1917 — марте 1918 установлена советская власть, основная часть территории вошла в состав Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республики. 27.10.1924 образована Узбекская Советская Социалистическая Республика; с 1925 в составе СССР как союзная республика, в августе 1991 принят Закон о государственной независимости.
Национальный праздник — День независимости (1 сентября).
ОТНОШЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА И НАТО:
Сильное землетрясение и последовавшие за ним оползни опустошили окрестности Ферганы. 1050 узбекских спасателей и 225 их коллег более чем из 20 стран – среди них восемь немцев из организации по ликвидации последствий техногенных катастроф – принимают участие в спасательной акции. Таков сценарий трехдневных учений в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» в узбекской части Ферганской долины. Однако за тем, что с военной точки зрения выглядит совершенно невинно, кроются важные стратегические процессы.
Хотя военные не принимали участия в учениях, но то, что Узбекистану удалось привлечь в страну спасателей, уже указывает серьезное отношение НАТО к узбекскому стремлению вступить в альянс.
Если Узбекистану удастся устранить препятствия, мешающие открыть данные военного характера, он уже скоро сможет играть активную роль в работе комитета планирования и контроля НАТО – органа, членами которого до своего вступления в НАТО были восточноевропейские страны. Требование об открытии данных вызвано тем, что Узбекистан, одна из немногих стран, к июню 2002 года не предоставила никакой информации о своих вооруженных силах.
Однако решающим для приема в НАТО будет другое – согласие США как главного члена альянса. Америка пока еще никак не высказалась по этому поводу, но то, что она приветствует решение Узбекистана о вступлении в НАТО – ни для кого не тайна. Узбекистан стал к близким союзником США в стратегически важном для них регионе. Несмотря на тот факт, что население почти единогласно было против войны с Ираком, Узбекистан вошел в «коалицию согласных». На аэродроме «Карши», на юго-западе страны, после 11 сентября 2001 года было расквартировано около трех тысяч солдат США. И похоже, надолго. Поскольку, в отличие от Киргизии, присутствие военных США в Узбекистане не зависит от развития событий в Афганистане.
И вообще, США в последнее время стали в постсоветской Средней Азии ведущей силой. Даже Таджикистан после 11 сентября предложил использовать один свой аэропорт для войны США против Афганистана. Тем не менее предпочли более стабильную Киргизию. И в Казахстане самолеты США в крайних случаях, которые всегда интерпретируются в зависимости от обстоятельств, имеют право посадки. Это значит, что США могут вести себя в Средней Азии по отношению к России так, как им хочется.
Военное присутствие обращено, прежде всего, против страны, которая только в отдаленной перспективе может стать стратегическим соперником. От Узбекистана до западной границы с Китаем всего 150 километров.
2.7 СТРЕМЛЕНИЕ ГРУЗИИ В НАТО:
Общие сведения:
Республика
Грузия, (Сакартвело, Sakartvelo), государство
в центральной и западной
Другие крупные города: Кутаиси, Батуми, Рустави. Разделена на 65 районов. В ее составе официально находятся национальные образования — Абхазия, Южная Осетия (де-факто центральной власти не подчиняются) и Аджария.