Всякое международно-правовое
деяние, которое не является международным
преступлением, признается международным
деликтом, или ординарным правонарушением.8
В международном праве
предусмотрено два вида ответственности
государства: материальная и нематериальная
(политическая). Материальная ответственность
применяется посредством репарации,
т.е. материального, в основном денежного
возмещения ущерба, или ресторации,
т.е. восстановления нарушенного состояния
природной среды. Международная
практика свидетельствует о том, что причинение
вреда природной среде, как правило, влечет
возмещение только прямого ущерба.9
Нематериальная (политическая)
ответственность применяется в
разных формах: сатисфакции (к примеру,
принесение извинений, наказание государством
виновных), применения экономических
и иных санкций вплоть до применения
вооруженной силы.10
Характерно то, что лишь
немногие международные конвенции,
договоры и соглашения предусматривают
меры ответственности. Как правило,
в них не устанавливаются конкретные
санкции за совершаемые экологические
правонарушения. В некоторых международных
актах в области охраны окружающей
среды, касающихся ее загрязнения, ответственность
регулируется достаточно подробно.
Так, Брюссельская конвенция
о гражданской ответственности
за ущерб от загрязнения нефтью (1969
г.) установила объективную ответственность
судовладельца за ущерб от загрязнения
нефтью, причиненный в территориальных
водах прибрежного государства
судами, принадлежащими государству, подписавшему
Конвенцию, которые используются в
коммерческих целях. Собственник судна
отвечает за всякий ущерб от загрязнения
моря, который явился результатом утечки
или слива нефти.
Данная Конвенция предусматривает
обязательное страхование ответственности
за ущерб от загрязнения при перевозке
судном более 2000 т нефти наливом.
В качестве альтернативы страхованию
Конвенция дает владельцу судна
возможность предоставить иное финансовое
обеспечение, к примеру гарантию банка
или свидетельство, выданное международным
компенсационным фондом, на сумму, соответствующую
пределу ответственности, установленному
Конвенцией. Каждому судну, выполнившему
это требование, выдается свидетельство.
При его отсутствии судну может быть запрещено
заходить или покидать порт государства
– участника Конвенции.
В Брюссельской конвенции
установлен предел ответственности, равный
210 млн. условных золотых франков (2 тыс.
франков за 1 регистровую тонну вместимости
судна). Собственник судна может быть освобожден
от ответственности, если докажет, что
ущерб:
• явился результатом военных
действий, враждебных действий или
стихийного явления;
• был всецело вызван
действием или бездействием третьих
лиц с намерением причинить ущерб
или
• был всецело вызван
небрежностью или иным неправомерным
действием правительства или
другого органа власти, отвечающего
за содержание в порядке огней
и других навигационных средств.
Женевская конвенция
о гражданской ответственности
за ущерб, причиненный при перевозке
опасных грузов автомобильным,
железнодорожным и внутренним
водным транспортом (1989 г.), установила,
что за ущерб, причиненный любым
опасным грузом в ходе его
перевозки, с момента инцидента
ответственность несет перевозчик.
Как и по Брюссельской конвенции,
перевозчик освобождается от
ответственности, если докажет,
что ущерб явился результатом
военных действий, враждебных действий
или стихийного явления; вызван действием
третьих лиц с намерением причинить ущерб.
Особый пример возложения
международной ответственности
за вред, причиненный природной среде,
представляет ответственность, применяемая
вследствие военных действий. Несмотря
на действие Конвенции о запрещении
военного или любого иного враждебного
использования средств воздействия
на природную среду (1977 г.), в ходе
войны в Персидском заливе осуществлялось
преднамеренное крупномасштабное разрушение
природной среды в военных
целях. Уже через несколько дней
после начала войны действия иракских
войск привели к разливу 6-8 млн.
баррелей кувейтской нефти в воды
Персидского залива. За 4 дня бомбардировок
Ирак взорвал большую часть из
1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате
чего возникли пожары на почти 600 нефтяных
скважинах и были залиты нефтью огромные
площади страны. Совет Безопасности
Организации Объединенных Наций в резолюции
№ 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность
Ирака перед иностранными государствами,
физическими и юридическими лицами за
ущерб, нанесенный окружающей среде, и
за уничтожение природных ресурсов в результате
вторжения в Кувейт. В соответствии с этой
резолюцией был создан фонд, средства
в который должны поступать от Ирака в
сумме, составляющей около четверти его
годовых доходов от добычи нефти. Эти средства
предназначались для покрытия ущерба,
который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.11
Важным элементом международного
экологического правонарушения служит
причинно-следственная связь между
противоправным поведением субъекта международного
права и причиненным экологическим
ущербом. Существенное значение имеет
вина правонарушителя. Одновременно в
современной международной практике применяется
и безвиновная или объективная (strict liability)
ответственность.
В соответствии с современным
международным правом международные
правонарушения подразделяются на преступления
и деликты. Понятие международного
преступления определено в ст. 19 Проекта
статей о международной ответственности,
разработанного Комиссией международного
права. Это — международно-правовое
деяние, возникающее в результате
нарушения государством международного
обязательства, столь основополагающего
для обеспечения жизненно важных
интересов международного сообщества,
что его нарушение рассматривается
как преступление перед международным
сообществом в целом. В соответствии
с международными нормами права
окружающей среды международные
экологические преступления могут,
в частности, быть результатом тяжкого
нарушения международного обязательства,
имеющего основополагающее значение для
защиты окружающей среды, — такого,
как обязательство, запрещающее
массовое загрязнение атмосферы
или морей.
Всякое международно-правовое
деяние, которое не является международным
преступлением, признается международным
деликтом, или ординарным правонарушением.
В международном праве
предусмотрено два вида ответственности
государства: материальная и нематериальная
(политическая). Материальная ответственность
применяется посредством репарации,
т.е. материального, в основном денежного
возмещения ущерба, или ресторации,
т.е. восстановления нарушенного состояния
природной среды. Международная
практика свидетельствует о том,
что причинение вреда природной
среде, как правило, влечет возмещение
только прямого ущерба.
Нематериальная (политическая)
ответственность применяется в
разных формах: сатисфакции (к примеру,
принесение извинений, наказание государством
виновных), применения экономических
и иных санкций вплоть до применения
вооруженной силы.
Характерно то, что лишь
немногие международные конвенции,
договоры и соглашения предусматривают
меры ответственности. Как правило,
в них не устанавливаются конкретные
санкции за совершаемые экологические
правонарушения. В некоторых международных
актах в области охраны окружающей
среды, касающихся ее загрязнения, ответственность
регулируется достаточно подробно.12
Так, Брюссельская конвенция
о гражданской ответственности
за ущерб от загрязнения нефтью (1969
г.) установила объективную ответственность
судовладельца за ущерб от загрязнения
нефтью, причиненный в территориальных
водах прибрежного государства
судами, принадлежащими государству, подписавшему
Конвенцию, которые используются в
коммерческих целях. Собственник судна
отвечает за всякий ущерб от загрязнения
моря, который явился результатом
утечки или слива нефти.
Данная Конвенция предусматривает
обязательное страхование ответственности
за ущерб от загрязнения при перевозке
судном более 2000 т нефти наливом.
В качестве альтернативы страхованию
Конвенция дает владельцу судна
возможность предоставить иное финансовое
обеспечение, к примеру, гарантию банка
или свидетельство, выданное международным
компенсационным фондом, на сумму, соответствующую
пределу ответственности, установленному
Конвенцией. Каждому судну, выполнившему
это требование, выдается свидетельство.
При его отсутствии судну может
быть запрещено заходить или покидать
порт государства — участника
Конвенции.13
Глава 2 Международная
ответственность за невиновное причинение
ущерба
1.1 Международная ответственность
за невиновное причинение ущерба окружающей
среде
Невиновное причинение вреда
независимо от характера и размера
наступивших последствий полностью
исключает уголовную ответственность.
Невиновное причинение вреда в отличие
от небрежности характеризуется
отсутствием одного из критериев
небрежности: объективного или субъективного.
Невиновное причинение вреда, так называемый
"случай" ("казус"), характеризуется
тем, что лицо не осознавало и по обстоятельствам
дела не могло осознавать общественной
опасности своих действий (бездействия)
либо не предвидело возможности наступления
общественно опасных последствий и по
обстоятельствам дела не должно было или
не могло их предвидеть, что исключает
интеллектуальную и волевую составляющие
вины.14
На данный момент существует
достаточно большое количество международно-правовых
актов, регулирующих отношения в
сфере охраны окружающей природной
среды. Однако они регулируют отношения
в специальных областях и предусматривают
ответственность за неправомерную
деятельность, в то время как значительная
часть ущерба окружающей природной
среде причиняется деятельностью,
не запрещенной международным правом.
Поэтому необходим единый международно-правовой
акт, регулирующий вопросы ответственности
и предотвращения ущерба, возникающего
в результате правомерной деятельности.
Как отмечает В.А. Василенко, "на современном
этапе развития международного права
не существует общепризнанной правовой
нормы, предусматривающей обязанность
возмещения любого невиновно причиненного
вреда... Этот вопрос решается путем заключения
специальных соглашений, предусматривающих
обязанность возмещения ущерба, причиненного
лишь определенными в них видами источников
повышенной опасности". Комиссия международного
права Организации объединенных Наций
(далее ООН) разработала Проект статей,
предусматривающих порядок предотвращения
трансграничного ущерба от не запрещенных
международным правом видов деятельности.
В настоящее время Комиссия продолжает
работу над указанным Проектом в русле
темы "Международная ответственность
за вредные последствия действий, не запрещенных
международным правом".15
В теории международного права
нет единого мнения о применимости
в этой правовой системе понятия
вины. В международном праве предусмотрены
и случаи ответственности за совершение
определенных действий, которые сами
по себе являются правомерными, что
привело к появлению правовой
концепции абсолютной ответственности
за невиновное причинение вреда. К актам
такого рода относится Конвенция
о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими
объектами, 1972 года, статья 11 которой устанавливает,
что запускающее государство "несет
абсолютную ответственность за выплату
компенсации за ущерб, причиненный его
космическим объектом на поверхности
земли или воздушному судну в полете".
Данный тип ответственности не является
общим принципом ответственности и существует
только в договорном праве, то есть абсолютная
ответственность не распространяется
на случаи, не регламентированные специальными
договорами.16
Известно, что многие международные
отношения и международно-правовое
регулирование не имеют экономического
содержания. Соответственно этому неисполнение
обязанностей, не имеющих экономического
содержания, ведет к причинению ущерба
нематериального характера, который выражается
в лишении потерпевшего государства политико-правовых
благ, посягательстве на его честь и достоинство.
Объем нематериального ущерба в международной
практике исчисляется в зависимости от
причинно-следственных связей между противоправным
поведением государства-правонарушителя
и причиненным им нематериальным ущербом.
Объем нематериального ущерба
не имеет денежного или самостоятельного
выражения. Здесь важное значение имеют
не столько количественные, сколько качественные
характеристики нематериального ущерба
и сам характер международного правонарушения,
вызвавшего данный ущерб. В любом случае
при определении объема нематериального
ущерба должны приниматься во внимание
только те слагаемые, которые находятся
в прямой причинно-следственной связи
с противоправным деянием государства-правонарушителя
и представляют собой нематериальные
лишения потерпевшего субъекта международного
права и в каждой конкретной ситуации.
В международном праве
сложилась общепризнанная норма, согласно
которой при ответственности
за международные преступления ее объем
может быть весьма значительным и
проявляется в ограничении суверенитета
государства-правонарушителя наряду
с максимально полным возмещением
материальных убытков, причиненных
потерпевшим субъектам международного
права. Что касается нематериальной
ответственности, то она должна возлагаться
на государство, совершившее международное
преступление, в полном объеме и
может предусматривать ограничения
его суверенитета и правоспособности.
Именно в этом выражалась ответственность
Германии после Второй мировой войны.17 В международно-правовой доктрине
признана концепция объективной (безвиновной)
ответственности государства, возникающая
в связи с деятельностью, не запрещенной
международным правом, невиновно причинившего
материальный ущерб, вызванный источником
повышенной опасности, к управлению которым
причастно государство. Порожденные научно-технической
революцией новые виды человеческой деятельности
умножили вероятность наступления событий,
вследствие которых может быть причинен
значительный материальный ущерб. Такой
ущерб может быть причинен, например, когда
происходит падение на землю космического
аппарата или его частей, аварии судна
с ядерным двигателем и когда вследствие
этого имеются человеческие жертвы и разрушения.