Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:57, контрольная работа
Проблема защиты прав человека возникла еще задолго до создания Организации Объединенных Наций. Но лишь с принятием Устава ООН было положено начало широкомасштабному межгосударственному сотрудничеству в этой области. Содействие международному сотрудничеству в деле защиты основных прав и свобод человека - одна из главных целей Устава ООН наряду с поддержанием международного мира и безопасности, разрешением международных проблем в области экономической, социальной и других.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения и основное содержание женского вопроса в России в конце XIX - начале XX века……………………………………………...5
2. Права женщин в контексте прав человека…………………………………14
3. Недостатки системы прав человека в сфере защиты женских прав……...21
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………………….30
Международная защита прав женщин.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Введение
Проблема защиты прав человека
возникла еще задолго до создания
Организации Объединенных Наций. Но
лишь с принятием Устава ООН было
положено начало широкомасштабному
межгосударственному
Хотя права человека обсуждаются
во всем мире, права женщин практически
не затрагивались. Во многих странах
женщины до сих пор не принимают
участия в принятии политических
решений. Особенно в мусульманских
странах, женщины практически исключены
из общественной сферы и не присутствуют
ни в одном из органов управления,
а также и во многих международных
организациях, например ООН. Отсутствие
женщин при решении международных
вопросов очевидно, даже в таких
странах, как Китай и Россия, где
равноправие являлось общественной
политикой.
Мы живем в мире, где основные национальные
и международные органы законодательной
власти созданы и управляются мужчинами
с явной целью или непреднамеренно способствующие
дальнейшей эксплуатации женщин. Пора
чтобы права человека, которые непосредственно
влияют на жизнь женщин, рассматривались
также серьезно и внимательно, как политические
и гражданские права, на которые в основном
обращают внимание мужчины.
Право на питание, одежду, убежище, здоровье,
образование, труд, личную безопасность
всегда считались основными правами человека,
которые влияют на жизнь людей независимо
от их происхождения, статуса, возраста,
цвета кожи, политических или гражданских
позиций.
Право на питание. Во многих обществах мужчины и женщины не могут принимать еду вместе, хотя женщины чаще отвечают за её приготовление. Мужчины и старшие мальчики обычно едят первыми, а женщины и дети едят после и им остаются остатки. В Африке, Ближним Востоке и Азии это является правилом. Недоедание и анемия частое явление особенно среди женщин детородного возраста во всех странах, где мужчины первые имеют право на прием пищи. Во многих штатах в Индии женщин меньше чем мужчин. Девочки умирают чаще, чем мальчики, из-за недоедания. Во многих обществах все еще существует детоубийство девочек.
Право на убежище. Среди беженцев во многих частях света преобладают женщины и их дети, лишенные жилища и в основном зависящие от мужчин. Женщин до сих пор во многих обществах разводят без их согласия, глава семьи мужчина не только наследует дом и всю собственность, но и часто может выгнать женщину без её согласия. Она остается без крыши над головой и какой-либо экономической поддержки.
Настоящее исследование состояния прав человека в обществе должно включать в себя не только политические и гражданские права, но и права семьи: статус каждой личности в социуме. Равные права отражают равноправие между мужчинами и женщинами и их равноправный статус в семье. Человеческие взаимоотношения, основанные на равенстве между мужчиной и женщиной, это основа прав человека и справедливости в каждой семье и обществе и, наконец, нации. Развитие и мир построены, прежде всего, на равенстве между мужчинами и женщинами, откуда вытекает равенство всех народов мира. Поэтому исследования по правам человека на международном уровне, прежде всего, должны затрагивать права человека на уровне семьи.
Испокон времён женщина перед законом была в неравном положении с мужчинами, и это положение было естественным в силу своего времени и эпохи, закон только подтверждал эти традиции и нормы. Иными словами государственная политика Российской Империи в сфере гражданских и политических прав женщин последовательно осуществляла принципы непризнания их в качестве субъекта общественного развития, закрытости доступа к управлению на всех уровнях.
В сфере семейных отношений на протяжении всего XIX в. женщина являлась неким объектом власти мужчины в семье, даже существом, полностью зависимым от родителей и прежде всего от мужа. Это обстоятельство ставило ее в унизительное и зависимое положение, можно провести аналогию с несовершеннолетним ребенком целью которого было "защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи" 1. В понимании общества середины XIX в. жена имела только обязанности, такие как "повиноваться мужу своему, как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и в неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность (с оговоркой) как хозяйка дома"2. Так получается, права были, или это было как следствие права? Что значит хозяйка дома? В том понимании как в XIX в., это было обычно и не приоритетно, хозяйка означало то, что жена должна прислушиваться к мужу в плане хозяйства, данного мужем. Поскольку считалось, если жена отступит от этого ведения хозяйства, соответственно она будет в немилости мужа. Бытовавшая в то время поговорка: "Бей жену к обеду, а к ужину опять без боя за стол не сядь"3, красноречиво и совсем ясно характеризовала положение жены в ведении этого хозяйства.
Что же касается брака, в
дореволюционном русском праве
действительным признавался только
религиозный брак. Согласно закону,
развод, как и самовольное расторжение
брака, были запрещены. Несмотря на то,
что с юридической точки
Преимущественное положение мужчин перед женщинами было установлено законом и в вопросе о праве наследования. Здесь при совместном наследовании сына и дочери ближайшее право наследования принадлежит сыновьям и их потомству; дочерям же выделяется из наследственного имущества лишь одна четырнадцатая часть из недвижимого имущества и одна восьмая из движимого, но супруги наследуют друг другу на одинаковых основаниях. А вдова и вдовец имеют одинаковое право на получение указанной части из имущества умершего супруга - одну восьмую часть из недвижимого и одну четвёртую из движимого имущества. Права состояния женщины, кроме общего порядка приобретения их по рождению, приобретаются также через брак и определяются следующим образом: жена следует состоянию мужа, а если жена по роду принадлежит низшему сословию, то после вступления в брак она получает все права и преимущества, сопряжённые с его состоянием. Сюда же и относилось приобретение чина и звания мужа. Причём эти права сохранялись за ней даже тогда, когда муж за преступление будет лишён прав своего состояния6.
Что же касается уголовного законодательства, то здесь мужчины и женщины состояли в одинаковом положении, за исключением тех случаев, когда строгость карательного закона смягчалась для женщин, в виду её исключительного положения, вызываемого слабостью. Так женщины были отстранены от всех телесных наказаний и пользовались особенной снисходительностью в период беременности.
Сказанное свидетельствует,
что женщина в некоторых
Но сохранялись барьеры в области образования. На данном этапе истории, женщины ни под каким видом не могли допускаться к слушанию лекций в университетах, поскольку в планы правительства высшее женское образование никак не входило.
Ещё со второй половины XIX в.
русская женщина стала
Положение женщины в прошлом делало её заложницей застоя и неподвижности: заключенная в узкую сферу семейной жизни, с её мелкими бытовыми заботами, она не видела перед собой других горизонтов, других интересов, кроме домашних устремлений.
Что же подвигло женщину на требование прав на развод, на образование, профессию, труд?
На протяжении всего XIX в. происходят изменения в сфере экономических и политических отношений. Освобождение крестьян и эпоха реформ произвели громадный переворот в умах. Все эти изменения не могли пройти вне общества и социального развития. В условиях общественного подъема в стране стало развиваться так называемое женское движение. На начальном этапе своего развития, на этапе становления, женщины искали поддержку со стороны общества. И только выводили на первый план идеи о равноправии мужчин и женщин и выступали против дискриминации в вопросах образования, труда, самостоятельности в выборе целей и форм деятельности и активного сотрудничества с прогрессивно мыслящими мужчинами из числа интеллигенции, что отражало новые процессы в социально-экономическом развитии европейской цивилизации7.
Таким образом, в результате
социально-экономических
Последствия реформы 1861 г. стали основной причиной привлечения женщин в общественное производство. На первых порах речь шла в основном о дворянстве, которое стремительно стало разоряться, и было вынуждено пойти зарабатывать себе на жизнь самостоятельным трудом. Именно эти благородные девицы и стали активными участницами женского движения и выступили первыми поборницами равноправия женщин. Так появились женщины нового типа или "новые женщины" - самостоятельные, образованные, ориентированные на деятельность в публичной сфере.Б. Пиетров-Энкер совершенно справедливо называет этот слой бюргерско-гражданским8. По ее мнению, для того чтобы описать этот процесс необходимо рассмотреть и раскрыть особенности ментальных процессов, которые породили "нового человека" - продукт социально-культурной модернизации России в конце XIX начале XX в. Автор берет это определение из литературы того времени, где огромным влиянием пользовались произведения И.С. Тургенева и Н.Г. Чернышевского, которые представили широкомасштабную программу эмансипации, дополнившую широкомасштабную идею равенства полов концепциями ранних социалистов. Где стержнем являлось освобождение женского пола от традиционных ограничений. А именно принятие самостоятельного решения вместо веры в сложившиеся порядки, развитие в себе осознания своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, избрание себе своей жизни и пути развития и, наконец, прогресс. Создание своего "Я", образование, труд - всё это отличало так называемую нигилистическую среду, в которой сочеталось стремление обеспечить критику старого порядка и несоответствия традиционных устоев со стремлениями общества. Но следует иметь в виду, что эта концепция стала частью культурной жизни прогрессивной интеллигенции и скорее всего интеллигенции из числа представителей революционно-демократического и либерального толка. Эти вопросы были в центре внимания в творчестве Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева, Н.А. Михайлова, Д.И. Ушинского и многих других.
А уже в конце 1870-х годов эти идеи равноправия начали пропагандировать и женщины. Среди них стоит отметить роль таких женщин, как М.К. Цебрикова, Е. И Конради, М.В. Трубникова, А.Н. Шабанова, Н.В. Стасова, А.П. Философова. В первую очередь причины обращения к "женскому вопросу" предстают по воспоминаниям этих женщин как усвоение и реализация популярных идей, или, выражаясь социологическим языком, генерализированных представлений своего времени9. "Это было в воздухе. Эмансипация женщин была на языке у всех передовых людей", - писала А.В. Тыркова в своем исследовании о жизни и деятельности А.П. Философовой10, построенном в значительной степени на личных беседах с последней. Известная общественная деятельница М.К. Цебрикова при подготовке статьи "Женское движение за 25 лет" опросила многих участниц женского движения о причинах "их прихода в женский вопрос", в том числе А.Н. Евреинову, А.П. Философову, А.В. Жаклар, Н.А. Белозерскую, С.В. Ковалевскую. Мнения респонденток совпали. "Жизнь учила, и всё носилось в воздухе"11 - ответили они. Подъём духа был всеобщий, появилось восторженное состояние, охватившее не только молодых, но даже людей пожилых, выросших при иных тяжёлых условиях12. Генерализированные представления об уважении к личности, о принципиальном равенстве людей, о долге образованных классов перед народом были широко распространены среди представителей образованных групп и являлись своего рода знаком передового мышления. Эти убеждения определяли соответствующие формы коллективных действий, такие как "устройство кружков для взаимной помощи … в складчинах для устройства библиотек, частных школ, курсов, чтений … в распространении образования и в низших классах… в устройстве всякого рода ремесленных заведений на общие средства …на началах ассоциации"13. Включаясь в общественную работу, будущие лидеры женского движения еще не выделяли сферой своей деятельности решение проблем именно женщин. Они действовали в соответствии с распространенными идеями о долге перед народом. Поэтому первые организации, созданные женщинами, были организации предоставляющие возможности достойной жизни для "низших" классов без различия пола. Так, в Петербурге первой женской инициативой была создание "Общества доставления средств для беднейших жителей Петербурга", а в Москве - "Общество распространения полезного чтения". К женской проблематике лидеры движения пришли не сразу, а в ходе своей практической деятельности, которая затем послужила эмпирической базой их убеждений.