Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 14:57, контрольная работа
Проблема защиты прав человека возникла еще задолго до создания Организации Объединенных Наций. Но лишь с принятием Устава ООН было положено начало широкомасштабному межгосударственному сотрудничеству в этой области. Содействие международному сотрудничеству в деле защиты основных прав и свобод человека - одна из главных целей Устава ООН наряду с поддержанием международного мира и безопасности, разрешением международных проблем в области экономической, социальной и других.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Причины возникновения и основное содержание женского вопроса в России в конце XIX - начале XX века……………………………………………...5
2. Права женщин в контексте прав человека…………………………………14
3. Недостатки системы прав человека в сфере защиты женских прав……...21
Заключение……………………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………………….30
Одновременно с проблемами "низших" классов эти женщины решали проблемы собственной социальной группы, в частности проблему самореализации женщин образованных классов в публичной сфере. Шел процесс поиска женского идеала, соответствующего мужскому идеалу эпохи - гражданина, работающего на пользу общества. Перед "новыми женщинами" стояла проблема нахождения собственной ниши в общественной работе, идеологического и организационного оформления женского участия в созидательной работе "передовых людей". В итоге они сыграли решающую роль в становлении женского движения.
Мотивом участия в движении явился также мотив личностной самореализации в публичной сфере. Участницы движения были, прежде всего личностями с сильной мотивацией к самореализации. Воспоминания о М.В. Трубниковой дает нам представление о её характере и личных качествах как одной из основательниц женского движения России: "Она была настоящая, прирожденная общественная деятельница, у которой светлый ум сочетался с упорной и сосредоточенной волей, которая умела и хотела привлекать людей к определенной задаче, сплачивать их, пробуждать в них желание работать и приносить пользу", а поскольку "…для натуры деятельной нет горше обиды, как вынужденная пассивность", то "…на борьбу за право проявляться, за право участвовать в созидании жизни отдала эта молодая, умная славная женщина всю свою энергию, всю свою душу"14. А мотив самореализации позже стал переплетаться с влиянием такого фактора, как неудовлетворенные ожидания личности со стороны женщины. Особенно в ситуации, когда перед глазами реализовывались возможности мужчин того же социального слоя. Это утверждение хорошо иллюстрирует цитата из воспоминаний о М.В. Трубниковой: "Сознание того, что менее способные, менее преданные идеям мужчины могут найти применение для своих сил, а она как женщина, осуждена на общественное бездействие, не может принести всей пользы, о которой мечтает, придавало особую страстность ее феминизму".
Таким образом, самоутверждение
шло через реализацию личных установок
нравственного, идеологического и,
может быть, даже политического характера,
путем мобилизации собственных
ресурсов и ресурсов своего окружения.
Наличие личных, внутренних ресурсов
и доступа к внешним ресурсам
давали возможность реализации своих
устремлений. Помимо вышесказанных: принадлежности
к привилегированным слоям
Только в конце XIX века - начале XX в. проблемы и вопросы в положении женщин в обществе занимали умы всё большего числа учёных, писателей и государственных деятелей. Которые стали освещать проблемы раскрепощения женщин, уравнения их в правах с мужчинами, вовлечение в общественно-политическую жизнь и многие другие вопросы. Таким образом, всё настойчивее стали звучать мысли о том, что женщина и признание за ней прав обусловлено интересами государства, общества и культуры.
Вопросам
статуса женщин, их юридического и
фактического равенства ООН уделяет
пристальное внимание. Улучшение
положения большей части
В течение многих лет ООН была определяющим фактором в процессе содействия признанию прав женщин как основных прав человека, кодификации этих прав в юридически обязательных международных соглашениях и поощрению более глубокого осознания центральной роли женщин в миростроительстве, а также в социально-экономическом развитии.
Генеральная Ассамблея ООН положила начало усилиям Экономического и Социального Совета, которые привели к проведению в 1948 году в Женеве Конференции Организации Объединенных Наций по свободе информации и к подготовке проектов конвенций по данной проблеме. Другие резолюции Генеральной Ассамблеи касались, к примеру, вопроса о равенстве между мужчинами и женщинами, особенно в области политических прав, защиты прав профессиональных союзов и запрещения принудительного труда. Последние два вопроса, относящиеся к компетенции Международной организации труда (МОТ), рассматривались Генеральной Ассамблеей по просьбе этого специализированного учреждения и в сотрудничестве с ним.
С 1946 по 1948 год Экономический и Социальный Совет принял ряд важнейших решений по организационным вопросам. В 1946 году, в соответствии со статьей 68 Устава, он учредил Комиссию по правам человека, первоочередной задачей которой стала выработка международного билля о правах. В том же году вопросы, касающиеся положения и прав женщин, были переданы из компетенции подкомиссии экспертов в ведение межправительственной Комиссии, подотчетной непосредственно Совету.6
Решениями, принятыми на первой и второй сессиях Экономического и Социального Совета в 1946 году, Комиссия уполномочена представлять Совету предложения, рекомендации и доклады, в том числе и о предупреждении дискриминации по признаку расы, пола, языка или религии.
Первоначально, в феврале 1946 года, Экономический и Социальный Совет постановил учредить этот орган как одну из подкомиссий Комиссии по правам человека в составе экспертов, действующих в своем личном качестве. Однако на своей второй сессии, в июне 1946 года, Совет придал этому органу статус межправительственной комиссии, представляющей доклады непосредственно Совету. Важную роль в повышении статуса Комиссии сыграли предложения заинтересованных неправительственных организаций, однако большинство их полагало, что Комиссия должна сохранить свой неправительственный характер.
Резолюция 11(II) Экономического и Социального Совета предусматривает, что функцией Комиссии является «подготовка рекомендаций и докладов Экономическому и Социальному Совету о защите прав женщин в политической, экономической, социальной и просветительной областях»; она также «дает рекомендации Совету по срочным проблемам». Согласно рекомендации, вынесенной Комиссией по положению женщин на ее первой сессии (1947 год), Экономический и Социальный Совет расширил мандат Комиссии, включив в него поощрение гражданских прав женщин. Совет прямо заявил, что рекомендации по «срочным» проблемам, относящимся к правам женщин, должны быть направлены на проведение в жизнь принципа равенства между мужчинами и женщинами и что Комиссия должна предложить способы выполнения таких рекомендаций.
Членами Комиссии являются правительственные эксперты, избираемые Советом. Число ее членов возросло с 15 до 45; они избираются согласно критериям географического представительства, аналогичным тем, которые регулируют избрание членов Совета и Комиссии по правам человека.
Было предусмотрено, что Комиссия должна собираться на очередную сессию один раз в год. С 1971 по 1989 год такие сессии проводились каждые два года. С 1989 года Комиссия вновь собирается ежегодно; этот порядок сохранялся до 2000 года.
С самого начала наблюдатели
от неправительственных
На своих первых заседаниях в 1948 и 1949 годах Комиссия начала разрабатывать программу своей работы, особенно по вопросам гражданства замужней женщины (эту тему Комиссия изучала с начала 1948 года), политических прав женщин и согласия на вступление в брак.7
Что касается индивидуальных сообщений, то конфиденциальная процедура, предложенная Комиссией по положению женщин и принятая Экономическим и Социальным Советом 5 августа 1947 года, была весьма сходна с применяемой в Комиссии по правам человека. Однако в отличие от Комиссии по правам человека Комиссия по положению женщин не заявляла, что она «не имеет полномочий в данной области».
В 1949 году Организация Объединенных Наций, занявшись вопросом о рабстве и сходной с ним практике, приняла Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами, в которой были развиты и подкреплены предыдущие документы, принятые в XIX веке и во времена Лиги Наций. Протоколом от 23 октября 1953 года были внесены поправки в Конвенцию 1926 года о рабстве, приспосабливающие ее к мандатам учреждений Организации Объединенных Наций. Кроме того, в 1956 году был принят документ с расширенной сферой действия и с более ограничительными определениями - Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Эта Конвенция содержит положения об ее осуществлении на международном уровне, предусматривающие предоставление государствами информации об осуществлении Конвенции Генеральному секретарю (статья 8).
Комиссия по положению женщин подготовила, а Генеральная Ассамблея утвердила важные международные нормы, касающиеся прав женщин: Конвенцию о политических правах женщин от 20 декабря 1952 года, Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 года и Конвенцию о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков от 7 ноября 1962 года.
Договор, упомянутый выше последним, предусматривает установление минимального брачного возраста, но сам этот возраст в нем не указывается. Последующая рекомендация от 1 ноября 1965 года в принципе устанавливает минимальный брачный возраст в 15 лет.
Шесть из семи основных международных документов по правам человека, подготовленных Организацией Объединенных Наций, предусматривают создание механизмов для контроля и последующих действий. Это:
1. Международный пакт о гражданских и политических правах;
2. Международная конвенция
и ликвидации всех форм
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
4. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания;
5. Конвенция о правах ребенка;
6. Международная конвенция
о защите прав всех трудящихся-
Хотя для седьмого такого документа - Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах - имеется механизм контроля, аналогичный предусмотренным другими конвенциями. Последний был учрежден резолюцией Экономического и Социального Совета, а не в соответствии с самим Пактом. Обязанности по контролю и последующим действиям в отношении осуществления вышеупомянутых прав человека возлагаются на комитеты независимых экспертов, избираемых государствами - участниками каждого документа, а в случае с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах - членами Экономического и Социального Совета. Каждый из этих комитетов именуется в соответствии с названием документа, соблюдение которого он контролирует, за исключением Комитета по правам человека, утвержденного согласно Международному пакту о гражданских и политических правах. Среди многочисленных процедур контроля за соблюдением прав человека, которые применяются под эгидой Организации Объединенных Наций, единственная процедура, общая для всех упомянутых документов - это представление докладов: государства, являющиеся участниками пяти документов: двух пактов, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции о правах ребенка и Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей - должны представлять информацию о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в этих документах, и любых факторах и затруднениях, влияющих на их усилия по обеспечению полного осуществления этих прав. Только Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видах обращения и наказания и Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации требуют, чтобы государства докладывали лишь о принятых мерах по реализации ими трудностей, препятствующих полному и немедленному осуществлению этих прав. В дополнение к общим требованиям в отношении представления докладов, содержащимся в каждом документе, каждый договорный орган разработал руководящие принципы представления докладов и методы работы. Они приспособлены к соответствующим типам прав или групп населения и призваны дать как можно более четкие указания представителям правительств, которые готовят эти доклады или представляют их комитету.
Проведение в 1975 году Международного года женщины, а затем в 1976 - 1985гг. - Десятилетия женщины подвигло ООН к принятию специального акта международно-правового регулирования прав женщин - в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея одобрила Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. 1 марта 1980 г. Конвенция была готова для подписания, а в сентябре 1981 г. вступила в силу.
Наша страна была в числе инициаторов и разработчиков Конвенции и одной из первых подписала ее. В декабре 1980 г. она была ратифицирована Верховным Советом СССР. К настоящему времени к Конвенции присоединились 133 государства (всего в ООН 185 государств-членов) и по числу участников это одна из самых многочисленных Конвенций. Такое широкое признание свидетельствует о высоком значении, придаваемом мировым сообществом повышению роли женщин в современном мире. Важная особенность Конвенции - ее универсальность. В ст. 23 содержится указание, что ничто в ней не затрагивает каких- либо положений национального законодательства участниц, более способствующих достижению равенства полов. В свою очередь приоритет народного документа позволяет обеспечить более высокий уровень защиты прав женщин в случае, если национальное законодательство не имеет тех или иных установлений, содержащихся в Конвенции. В странах-участницах ссылка на нормы Конвенции может служить основанием судебного разбирательства в случае нарушения прав женщин. Конвенция является ориентиром, надежным инструментом для анализа действий по улучшению положения женщин в той или иной стране в соответствии с международно-признанными документами. Она задает тот уровень правового статуса женщин, который соответствует современным международным требованиям в области прав человека.8
Для Конвенции характерен всесторонний подход и охват широкого спектра проблем, правовых, социальных, культурных, экономических, политических, моральных, характеристик положения женщин, их места и роли в обществе. Она предусматривает также принятие государствами-участниками временных специальных мер, направленных на скорейшее установление равенства женщин, обеспечение равных возможностей и равного обращения, исходит из необходимости изменения моделей поведения мужчин и женщин, стереотипного патриархального отношения к их социальным ролям; повышения ответственности родителей за воспитание детей; создания возможностей для широкого включения в политическую жизнь, дипломатическую работу, международную деятельность. Особо важна роль средств массовой информации в формировании уважительного отношения к женщине.