Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, контрольная работа
С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права2.
Целью работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.
Введение______________________________________________________________ 2
1. Понятие и источники международного космического права__________________ 3
2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел __ 5
3. Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов_______ 8
4. Международно-правовая ответственность за ущерб, причиненный
космическими объектами_____________________________________________ 10
5. Международно-правовые вопросы использования космической техники______ 13
6. Правовые аспекты международного сотрудничества в исследовании
и использовании космического пространства в мирных целях_______________ 16
Заключение__________________________________________________________ 20
Литература__________________________________________________________ 21
или санкционирующие ее осуществление, должны в максимально возможной степени информировать Генерального секретаря ООН об объемах и характере такой деятельности.
6. Правовые
аспекты международного
Правовые основы сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях были заложены Договором по космосу. В нем, во-первых, зафиксирована обязанность государств участников руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи при исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также осуществлять свою космическую деятельность с должным учетом соответствующих интересов всех государств – участников Договора12. Во-вторых, Договор призывает государства-участников содействовать и поощрять международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства, а также всесторонне информировать Генерального секретаря ООН о характере такого сотрудничества13. Эти положения Договора нашли свое развитие в Декларации о международном сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства на благо и в интересах всех государств, с особым учетом потребностей развивающихся государств (1996 г.). В ней содержатся рекомендации осуществлять международное космическое сотрудничество в таких формах, которые соответствующие страны считают наиболее эффективными и надлежащими, включая, в частности, правительственное и неправительственное, коммерческое и некоммерческое, глобальное, многостороннее или двустороннее сотрудничество между странами, находящимися на всех уровнях развития. Международное сотрудничество, с особым учетом потребностей развивающихся стран, должно быть направлено, в частности, на достижение следующих целей:
а) поощрение развития космической науки и ее применения;
б) содействие развитию соответствующего и надлежащего космического потенциала в заинтересованных государствах;
в) обмен специальными знаниями и технологиями между государствами на взаимоприемлемой основе.
Необходимость международного сотрудничества государств, других юридических и физических лиц в исследовании и использовании космического пространства закреплена также во многих других многосторонних и двусторонних договорах, актах рекомендательного характера. Это сотрудничество касается всего комплекса вопросов исследования и использования космического пространства, включая Луну и другие небесные тела: научно-технических, информационных, экономических, экологических, политических и др. Важное место среди них занимают организационно-правовые вопросы международного сотрудничества в сфере исследования и использования космоса в интересах народов всех государств и мирового сообщества в целом. Основной организационной формой международного космического сотрудничества является соответствующая деятельность международных, в том числе региональных, органов и организаций. Ведущая роль в этом принадлежит ООН. Именно под ее эгидой были приняты главные международные акты, касающиеся исследования и использования космоса, выработаны основополагающие принципы деятельности государств и других субъектов в этой области. Проблемы космического сотрудничества государств периодически обсуждаются на проводимых под эгидой ООН конференциях по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС).
Специальным постоянно действующим органом в системе ООН, на который возложены функции организации международного космического сотрудничества, является Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях (далее – Комитет ООН по космосу). Он был создан в соответствии с резолюцией от 12 декабря 1959 г. Генеральной Ассамблеи ООН «Международное сотрудничество в области мирного использования космического пространства». Его членами сейчас являются около 70 государств, в том числе и Российская Федерация. Комитет ООН по космосу уполномочен: поддерживать связи с государствами – членами ООН, а также правительственными и неправительственными организациями по вопросам исследования и использования космического пространства; обеспечивать обмен космической информацией; содействовать международному космическому сотрудничеству; готовить и представлять Генеральной Ассамблее ООН ежегодный доклад и другие материалы с предложениями по решению актуальных проблем исследования и использования космического пространства. С 1962 г. в Женеве в составе Комитета ООН по космосу начали свою работу Научно-технический и Юридический подкомитеты. Последний занимается разработкой юридических аспектов регулирования отношений в области исследования и использования космического пространства. Свои решения он принимает на началах консенсуса. Предложения и рекомендации подкомитета включаются в его ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН. Техническое и информационное обслуживание Комитета ООН по космосу и его подкомитетов возложено на Управление ООН по вопросам космического пространства. Его штаб-квартира находится в Вене. Отдельные вопросы космического сотрудничества находятся в сфере деятельности таких универсальных международных организаций, как Международный союз электросвязи, Всемирная метеорологическая организация, Международная организация гражданской авиации, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ЮНЕСКО, Международная морская организация, Всемирная организация интеллектуальной собственности и некоторые другие. Из региональных структур наиболее деятельной является Европейское космическое агентство (ЕКА). Оно было создано в Париже в мае 1975 г. европейскими государствами – членами Европейской конференции по космосу: Бельгией, Великобританией, Данией, Италией, Испанией, Нидерландами, Францией, Германией, Швейцарией и Швецией. Впоследствии к ним присоединились и некоторые другие европейские государства (Австрия, Ирландия, Норвегия, Финляндия). Главными задачам ЕКА являются содействие в организации международного космического сотрудничества европейских стран, создание и практическое применение космической техники и технологий, выработка долгосрочной космической политики стран-членов, координация национальных космических программ и их интеграция в единый Европейский космический план и т.п. В соответствии с Конвенцией об образовании ЕКА его руководящим органом является Совет, состоящий из представителей государств-членов. Он созывается на заседания один раз в квартал. Решения принимаются путем голосования или на основе консенсуса в зависимости от важности вопроса. Совет рассматривает все основные вопросы деятельности Агентства, в том числе утверждает его обязательные или факультативные программы деятельности. Совет назначает Генерального директора ЕКА, руководителей структурных производственных и научных подразделений, а также директоров основных программ. Они несут ответственность за свою работу как перед Директором, так и перед Советом ЕКА. Существенное значение имеет также международное сотрудничество в рамках конкретных двусторонних или многосторонних космических научно-технических проектов и программ. Одной из первых таких программ была программа космического сотрудничества социалистических государств в рамках «Интеркосмоса» (конец 60-х годов). В 1975 г. был осуществлен проект стыковки советского космического корабля «Союз-19» и американского «Аполлон», а в 1981 г. впервые установлено прямое сотрудничество по программе совместного изучения кометы Галлея между Европейским космическим агентством, Интеркосмосом, Японским институтом космоса и астронавтики, а также НАСА.
В настоящее время наиболее известными многосторонними космическими проектами являются долгосрочная программа «Международная космическая станция» и проект «Морской старт». Указанная программа выполняется с 1998 г. с участием государств-членов ЕКА, России, США, Канады и Японии, а проект «Морской старт» – с 1997 г. с участием России, США, Украины и Норвегии. Согласно ст. 1 Международного соглашения относительно сотрудничества по Международной космической станции (1998 г.) цель этой программы состоит в создании на основе подлинного партнерства организационной структуры для долгосрочного международного сотрудничества между партнерами в области технического проектирования, создания, эксплуатации и использования постоянно обитаемой международной космической станции в мирных целях в соответствии с международным правом. На станции уже побывали и работали космонавты из стран – участниц Соглашения. Реализация проекта «Морской старт» осуществляется в соответствии с межправительственным Соглашением о его создании (1995 г.). Оно предусматривает совместную эксплуатацию стартовой платформы морского базирования и сборочно-командного судна для осуществления коммерческих запусков искусственных спутников. Порядок и формы международного сотрудничества соответствующих субъектов по программе Международной космической станции и проекту «Морской старт» довольно основательно освещены в юридической литературе. К международному космическому сотрудничеству сейчас имеют отношение и многие неправительственные структуры, общественные организации, научные и образовательные центры. Среди них Международная организация космической связи (Интерспутник), Европейская организация спутниковой связи (ЕВТЕЛСАТ), Арабская организация спутниковой связи (АРАБСАТ), Комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР), Международная астронавтическая федерация, Совет по международному сотрудничеству в области исследования и использования космического пространства (Интеркосмос), Международный институт космического права в Париже и др. Отдельно следует сказать о международном научном космическом сотрудничестве в рамках Международного центра космических исследований (МЦКП) при НАН Украины. Он был создан в 1998 г. совместным решением Национального космического агентства Украины и Российского авиакосмического агентства, Национальной академии наук Украины и Российской академии наук на базе Института государства и права им. В.М. Корецкого НАН Украины для проведения научных исследований актуальных проблем международного и национального космического права. Центр осуществил серию соответствующих научных разработок с участием украинских, российских и других правоведов, издал ряд монографических работ, а также четырехтомное тематическое собрание «Космическое законодательство стран мира» на русском и английском языках. Заметным событием в деятельности МЦКП стал также проведенный в Киеве в 2006 г. совместно с Юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу международный симпозиум «Статус, применение и прогрессивное развитие международного и национального космического права». При всем многообразии органов и организаций, занимающихся сей-час международным космическим сотрудничеством, нельзя не видеть пробелов, касающихся его координации в глобальном масштабе. В этой связи представляются обоснованными высказываемые в литературе предложения о целесообразности создания Всемирной космической организации по типу Международного агентства по атомной энергии. Такое решение вопроса могло бы расширить организационную основу международного сотрудничества в космосе и гармонизировать практику применения международного космического права14.
Заключение.
Одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями служит международное право. Необходимость надежного международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и препятствует сотрудничеству. Никто не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют равное право на участие в решении международных проблем, затрагивающих их интересы.
Международное космическое право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неуклонное соблюдение всеми государствами принципов международного космического права - важнейшее условие дальнейшего успешного развития отношений в деле исследования и использования космоса.
По прежнему оставаясь малоизученной областью человеческого познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе.
Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами и народа.
Литература:
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва – Вашингтон – Лондон, 27 января 1967 года).
2. Соглашение
о спасании космонавтов,
3. Конвенция
о международной
4. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).
5. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).
6. Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010.
7. Глебов И.Н. Международное право. Учебник, Дрофа М., 2006.
8. Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000.
9. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
15 февраля 2012 года
Слушатель 3-го курса заочного обучения
Начальник ОИП Штаба ГОИУ МВД ПМР подполковник
милиции
1 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 503.
2 Глебов И.Н. Международное право. Учебник, Дрофа М., 2006, С. 144
3 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 504
4 Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000, С. 136
5 Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008, С. 218
6 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 505
7 Глебов И.Н. Международное право. Учебник, Дрофа М., 2006, С. 146
8 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 510
9 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 514
10 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 515
11 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., ст. 4
12 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., ст. ІХ
13 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., ст. Х и ХІ
14 Международное право. Особенная часть: Учебник для вузов под ред. Валеева Р.М. и Курдюкова Г.И. – М.: Статут, 2010. – С. 535