Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:00, контрольная работа
С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права2.
Целью работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.
Введение______________________________________________________________ 2
1. Понятие и источники международного космического права__________________ 3
2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел __ 5
3. Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов_______ 8
4. Международно-правовая ответственность за ущерб, причиненный
космическими объектами_____________________________________________ 10
5. Международно-правовые вопросы использования космической техники______ 13
6. Правовые аспекты международного сотрудничества в исследовании
и использовании космического пространства в мирных целях_______________ 16
Заключение__________________________________________________________ 20
Литература__________________________________________________________ 21
Вариант № 5
Тема: «Международное космическое право»
ПЛАН:
Введение______________________
1. Понятие и источники
международного космического
2. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел __ 5
3. Международно-правовой режим космических объектов и космонавтов_______ 8
4. Международно-правовая
ответственность за ущерб,
космическими
объектами_____________________
5. Международно-правовые вопросы использования космической техники______ 13
6. Правовые аспекты
и использовании космического пространства в мирных целях_______________ 16
Заключение____________________
Литература____________________
Введение.
Космос с древних времен привлекал внимание человека своей магической таинственностью. В течение веков он был предметом научного изучения. И в этом были достигнуты заметные результаты. Но эра практического освоения космического пространства началась фактически с середины 50-х годов ХХ в. Стимулирующее значение в этом имели запуск в СССР 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, первый орбитальный полет советского космонавта Ю. Гагарина вокруг Земли (12 апреля 1961 г.) и первая высадка экипажа американского орбитального корабля «Аполлон» на Луне (июль 1969 г.). После этого сфера исследования и использования космического пространства начала стремительно расширяться. Увеличилось количество космических государств и других субъектов космической деятельности, расширились объемы этой деятельности, кроме искусственных спутников в космосе появились международные космические станции и другие, более совершенные средства исследования и использования космического пространства. На сегодня в космосе уже побывали более 500 человек – мужчин и женщин. По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества1.
С освоением космоса началось формирование новой отрасли современного международного права – космического права2.
Целью работы является исследование понятия и признаков космической деятельности, появление и становление международного космического права, и определение основных тенденций его дальнейшего развития.
1. Понятие и источники международного космического права.
По мере проникновения человека в космос и расширения сферы исследования и использования космического пространства возникла практическая потребность как в международно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений, так и в развитии международного космического сотрудничества. Уже 20 декабря 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию о многостороннем сотрудничестве государств в исследовании и использовании космического пространства. В ней было сформулировано два важных принципа:
а) международное право, включая Устав ООН, применяется к космическому пространству и небесным телам;
б) космическое пространство и небесные тела свободны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом и не подлежат национальному присвоению. Эта Резолюция стала отправной точкой в развитии международного космического права.
В настоящее
время под международным
а) космическое пространство;
б) небесные тела;
в) космическая деятельность субъектов международного права;
г) космические объекты;
д) экипажи искусственных спутников Земли, других космических кораблей и станций.
Под космическим пространством понимается пространство за пределами атмосферы Земли. Последняя представляет собой воздушную оболочку планеты, наполненную различным газами (азот, кислород, аргон, кислородный газ, гелий и др.). Их плотность уменьшается по мере удаления от Земли, и на высоте более 800 км земная атмосфера постепенно переходит в космическое (межпланетное) пространство. К небесным телам как объектам международного космического права относятся, прежде всего, Земля и другие планеты Солнечной системы, их спутники, в частности Луна, кометы, астероиды, метеориты и т.п. Научный интерес представляют также другие галактики. Космические тела находятся в космическом пространстве и тесно связаны с ним. По мере проникновения человека в глубины космоса открываются все новые и новые космические тела, представляющие не только научный, но и практический интерес. Вместе с этим расширяется объем космического пространства, оказывающегося в сфере действия международного космического права3.
Космической деятельностью занимается ныне весьма ограниченное число высокоразвитых и обладающих соответствующими возможностями государств. Но в результате такой деятельности и в ее международно-правовом регулировании заинтересованы все государства мира, человечество в целом. Поэтому правовое регулирование космической деятельности с самого начала стало осуществляться путем заключения главным образом универсальных международных соглашений, открытых для участия всех государств.
Основная роль в деле разработки таких договоров принадлежит Организации Объединенных Наций в лице Генеральной Ассамблеи, ее вспомогательного органа — Комитета по использованию космического пространства в мирных целях и его подкомитета по правовым вопросам.
Космическое пространство — это негосударственная (международная) территория, юридический статус и правовой режим которой определяется международным правом4.
Космическое пространство,
имеющее такой юридический
В основе правового режима космического пространства лежат выработанные в рамках ООН или под ее эгидой международные универсальные договоры. В их числе: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 г.; Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. Такими договорами являются также: Соглашение о спасении космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.
Исходя из положений
универсальных международных
К числу источников международного космического права универсального характера относятся также договоры, частично регулирующие и космическую деятельность. Это, например, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.
В 1963 г. между СССР и США было заключено джентльменское соглашение о неразмещении в космическом пространстве любых объектов с ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Всеобщее значение этого соглашения было подтверждено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1884.
В 1998 г. РФ, США, страны, входящие в Европейское космическое агентство, Япония и Канада заключили соглашение о создании международной космической станции.
2. Международно-правовой
режим космического
Космическое пространство – это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км)5.
Космические тела
находятся в космическом
Субъектами международного космического права являются суверенные государства, международные межправительственные организации. Международное космическое право допускает возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением государств – участников Договора о космосе. Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, результаты практической космической деятельности государств.
Принципы международного космического права сводятся к следующему: во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества; во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств. С учетом этих положений происходит формирование и закрепление в международных договорах принципов и норм этой специфической отрасли международного права.
Свобода исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях предусмотрена ст. I Договора о космосе: исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества. Исследование и использование космического пространства открыты для всех государств без какой-либо дискриминации и в соответствии с принципами международного права.
Запрет на национальное присвоение космического пространства и небесных тел установлен мировым сообществом исходя из того, что эти объекты являются res extra commercium – «вещью вне оборота». Вселенная находится вне суверенитетов, юрисдикций и чьей-либо собственности. Ст. II Договора о космосе и п. 3 ст. 11 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979) устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. На космическое пространство, Луну и небесные тела государства не могут распространять свой суверенитет. Запрещаются любые формы и способы присвоения космического пространства не только государствами, но и международными и национальными корпорациями и частными лицами. Запрет национального присвоения не распространяется на искусственные космические объекты, в отношении которых государство сохраняет юрисдикцию и контроль (Договор о космосе, ст. VIII).
Демилитаризация космического пространства и небесных тел предусмотрена ст. IV Договора о космосе; государства обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать в космическом пространстве каким-либо иным образом. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах (1963) запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космосе.
Проблема демилитаризации космоса – это глобальная проблема современности. На предотвращение милитаризации космического пространства был направлен Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (1972) и Дополнительный протокол к нему (1974), договоры СНВ—1 и СНВ—2. Согласно Договору об ограничении систем противоракетной обороны (1972), каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования (ст. V). В настоящее время США де-факто обошли этот договор путем развития новых космических технологий. Теперь они считают, что договор устарел и де-юре. Однако Россия придерживается противоположной точки зрения: она будет добиваться сохранения и соблюдения договора 1972 г. об ограничении систем противоракетной обороны – краеугольного камня стратегической стабильности.
Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использование военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. Использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права. В настоящее время используются в основном два типа ЯИЭ – радиоизотопные генераторы и ядерные реакторы. Указанные ЯИЭ невзрывоопасны и в силу этого не могут рассматриваться в качестве оружия массового уничтожения, размещение которого в космосе запрещено ст. V Договора о космосе. Применение ЯИЭ в целях мирного исследования и использования космического пространства требует специальной регламентации с учетом их специфики7.