Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты международного морского права…………………….5
1.1 Понятие и значение международного права…………………………………..5
1.2 Кодификация и источники международного морского права………………..8
2. Виды морских пространств и их правовой режим…………………………….12
2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода……..12
2.2 Понятие и правовой режим открытого моря…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………………35
Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организацией (ИМО). Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской деятельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г., многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве, соглашения о разграничении территориального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей – о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г., между СССР и Швецией о разграничении континентального шельфа, а также советской экономической зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.8
Учитывая все вышеизложенное, кратко сформулируем основные выводы по исследованию, проведенному в первой главе.
Международное морское право – это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. Первые попытки кодификации морского права относятся к античному времени. Многие институты современного международного морского права начали зарождаться лишь в период) зарождения рыночных отношений и прошли потом сложный путь развития. В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внутригосударственные законодательные и иные правовые акты. К таким актам относятся Закон РФ О Государственной границе Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и ряд других.
2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода
Внутренние морские воды являются составной частью территории государства. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года9 ст. 8 исходит из того, что «суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод... на прилегающий морской пояс, называемый территориальным морем. Некоторые государства (Швеция, Дания) для обозначения территориальных вод используют термин "внешние территориальные воды" (в отличие от "внутренних территориальных вод" – вод портов, заливов и др.). В Женевской конвенции 1958 года применен термин "территориальное море"10.
Под территориальными водами понимается морская полоса определенной ширины, которая проходит вдоль побережья материка и островов, находится под суверенитетом прибрежного государства и является частью его территории. Поверхность и недра дна под территориальными водами, равно как и воздушное пространство над ними, также находятся под суверенитетом прибрежного государства и составляют часть его территории.
На Женевской конференции по морскому праву ООН в 1958 году впервые была разработана и принята конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, в которой нашли отражение нормы современного международного морского права, относящиеся к статусу этих вод, права и обязанности прибрежных и не прибрежных государств, правила отсчета ширины территориальных вод и др.
В тоже время в Конвенции имеются и существенные пробелы, главный из которых – отсутствие указания о ширине территориальных вод. Под территориальными водами (территориальным морем) понимается морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которыми прибрежное государство осуществляет свой суверенитет.
Отсчет ширины территориального моря должен вестись от исходной (базисной) линии. Нормальной исходной линией является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба. В случае островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством11.
В местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, рифов и скал, для проведения исходных линий может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки побережья или островов12.
При проведении прямых исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Участки моря, лежащие с внутренней стороны этих линий, должны быть достаточно тесно связаны с побережьем, чтобы на них мог быть распространен режим внутренних вод13. Там, где из-за наличия дельты или других природных условий береговая линия является крайне непостоянной, соответствующие точки могут быть выбраны вдоль максимально выступающей в море линии наибольшего отлива, и, несмотря на последующее отступление линии наибольшего отлива, прямые исходные линии остаются действительными до тех пор, пока они не будут изменены прибрежным государством в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. В местах, где в море впадает река, исходной линией является прямая линия, проводимая поперек ее устья между точками максимального отлива на берегах.
Метод прямых исходных линий применяется только к таким заливам, берега которых принадлежат одному государству. При этом под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, – в соотношении к ширине входа в него, – что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега. Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
Площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления14. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает 24 морские мили, прямая исходная линия в 24 морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
Изложенные выше положения не распространяются на так называемые «исторические» заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий согласно Конвенции 1982 г. Для целей определения границ территориального моря наиболее выступающие в море портовые сооружения (молы, пирсы, причалы и т.п.), которые являются составной частью системы данного порта, рассматриваются как часть берега. Однако прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
Рейды, которые обычно используются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены за внешней границей территориального моря, включаются в территориальное море. Осыхающее при отливе возвышение представляет собой естественно образованное пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе. Если осыхающее при отливе возвышение полностью или частично находится от материка или от острова на расстоянии, не превышающем ширины территориального моря, то линией наибольшего отлива такого возвышения можно пользоваться как исходной линией для измерения ширины территориального моря15.
Если осыхающее при отливе возвышение расположено полностью на расстоянии от материка или острова, превышающем ширину территориального моря, то оно не имеет своего территориального моря. Прямые исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышениям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или в случае, если проведение исходных линий к таким возвышениям или от них получило всеобщее международное признание.
Система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальные воды другого государства оказались отрезанными от открытого моря или исключительной экономической зоны.
Согласно ст. 121 Конвенции,
принадлежащие прибрежному
При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море. Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15)16.
Суверенитет распространяется на поверхность и толщу морской воды, воздушного пространства над территорией моря, его дно и недра. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль. Также в соответствии с Конвенцией государство вправе применить для отсчета ширины территориального моря:
- линии наибольшего отлива
(нормальные или обычные
- либо прямые исходные
линии (эти линии соединяют
крайние точки берега или
Государство может использовать для отсчета ширины своего территориального моря оба метода.
Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.
Под мирным проходом понимается
плавание через территориальное
море с целью пересечь его, не заходя
во внутренние воды, или пройти во внутренние
воды, включая порты, либо выйти из
внутренних вод, включая порты. Такой
проход должен быть непрерывным и
быстрым. Однако он может включать остановку
и стоянку на якоре, если они связаны
с обычным плаванием, либо вызваны
непреодолимой силой или
Проход является мирным только в том случае, если он не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, относящиеся к осуществлению права мирного прохода. Прибрежное государство может устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения судов и в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства вправе требовать от иностранных судов следовать по таким коридорам или схемам разделения движения судов. Государство вправе принимать меры для недопущения прохода, которое не является мирным.
В последнее время заметно
обострилась проблема захода в иностранные
порты кораблей и судов с ядерными
энергетическими установками. Отсюда
– ужесточение соответствующих
требований, которые установлены
на международном и национальном
уровнях. Заблаговременное предоставление
информации о безопасности в случае
захода таких судов требует
Иностранные суда вправе использовать
открытые порты или иные в случае
вынужденного захода (бедствие и т.п.).
В доктрине международного морского
права высказывается точка
Создание трудностей и установление ограничений для захода научно- исследовательских судов противоречит интересам международного сообщества, прежде всего в области изучения Мирового океана и положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, в ст. 255 которой, озаглавленной «Меры по облегчению морских научных исследований и оказанию помощи, исследовательским судам», прямо говорится, что государства стремятся принимать «разумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения» исследований и в необходимых случаях для «облегчения... доступа в свои гавани и содействия в предоставлении помощи морским исследовательским судам...».
Что касается нарушения судном
международных норм и стандартов,
касающихся «годности судов для
плавания» и создания угрозы нанесения
ущерба морской среде, то в соответствии
со ст. 219 Конвенции ООН 1982 года государство
порта принимает