Международное морское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты международного морского права…………………….5
1.1 Понятие и значение международного права…………………………………..5
1.2 Кодификация и источники международного морского права………………..8
2. Виды морских пространств и их правовой режим…………………………….12
2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода……..12
2.2 Понятие и правовой режим открытого моря…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

Курсовая Международное морское право.docx

— 294.79 Кб (Скачать файл)

Под прилегающей зоной  понимается зона, прилегающая к территориальному морю, и в пределах которого прибрежное государство осуществляет контроль в строго определенных целях (конвенция 1982 г.).

Ширина прилегающей зоны – 24 морские мили, которые отсчитываются  от тех же исходных линий, что и  ширина территориального моря. Прилежащая зона может устанавливаться для  осуществления контроля в отношении  иностранных судов, направляющихся в территориальное море, в целях  недопущения нарушения таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил прибрежного  государства. Если судно нарушило какое-либо из названных законов и правил в пределах территории или в территориальном  море, прибрежное государство может  задержать такое судно в соответствующей  прилегающей зоне и подвергнуть  наказанию виновных лиц.

В соответствии с конвенцией ООН, международные проливы –  проливы, которые используются для  международного судоходства между  одной частью открытого моря или  исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или  исключительной экономической зоны. При этом к таким проливам относятся проливы, воды которых входят в территориальное море прибрежных государств.

В проливах, используемых для  международного судоходства все  суда и летательные аппараты независимо от флага пользуются правом транзитного  прохода. Под транзитным проходом понимается осуществление свободы судоходства  и полета единственно с целью  непрерывного и быстрого транзита через  международный пролив. Международные каналы – гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Панамский, Суэцкий, Кильский, Коринфский). Проход по ним открыты для всех судов без различия флага. Схожи с проливами, но в отличие от них, каналы, как правило, прокладываются по территории одного государства – следовательно, подпадают под сферу его территориального верховенства. Особенность – государства, сознавая значимость канала для морского судоходства добровольно признает международный статус канала и берет на себя в связи с этим ряд обязательств, призванных обеспечить свободу судоходства по каналу, при соблюдении соображений безопасности, экологии и т.д.

2.2 Понятие и правовой режим открытого моря

 

Согласно ст. 1 Конвенции  об открытом море 1958 г., «открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции, посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды, какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские  пространства, за пределами которых находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и на территориальное море в установленном нормами международного права объеме — на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвящены самостоятельные разделы20.

Иногда исключительную экономическую  зону считают частью открытого моря, где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функциональных прав прибрежных государств.

• Такой подход не согласуется  с необходимостью четкого определения  правового режима различных морских  пространств.

Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие  выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают  соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого  моря включает: а) свободу судоходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое, государство обязано  осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

В открытом море судно подчиняется  исключительной юрисдикции государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов, принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана или другого члена экипажа может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага21.

Конвенция предусматривают  ряд исключений из указанного принципа. Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что:        

1) судно занимается пиратством;

2) судно занимается работорговлей;

3) судно занимается несанкционированным  радио- и телевещанием;

4) судно не имеет национальности;  

5) судно в действительности  имеет ту же национальность, что  и военный корабль, хотя на  нем поднят иностранный флаг  или оно отказывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства  возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Конкретные меры предусмотрены  по пресечению такого преступления, как  пиратство. Под пиратством понимается любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа частновладельческих судов или летательных аппаратов в открытом море, направленный против другого судна или летательного аппарата либо против лиц или имущества, находящихся на борту.

Любое государство может  захватить пиратское, судно или  пиратский летательный аппарат  в открытом море или другом месте  вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся  на этом судне или летательном  аппарате лиц и захватить находящееся  на нем имущество (ст. 19 Конвенции об открытом море и ст. 105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества22.

Все государства обязаны  сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также  в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу звуковых радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение международных правил регулирования электросвязи, распределения радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

Правовой режим судоходства  в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни  на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.

Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.

Свобода прокладки кабелей  и трубопроводов признается Конвенцией по морскому праву 1982 г. за всеми государствами. Соответствующее право распространяется на дно открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны принимать во внимание уже проложенные по дну моря кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий свободе использования открытого моря23.

Свобода возведения искусственных  установок и островов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне — в Районе (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).

Свобода рыболовства (право  промысла) «в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении интересов прибрежных государств»24 Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.

В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

Меры по регулированию  промысла и сохранению запасов живых  ресурсов моря, которые предусматриваются  многосторонними и двусторонними соглашениями: а) определение допустимого улова с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла); б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 г., Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Белотах 1973 г. и др.); в) регулирование промысла отдельных видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 г., Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 г., Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.).

В задачу создаваемых государствами  органов входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Международная конвенция по сохранению атлантических тунцов и др.).

Свобода научных исследований регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независима от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования (ст. 238).

Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.

Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.

Континентальный шельф —  это затопленная морем часть  материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств25.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места - до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов. А также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является линия, соединяющая глубины в 200 метров. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов то есть, организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют  право государства, берега которых  расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Информация о работе Международное морское право