Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты международного морского права…………………….5
1.1 Понятие и значение международного права…………………………………..5
1.2 Кодификация и источники международного морского права………………..8
2. Виды морских пространств и их правовой режим…………………………….12
2.1 Территориальные воды и прилежащая зона. Право мирного прохода……..12
2.2 Понятие и правовой режим открытого моря…………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………...33
Приложения…………………………………………………………………………35
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это:
Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы.
Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других прав иных государств.
Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.
В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо специальных положений).
Возможность использования дна и его недр в целях разведки, разработки или в военных целях поставила в повестку дня вопрос о его особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка III Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна. Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., именуемой «Район».
Район определен в ст. 1 Конвенции как дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин «ресурсы», который означает «все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' Районе на морском дне или в его недрах». Ресурсы, извлеченные из Района, рассматриваются как «полезные ископаемые». В переводе с латинского — в состоянии недвижимости, в покое.
Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются «общим наследием человечества». Основанный на этом понятии правовой статус Района и его ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.
Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства — участники Конвенции. Орган является организацией, через посредство которой государства осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех его членов26.
Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые, добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств и с учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, полученных от деятельности в Районе.
В целях осуществления непосредственной разработки Района, транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе, Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться для выполнения им своих функций.
Государства, государственные предприятия, физические или юридические лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом. Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.
Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия массового уничтожения. Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами
Под территориальными водами
понимается морская полоса определенной
ширины, которая проходит вдоль побережья
материка и островов, находится под
суверенитетом прибрежного
Открытое море – это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и океанов имеет особый правовой статус.
Заключение
Международное морское право – институт международного права, регулирующего отношения между государствами и другими субъектами международного права в отношении статуса, порядка использования и охраны морских пространств, в том числе континентального шельфа, морского дна и природных ресурсов моря.
Предметом регулирование
международного морского права является
порядок взаимовыгодного
Международное морское право основывается на признании основных принципов международного права: равенства всех государств, больших и малых, неприменения силы и угрозы силой, разрешение споров мирными средствами и др. Из этого вытекают основные нормы международного права: свобода пользование открытым морем всеми государствами мира как теми, которые имеют, так и теми, которые не имеют доступа к морю; право равного пользования природными ресурсами морских пространств и морского дна, принцип общего наследия человечества.
Морское право (или право моря) регламентируется множеством международных договоров. Среди них наиболее весомое место занимают акты Женевской конференции по морскому праву 1958 г., которая приняла четыре конвенции: о территориальном море и прилегающую зону, об открытом море, континентальный шельф, о рыболовство и охране живых ресурсов открытого моря. Кроме того, в морском праве действовали и продолжают действовать международные обычаи. Большой массив отношений, также регулирует внутреннее законодательство государств.
Конвенция ООН по морскому
праву 1982 года признает за судами всех
государств, как прибрежных, так
и не имеющих выхода к морю, право
мирного прохода через
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, или пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на таком рейде или у такого портового сооружения.
Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Иностранные суда, иностранные
военные корабли и другие государственные
суда пользуются правом мирного прохода
через территориальное море в
соответствии с общепризнанными
принципами и нормами международного
права, законодательством прибрежного
государства и его
В интересах обеспечения безопасности, а также в целях проведения учений с оружием любого вида власти прибрежного государства могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в Извещениях мореплавателям.
Прибрежное государство может издавать законы и правила относительно судоходства в своем территориальном море.
Список использованной литературы
Приложение 1
Рисунок 1. Источники международного морского права
Приложение 2
Рисунок 2. Виды водных территорий по международному морскому праву
1 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. – Ст. 5493.
2 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. – Ст. 5493.
3 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
4 Блищенко И.П., Иванов Г.Г. Международное морское право: учебник для вузов. – М., 2009. С. 137-142.
5 Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М.: НИМП, 2009. С. 131.
6 Блищенко И.П., Иванов Г.Г. Международное морское право: учебник для вузов. – М., 2009. С. 137-142.
7 Действующее международное право / Ю.М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. – М., 2008. С. 69.
8 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
9 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. – Ст. 5493.
10 Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1964. - № 43. - Ст. 472.
11 Черниченко С. В. Теория международного права. Т. 2. М.: НИМП, 2009. С. 131.
12 Действующее международное право / Ю.М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. – М., 2008. С. 69.
13 Блищенко И.П., Иванов Г.Г. Международное морское право: учебник для вузов. – М., 2009. С. 137-142.
14 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
15 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
16 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. – Ст. 5493.
17 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
18 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
19 Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 48. – Ст. 5493.
20 Действующее международное право / Ю.М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 1. – М., 2008. С. 79.
21 Блищенко И.П., Иванов Г.Г. Международное морское право: учебник для вузов. – М., 2009. С. 137-142.
22 Анцелевич Г.А. Международное морское право. Учебник. – М., 2008. С. 120-124.
23 Блищенко И.П., Иванов Г.Г. Международное морское право: учебник для вузов. – М., 2009. С. 137-142.