Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.

Файлы: 1 файл

Контрольная МП.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами  международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты  универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало  основой существования цивилизации  на Земле.

За последние 20 лет в мире произошли большие перемены в межгосударственных отношениях. Это связано, прежде всего, с окончанием холодной войны и распадом СССР. Это дало новый толчок и для развития международного права.

Сотрудничество  государств во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни стало не только обязательным принципом международного права, а  жизненно необходимым условием мирового развития.

Созданные совместными  усилиями правовые нормы стали основой  жизнедеятельности государств, частью их внутреннего права или правовой системы.

Важнейшие вопросы  современности в эпоху бурного  научно-технического прогресса не могут  быть разрешены не только отдельными государствами, но и целыми регионами. Отдавая предпочтение международно-правовым нормам, субъекты международного права  обязались неукоснительно их соблюдать. Стабильность международных отношений, в конечном счете, во многом зависит  от строгого соблюдения государствами  основополагающего принципа международного права - добросовестного выполнения международных обязательств. Тем  не менее, как во внутригосударственном, так и в международном праве  значительное внимание уделяется вопросам обеспечения выполнения международных  обязательств. В этих целях государства  обращаются к различным международным  и национальным средствам для  достижения эффективных результатов  в выполнении международно-правовых норм, среди которых важное место  отводится международному контролю.

Во внутригосударственном  праве теоретические исследования отечественных ученых, посвященные  комплексу проблем контроля, касающихся организационно-правового обеспечения  социального управления, ведутся  с давних пор. И, это понятно. Без  контролирующего фактора не может  осуществляться нормальная жизнедеятельность  любого общественного организма  и, прежде всего, государства. Фундаментальная  разработка общей теории контрольной  деятельности, как разновидности  правовой формы, а также рассмотрение данной проблем в отдельных отраслях права приобрели важное значение для правоприменительной деятельности Российского государства, его органов, должностных лиц и граждан.

Что касается международного права, то межгосударственная договорная практика в какой-то степени  опережает теоретические исследования по данному вопросу. В принятых во второй половине XX столетия многосторонних соглашениях значительное место  занимают положения о международном  контроле по обеспечению соблюдения государствами международных обязательств. В доктрине международного права  вопросы международного контроля в  основном рассматривались применительно  к проблеме разоружения и ограничения  вооружений. В последнее время  интерес к данной теме стал возрастать, о чем свидетельствуют появившиеся  статьи в зарубежных и отечественных  журналах. Более того, вопросы международного контроля в отдельных отраслях международного права были рассмотрены в монографических  исследованиях (по космическому праву, защите прав человека и т.д.). Следует  отметить, что институт международного контроля в целостном виде в отечественной  доктрине международного права не подвергался  исследованию.

Международному  праву как терминологической  категории присуща определенная степень условности. Исторически  сложившийся и принятый в государственных  и межгосударственных актах, иных официальных  документах, в научных изданиях и  учебных курсах термин "международное  право"* не вполне адекватен истинному  значению понятия.

Его прообразом является сложившийся в римском  праве термин "jus gentium" ("право народов")**.<1>

______________________________________________________________

<1> «Международное право», учебник для вузов Г. В. Игнатенко, издательская группа НОРМА—ИНФРА • М Москва,1999

 

Реально существует межгосударственное право, поскольку  и создается оно не народами непосредственно, а главным образом государствами  как суверенными политическими  организациями, и ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Международная контрольная деятельность охватывает все отрасли и институты международного права. Отдельные аспекты международного контроля затрагивались в некоторых  трудах российских учёных-юристов. Однако теоретические и практические аспекты  международного контроля как самостоятельного института международного права  в системном порядке ни зарубежными, ни отечественными учеными не рассматривались.

 

  1. Международное право 
    1. Понятие международного права

 

Международное право – это система принципов  и норм, регулирующих отношения властного  порядка между государствами  и другими субъектами международного общения. Из данного определения  следует, что наиболее существенными  чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и  юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в  международном общении. К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права. Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:

1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);

2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);

3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);

4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).

     Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:

1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;

2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;

3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нормообразования;

4) по способу защиты норм.

В международном праве отсутствует  какой-либо аппарат надгосударственного  принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.

Отношения, регулируемые МП, есть «международные правоотношения». 
Подразделяются на группы:

  • отношения между государствами (2-сторонние, локальные многосторонние, универсальные, затрагивающие интересы всего международного сообщества).
  • отношения между государствами и международными межправительственными организациями.
  • отношения между государствами и нациями борющиеся за независимость.
  • отношения международных организаций друг с другом.
  • отношения между государствами и государствоподобными образованиями (частично суверенные образования).

Международные межгосударственные отношения  в зависимости от затрагиваемых  проблем подразделяются:

  • Связанные с проблемами международной безопасности, разоружения, глобальных международных процессов, режимами международных территорий (космос, открытое море, Антарктика).
  • Установление гос. границ, оказание правовой помощи, двойное гражданство, визовый или безвизовый порядок въезда и т.п.
  • Защита прав человека, уголовная юрисдикция в отношении международных преступлений, помощь в случае ядерной аварии или радиационной катастрофы.

Предметом международного права – являются любые публично-правовые отношения непосредственно затрагивающие интересы государств.

 

    1. Функции международного права

 

      Международное право как особую правовую систему характеризуют и его функции.  Функции международного права раскрывают основные направления его воздействия на социальную среду. В доктрине международного права нет единой точки зрения на функции международного права. Так, Г.И. Тункин выделял две основные функции международного права, а именно стабилизирующую и созидающую. Другие авторы указывают на их разнообразие, подчеркивая, что функции международного права по мере возрастания регулятивной роли международного права в современной цивилизации тяготеют к усложнению. Традиционно выделяют:

  1. Регулятивная функция, реализация которой связана с упорядочиванием правоотношений, возникающих в межгосударственной системе;
  2. Координационная функция, посредством которой субъекты международного права определяют стандарты поведения между собой;
  3. Обеспечительная функция, которая поддерживает реализацию норм международного права путем побуждения субъектов международного права путем побуждения субъектов международного права следовать общепринятым международно – правовым нормам;
  4. Охранительная функция, направлена на недопущения нарушения норм международного права;
  5. Защитительная функция, характеризующая механизмы пресечения нарушения и восстановления законных прав и интересов субъектов международного права.

        По мере развития международного права проявляются и иные функции. Среди них можно назвать функцию содействия социальному прогрессу; функцию гармонизации национальных интересов государств с интересами общечеловеческими; функцию предупреждения нежелательного развития событий; функции интеграции; информационно – воспитательную  функцию и др.

 

          1.3 Система международного права

 

       Международное право имеет сложную систему, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов, с одной стороны, и отраслей как однородных комплексов норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов — с другой.

К первой категории  относятся:

а) основные принципы международного права, составляющие его ядро и имеющие определяющее значение для всего механизма  международно-правового регулирования;

б) общие  для международного права институты, каждый из которых включает комплекс норм определенного функционального  назначения, — комплекс норм о международной  правосубъектности, комплекс норм о международном правотворчестве, комплекс норм о международном правоприменении (реализации правовых предписаний), комплекс норм о международно-правовой ответственности. Такое разграничение достаточно условно и проявляется преимущественно в теоретических конструкциях.

        Ко второй категории относятся отрасли международного права, т. е. комплексы однородных и сложившихся согласно предмету правового регулирования норм. Они классифицируются как по тем основаниям, которые приняты во внутригосударственном праве (с некоторыми коррективами), так и по признакам, присущим именно международно-правовому регулированию. Перечень отраслей не во всем базируется на объективных критериях. К общепризнанным можно отнести (не затрагивая пока вопроса о наименованиях) такие отрасли: право международных договоров, право внешних сношений (дипломатическое и консульское право), право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право (право окружающей среды), международное гуманитарное право ("право прав человека"), международное морское право, международное космическое право и другие.

 

 

  1. Международная безопасность
    1. Принципы и источники права международной безопасности

 

        Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безусловного выполнения принципов и норм современного международного права. Объективная необходимость сотрудничества государств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего международного права — права международной безопасности. Следует иметь в виду изменения в объекте правового регулирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходящая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых межнациональными, межэтническими, межрелигиозными противоречиями и столкновениями. Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы. в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений. Как любая отрасль международного права, право международной безопасности опирается на общие принципы современного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности государств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности. Как новая отрасль современного международного права право международной безопасности обладает одной важной особенностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в процессе регулирования международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную правовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему современного международного права. Эта особенность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Информация о работе Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ