Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Современное состояние развития международного права свидетельствует о том, что по многим проблемам межгосударственных отношений, связанным с вопросами международной безопасности, защиты окружающей среды, основных прав и свобод человека, регулирования жизненно важных сфер существования человечества, приняты универсальные международно-правовые нормы, соблюдение которых стало основой существования цивилизации на Земле.

Файлы: 1 файл

Контрольная МП.docx

— 41.42 Кб (Скачать файл)

    Как  институт права международной безопасности  меры укрепления доверия  представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения. Меры укрепления доверия (уведомление, наблюдение, контрольная деятельность, информация) сопутствуют обеспечению международной безопасности и процессу разоружения.

    Юридическое  оформлению указанного института  было начато в 1960-1970-х гг. принятием  ряда соглашений (договоров) об  установлении линий прямой связи,  об ограничении военной деятельности, о предотвращении ядерной войны  в результате несанкционированных  действий, нормы которых имеют  своей целью устранить недоверие  и предотвратить возникновение  случайных критических ситуаций.

    Наибольшее  значение для укрепления доверия   в мире имеют двусторонние  договоры и соглашения между  СССР и США (Россия выступает  в них в качестве правопреемника  Союза ССР). Так, в 1989 г. было  заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством США о взаимных заблаговременных уведомлениях о крупных стратегических учениях. В 1997 г. в Нью-Йорке было подписано Соглашение о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, не являющимися стратегическими баллистическими ракетами, между США и рядом стран СНГ, но оно пока не вступило в силу.

    Разработка  и совершенствование мер укрепления  доверия успешно осуществляются  на региональном уровне. Это подтверждают  некоторые документы ОБСЕ. Так, в Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. В нем определяется, что государства участники будут:

    –  предварительно уведомлять в  обязательном порядке о крупных  военных учениях сухопутных войск  с участием более 25 тыс. человек  и по желанию – о других  военных учениях;

    –  взаимно обмениваться наблюдателями  на военных учениях;

    –  сообщать о крупных передвижениях  войск (по собственному усмотрению);

    –  содействовать обмену военными  делегациями.

    Дальнейшую  конкретизацию меры укрепления  доверия  в Европе получили  в Документе Стокгольмской конференции  1986 г. и Венском документе 1990 г. В частности, установлено,  что военная деятельность подлежит  уведомлению по дипломатическим  каналам за 42 дня до ее начала, когда в ней участвует в  любое время 13 тыс. человек  и более. 

    Институт  мер укрепления доверия неразрывно  связан с институтом международного  контроля.  К настоящему времени  создана достаточно разветвленная  и эффективная система контроля за выполнением государствами своих обязательств как в рамках международных организаций (Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, СНГ), так и в области выполнения международных договоров (по сокращению стратегических наступательных вооружений и обычных вооружений запрещению химического оружия и т.п.).

    Механизмы  контроля,  зафиксированные в  договорах, включают:

    –  создание контрольных органов;

    –  использование национальных технических  средств контроля;

    –  инспекции на местах без права  на отказ и др.

    Важное значение имеют обязательства неядерных государств по установлению международного контроля за их ядер объектами, работающими в мирных сферах. Для этих целей пользуется механизм контроля («система гарантий»), созданная в рамках МАГАТЭ. Неядерные государства должны предоставлять Агентству отчеты, а также содействовать ему в провес инспекций.

 

 

2.2 МАГАТЭ

 

Международное агентство по атомной  энергии (МАГАТЭ) является ведущим мировым  международным правительственным  форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования  ядерной технологии.

МАГАТЭ было создано в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году. Устав МАГАТЭ был утверждён  на учредительной конференции в  Нью-Йорке 23 октября 1956 года и вступил  в силу 29 июля 1957 года.

Членами организации являются 146 государств (на май 2009 года). Международное агентство  по атомной энергии (МАГАТЭ) — это  ведущий мировой форум научно-технического сотрудничества в области мирного  использования ядерных технологий. МАГАТЭ, созданное в рамках Организации  Объединенных Наций в 1957 году в качестве самостоятельной организации, представляет собой воплощение программной речи президента США Эйзенхауэра «Атом  для мира», с которой он выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году. Он предложил создать международный орган, призванный как контролировать атомную энергию, так и содействовать ее использованию.

Услуги и деятельность МАГАТЭ в  самых разнообразных областях реализуются  в интересах его государств-членов.

В 2005 году МАГАТЭ и его Генеральный  директор Мухаммед аль-Барадей были удостоены Нобелевской премии мира «за усилия по предотвращению использования атомной энергии в военных целях и по обеспечению ее применения в мирных целях в максимально безопасных условиях». Международная шкала ядерных событий (англ. INES, сокр. International Nuclear Event Scale) разработана Международным агентством по атомной энергии в 1988 году и с 1990 года использовалась в целях единообразия оценки чрезвычайных случаев, связанных с аварийными радиационными выбросами в окружающую среду на атомных станциях, а позднее стала применяться ко всем установкам, связанным с гражданской атомной промышленностью. МАГАТЭ рекомендует оповещать страны-участники в 24-часовой срок о всех авариях выше 2 уровня опасности, когда имеются хотя бы незначительные выбросы радиации за пределы производственной площадки, а также в случаях событий 0 и 1 уровней, если того требует общественный интерес за пределами страны, в которой они произошли. Такой подход позволяет оперативно и согласованно оповещать общественность о значимости с точки зрения безопасности событий на ядерных установках, о которых поступают сообщения. Информация передаётся в СМИ странами-участниками и самим МАГАТЭ, в том числе посредством интернета.

Шкала применима к любому событию, связанному с перевозкой, хранением  и использованием радиоактивных  материалов и источников излучения  и охватывает широкий спектр практической деятельности, включая радиографию, использование источников излучения в больницах, на любых гражданских ядерных установках и т. д. Она также включает утрату и хищения источников излучения и обнаружение бесхозных источников.

По шкале INES ядерные и радиологические  аварии и инциденты классифицируются 8 уровнями, а также областью воздействия:

население и окружающая среда —  в ней учитываются дозы облучения, полученные населением, а также выбросы  радиоактивных материалов из установки;

радиологические барьеры и контроль — в ней учитываются события, не оказывающие прямого воздействия  на население и окружающую среду  и касающиеся только происходящего  в пределах площадки ядерной установки, сюда входят незапланированные высокие  уровни облучения персонала и  распространение значительных количеств  радиоактивных веществ в пределах крупной ядерной установки, например АЭС.

глубокоэшелонированная защита —  сюда входят события, связанные с  тем, что комплекс мер, предназначенных  для предотвращения аварий, не был  реализован так, как это задумывалось.

Под шкалу подпадают только радиоактивные  утечки и нарушения мер безопасности, а не случаи переоблучения больных в результате процедур, военные инциденты и намеренные преступления. Также шкала неприменима для сравнения уровня безопасности у государств и проектных организаций — из-за небольшого количества аварий второго уровня и выше.

На апрель 2011 года, только две аварии оценены по максимальному, 7-му уровню (Чернобыль и Авария на АЭС Фукусима I), и одна по 6-му (авария на ПО «Маяк»).

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним из эффективных  средств уменьшения угрозы . ной войны является создание безъядерных зон. По своей запрещение размещать в любой форме ядерное оружие на < деленной территории есть институт демилитаризации.

 

Полная демилитаризация  определенных территорий, за! ленная в международных договорах, означает и их деато» цию, т.е. недопустимость в какой-либо форме размещать j ное оружие на таких территориях. Отсюда вытекает, что пс стью демилитаризованные Аландские острова в Балтийском i Антарктика, некоторые острова в Средиземном море, архш Свальбард (Шпицберген) также являются безъядерными зон  
Список используемых источников

 

1.Теория  международного права. Тункин Г. И.

2.Бирюков  П. Н. Международное право. Учебное  пособие. М.: Юристъ. 1998, 2000 и др. изд.

3.Международное  право: учебник / под ред. Ю.  М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. М., 2005.

4.Учебник  международного права / под. ред. Г. И. Тункина. М., 1994.

5.Гетьман-Павлова  И. Международное право: Учебник.  М., 2008.

6.Р.  А. Каламкарян, Ю. И. Мигачёв. Международное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

7.Международное  право : учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. — 5-е изд., перераб. и доп. 2009.

8.Ушаков  Н. А. Международное право: Учебник.  — М: Юрист, 2000.

9.Международное  право: учебник / под ред. К.  К. Гасанова. — М.: ЮНИТИ ДАНА, Закон и право, 2008.

10.Международное  право: учебник / отв. ред. В.  И. Кузнецов. М.: Юристъ, 2001.

11.Н.  А. Ушаков. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.  Учебник. Москва. Юристъ. 2000.

12.Хужокова  И. М. Международное право: Учебное  пособие для вузов. 4-е изд., испр. М., 2011

13. Электронная юридическая бибилиотека www.juristlib.ru › Учебная литература

14. Система Гарант Эксперт 2010


Информация о работе Международное право и вопросы запрета и ликвидация оружия массо-вого уничтожения. Правовой статус МАГАТЭ